Схема подключения пускового реле. Как подключить магнитный пускатель — инструкция со схемами

Здравствуйте, уважаемые посетители и гости сайта «Заметки электрика».

Сегодня я продолжу Вас знакомить с магнитным пускателем, а именно со схемой его подключения.

Для более подробного и наглядного изучения схемы подключения магнитного пускателя нереверсивного типа применим следующее электрооборудование:

  • магнитный пускатель типа ПМЛ-1100 (нереверсивный)
  • кнопочный пост с 3 кнопками (например, ПКЕ 222-3У2)
  • асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором типа АОЛ 22-4 мощностью 0,4 (кВт)

Вот, собственно говоря, сам магнитный нереверсивный пускатель типа ПМЛ-1100. С ним Вы уже знакомы.

ПМЛ-1100 относится к пускателям первой величины, т.е. номинальный ток его силовых (главных) контактов равен 12 (А) при напряжении сети 220 (В) и 380 (В). Поэтому этот пускатель с легкостью подходит по техническим характеристикам для пуска нашего двигателя, у которого номинальный ток при схеме соединения обмоток треугольником составляет 1,97 (А). Это видно на бирке, правда не совсем отчетливо, потому что бирка покрыта лаком после очередного ремонта двигателя.

Кнопочный пост для подключения магнитного пускателя

Кнопочный пост ПКЕ 222-3У2 имеет три кнопки:

Кнопочный пост я выбрал такого типа, т.к. другого на момент написания статьи не было в наличии. Для подключения магнитного нереверсивного пускателя достаточно приобрести кнопочный пост с двумя кнопками, например, ПКЕ 212-2У3.

Также можно приобрести два одинарных кнопочных поста типа ПКЕ 222-1У2.

Сейчас в продаже имеется большой выбор различных кнопок от IEK, EKF и других торговых марок. Так что выбирайте на свой «вкус и цвет».

Давайте заглянем во внутрь, выбранного мной, кнопочного поста ПКЕ 222-3У2. Для этого открутим 6 крепежных винтов.

У каждой кнопки поста ПКЕ 222-3У2 имеется два контакта:

  • разомкнутый (нормально-открытый) имеет маркировку (1-2)
  • замкнутый (нормально-закрытый) имеет маркировку (3-4)

Для примера рассмотрим кнопку «Стоп».

Вот фотография замкнутого (нормально-закрытого) контакта кнопки «Стоп»:

А вот фотография разомкнутого (нормально-открытого) контакта кнопки «Стоп»:

Внимание. При нажатии на кнопку разомкнутый (нормально-открытый) контакт замыкается, а замкнутый (нормально-закрытый) контакт — размыкается.

Итак, с кнопками разобрались. Теперь приступим к сборке схемы магнитного пускателя для пуска трехфазного асинхронного двигателя АОЛ 22-4.

1. Источником трехфазного напряжения в моем примере служит испытательный стенд, у которого линейное напряжение сети составляет

220 (В). Это значит, что катушка магнитного пускателя должна иметь номинал 220 (В).

Вот схема подключения магнитного пускателя через кнопочный пост для пуска электродвигателя для моего примера:

Если у Вас линейное напряжение трехфазной цепи не 220 (В), а 380 (В), то у Вас есть два выбора.

В первом случае катушку пускателя нужно выбирать с номиналом на 380 (В) при следующей схеме подключения:

Во втором случае схему управления необходимо запитать от одной фазы (фаза-ноль), при этом номинал катушки пускателя должен быть на 220 (В).

В данной статье я буду собирать схему магнитного пускателя по первому рисунку, т.е. при напряжении трехфазной сети 220 (В) и напряжении катушки пускателя на 220 (В).

Сборку схемы я буду выполнять медным проводом ПВ-1 сечением 1 кв.мм.

2. Первым делом прокладываем три фазных провода от источника трехфазного питания (А, В, С) до соответствующих клемм пускателя: L1 (1), L2 (3), L3 (5).

3. Затем подключаем провод с одной стороны на клемму L2 (3) пускателя, а с другой стороны — на замкнутый контакт кнопки «Стоп» с маркировкой (4).

Только сейчас заметил, что у выбранного мной кнопочного поста ПКЕ 222-3У2 отсутствует маркировка клемм. Ничего страшного — ведь контакты у кнопок не спрятаны и их видно достаточно хорошо. По тексту ниже я все равно буду указывать маркировку, т.к. в других кнопочных постах она должна быть.

4. Теперь устанавливаем перемычку между замкнутым контактом кнопки «Стоп» с маркировкой (3) и разомкнутым контактом кнопки «Вперед» с маркировкой (2).

5. С клеммы (1) кнопки «Вперед» прокладываем провод на вывод катушки пускателя (А1).

6. Параллельно разомкнутым контактам (1-2) кнопки «Вперед» нужно подключить вспомогательный разомкнутый контакт NO (13) - NO (14) магнитного пускателя ПМЛ-1100.

Т.е. с клеммы (2) кнопки «Вперед» прокладываем провод на вспомогательный контакт NO (13) магнитного пускателя.

7. Со вспомогательного контакта NO (14) магнитного пускателя ПМЛ-1100 делаем перемычку на катушку (А1).

У нас получилось, что разомкнутый контакт кнопки «Вперед» (1-2) и вспомогательный разомкнутый контакт NO (13) - NO (14) магнитного пускателя подключены параллельно.

8. И осталось вывод катушки А2 магнитного пускателя подключить к клемме L3 (5).

В итоге у нас получилось, что с кнопочного поста ПКЕ 222-3У2 выходит всего 3 провода, т.е. для монтажа можно было использовать трехжильный кабель.

9. Соберем кнопочный пост. Вот что у нас получилось.

10. Схема управления магнитным пускателем у нас готова. Осталось подключить на клеммы Т1 (2), Т2 (4), Т3 (6) асинхронный двигатель и проверить схему.

Вот что в итоге у нас получилось.

Данная схема является самой простой. В следующих статьях мы рассмотрим более сложные схемы подключения магнитных пускателей, например, с использованием тепловых реле, блокировок, дополнительных аппаратов защиты и т.п.

Специально для Вас я нарисовал монтажную схему подключения пускателя, которую я собрал в данной статье. Может по ней Вам легче будет ориентироваться в проводах.

Принцип работы схемы магнитного пускателя через кнопочный пост очень прост.

1. Включаем источник трехфазного напряжения на испытательном стенде.

2. Нажимаем кнопку «Вперед».

Магнитный пускатель ПМЛ-1100 срабатывает и замыкает свои силовые (главные) и вспомогательные контакты:

Двигатель начинает вращаться.

Удерживать кнопку «Вперед» не нужно, т.к. при включении магнитного пускателя контакт кнопки «Вперед» шунтируется его же вспомогательным замыкающим контактом NO (13) - NO (14). Катушка пускателя находится под напряжением.

3. Нажимаем красную кнопку «Стоп».

Происходит разрыв цепи (фазы) питания катушки пускателя, соответственно размыкаются силовые (главные) и вспомогательные контакты пускателя. Двигатель останавливается.

Все что я демонстрировал и рассказывал Вам в данной статье я снял на видео. Смотрите, как работает магнитный пускатель:

P.S. На этом статью о схеме подключения магнитного пускателя через кнопочный пост я заканчиваю. Если есть вопросы по материалу статьи, то смело задавайте их в комментариях. Спасибо за внимание.

241 комментариев к записи “Схема подключения магнитного пускателя”

Пардон…Но судя по первой схеме(где показан пускатель с катушкой на 220),ну ни как не может быть катушка на 220,только на 380.

Сергей, Вы не правы. В первой схеме линейное напряжение сети составляет 220 (В), т.е. между фазами — 220 (В). Схема управления запитана с В-С, соответственно, катушки пускателя необходимо брать на 220 (В).

Да ладно, Сергей. Это должен знать любой начинающий электрик.

Не хочу лесть в полемику ну поверъ много нас — электриков,до сих пор не знает.А ты все популярно объяснил да еще с фото.

Для кого вообще расчитан этот детский сад? Что нибудь стояшее предложите на форуме….

Игорь, не нужно так говорить — это не детский сад. Написал эту статью по многочисленным просьбам читателей. Видимо, есть трудности с этой схемой. И не забывайте — у всех уровень знаний разный. Что Вы имеете ввиду под выражением «стоящее»?

если подключать ещё кнопку назад, то через реверс? Староватый кнопочный пост у вас) Сейчас обычно только с трехконтактными кнопками встречаю по работе

Возможно, Паша. и староват кнопочный пост, зато служит верой и правдой десятками лет. А насчет современных кнопок с общим выводом — такие для данной схемы подойдут, а вот для реверса никак.

Виктор, в ближайшее время расскажу о выборе теплового реле и его устройстве.

Ну очень подробно наверно и я бы справилась, хоть совсем не электрик

Висел на столбе электромонтер, сжимал зубами два куска провода. Бежала мимо лиса: «Монтер-монтер, а что это ты на проводах раскачиваешься, хоть бы лестницу поставил!» Молчит монтер, сжимает провода пуще прежнего. А лиса не унимается: «Монтер, ты бы хоть паяльник взял, разве можно зубами?» Молчит монтер. А лиса снова: «Монтер, ты электричество-то выключи, ведь тебя сейчас током долбанет!» Не выдержал монтер, разжал зубы да как гаркнет во все горло: «А ну вали отсюда, дура рыжая, ты еще будешь меня учить работать!» А как разжал зубы — вниз брякнулся и ногу вывихнул. А провода разомкнулись, и во всем городе свет погас.

Так выпьем за то, чтобы не обращать внимания на советы дилетантов.

самое понятное объяснение из всех что нашол в интернете,спасибо огромное! да и вообще весь сайт суперский все просто и понятно

у меня дома 220 необходимо запитать от одной фазы (фаза-ноль), как это сделать о втором случае схему управления необходимо запитать от одной фазы (фаза-ноль), при этом номинал катушки пускателя должен быть на 220 (В).

увас написано входит 380в

купил двиг,аир 100 4 кв не пойму как подключить 220 в однофазную сеть с магнитным пускателем?ни когда с двиг, не имел дело а надо подлючить циркулярку

Роман, у Вас дома однофазная сеть 220 (В). Вы хотите двигатель запускать с помощью магнитного пускателя — я правильно понял? Тогда питающие фазу и ноль подключайте на входные клеммы пускателя L1 и L2 соответственно, а с выходных клемм Т1 и Т2 запитывайте двигатель. Катушка пускателя должна быть на 220 (В).

все сделал как вы написали до пункта 9 а как дальше? как у вас на фото или надо провод какой-то соеденить

Схему управления магнитным пускателем Вы собрали. Теперь подключайте двигатель: на клеммы Т1 (2) и Т2 (4) в сторону двигателя, на клеммы L1 и L2 подключайте питание (фаза и ноль), т.е. все как на картинке, только вместо 3 проводов у Вас получится 2 провода. И не забудьте подключить и рассчитать для двигателя емкость конденсатора.

С(W1V2)НА КЛЕМЫ Т1,С(V1U2) НА КЛЕМУ Т2. С(W2U1) СТАВИТЬ СБОРКУ КОНДЕНЦАТОРОВ НА (246МКФ Т.К. АИР 4КВ) И ВКЛЕМУ Т1 ПРАВИЛЬНО ПОНЯЛ? А ПУСКОВОЙ КОНДЕНЦАТОР НУЖЕН КАК НА СХЕМЕ Подключение трехфазного двигателя к однофазной сети?

Не совсем понял зачем нужны вспомогательные контакты, не могли бы объяснить?

Дмитрий, вспомогательным контактом (13-14) в данной схеме мы шунтируем контакт кнопки «Вперед» (1-2), т.е. кнопку «Вперед» не нужно постоянно удерживать, а достаточно нажать один раз. Смотрите схему. Также вспомогательные контакты (их может быть несколько пар в зависимости от типа пускателя или контактора) используются в схемах сигнализации, дополнительных блокировок и т.п.

Подскажите, как можно собрать схему включения не реверсивного пускателя тип ПМА с предохранителем в эл.цепи.

Можно ли увидеть поэтапное видео сборки схемы подключения нереверсивного магнитного пускателя с сетью 380В и питанием катушки пускателя 220В?

Юрий, все аналогично, только цепь управления будет взята с фазы и нуля. Читайте внимательно, эта схема изображена в статье.

Вместо автомата можно применить предохранители. В чем собственно вопрос?

если подключать так как вы подключали вот здесь — Тепловое реле LR2 D1314. Назначение, устройство, схема подключения. то подключение кнопочного поста и всё остальное останется так же?

Да, кнопочный пост подключается аналогично, только перед кнопкой стоп добавится н.з. контакт теплового реле.

то есть с н.з реле на L2 (3)? , я правильно понял?

С L2(3) пойдет на н.з. контакт теплового реле, а с него на кнопку «Стоп».

спасибо! соберу шкаф, поделюсь результатом

Благодарю за розъяснение материала,всё олчень толково «раздожил по полочкам».

Подскажите, на катушку принципиально важно, что на А1 приходит фаза,а на А2 ноль?

Нет, Андрей, можно и наоборот. На А1 подключить ноль, а на А2 — фазу.

Спасибо, очень полезная статья.

Доброй ночи, простите но я не понячл, в вашей схеме я не нашёл нуля, по схеме смотря вы берете 2 фазы с в и с соответственно, мне интересна схема подключения вот этого пускателя и реле lr2d1314, я просто в деле электричества не давно, и не понимаю, описано все в принципе понятно но как мне запустить 3фазный двигатель при помощи этого пускателя и терминале с постом на 2кнопки?

Павел, в статье приведены схемы с линейным напряжением 220 (В) и 380 (В), а также со схемами управления, подключенными с двух фаз или с фазы и нулем. Нормально-закрытый контакт теплового реле можно подключить между фазой схемы управления и кнопкой «Стоп».

Спасибо за статью, пригодиться на практике, не давно очень было нужно подключить электро двигатель 230/треугольник/400звезда 2,2 kw

поскольку не мог представить данную сборку в голове, решил купить электро магнитный контактор в оболочке IEK и обломался я в обоих оказались дефектные тепловые реле, внимание проверяйте тепловые реле при покупке. Будь у меня такая статься все бы было подключенно и настроено. Спасибо

Не могу понять в схеме вот что, рассмотрим так, пусть первый так нажатия кнопки Вперед, получается путь тока такой (относительно):

L2(3) — клемма (4) — клемма (3) — клемма ОБЩАЯ (2) — клемма (1) — NO(14) — A1 — так как между двумя линиями L3(5) — А2 и A1 теперь есть напряжение то катушка сработает.

Но в ТОЖЕ САМОЕ время путь такой от клеммы ОБЩАЯ(2) — NO(13) — появляется напряжение между NO(13) — NO(14) — но это же одна фаза L2(3). так разве можно.

как я понял что после того как кнопка ВПЕРЕД была отжата, остается один контур L2(3) — клемма(4) — клемма (3) — клемма ОБЩАЯ (2) — NO(13) — NO (14) — A1 — A2 — L3(5).

ООО вроде понял, прошу поправить если не верно: Получается такой Начальный момент времени путь 1:L2(3) — клемма (4) — клемма (3) — клемма ОБЩАЯ (2) — клемма (1) — NO(14) — A1.

Путь 2: клемма ОБЩАЯ(2) — NO(13)

Получается когда срабатывает катушка (под воздействием напряжения A1 и A2) происходит коммутация цепей

И когда кнопка Вперед отжата путь будет такой:L2(3) — клемма (4) — клемма (3) — клемма ОБЩАЯ (2) — NO(13) — NO(14) — А1 — А2 — L3(5)

все хорошо,спасибо,но было бы понятнее цветными проводами))))

Здраствуйте,будет ли статья о подключении с блокировкой? Если да,то когда ее ждать?

Алексей, Вас какая блокировка интересует — механическая или электрическая?

Электрическая,ну допустим,как сблокировать 2 магнитных пукателя,чтобы при срабатывании одного невозможно было включить другой.Будет ли у вас что-то подобное в статьях,я просто в схемах не очень разбираюсь,а у вас и чайник такой как я все понимает.

все хорошо,спасибо,но цветными проводами было бы еще понятнее)))

Спасибо за статью) помогла бедному студенту) по побольше бы таких)

не могли бы вы еще сделать описание, такое же подробное,реверса асинхронного двигателя с коротк.замк ротором, Катушки на 220В

Дима, заходите в разделе Электрооборудование — Электродвигатели, там есть подробная статья с описанием сборки схемы реверса.

Здраствуйте, подскажите пожалуйста схему если катушка контактора на 24 вольта

Владимир, схема аналогичная, только схема управления должна быть запитана через понижающий трансформатор или блок питания 380/24 (В) или 220/24 (В). А зачем такие сложности, ведь дешевле установить контактор на 380 (В) или 220 (В), или это специфика Вашей схемы?

Проблема в том что перед контактором стоит Реле контроля напряжения Elko EP HRN-54N 3-f оно имеет на выходе 24v DC, а с выхода реле контакт подключается на катушку контактора. При перепаде напряжения реле отключает катушку, контактор размыкается.

Наверно все таки проще поменять реле.

сетью 220В называют фазным напряжением а не линейным. линейное напряжение это сеть 380В

Сергей, есть сеть с линейным напряжением 220 (В), и фазным 127 (В) с глухозаземленной нейтралью. Про это тоже не забывайте. Есть сеть с линейным напряжением 220 (В) с изолированной нейтралью.

Спасибо за подсказку. Очень подробно написано и показано наглядно что и как делать. Не часто имею дело с электрикой, но все же иногда приходится. Хорошо что есть такой сайт.

Кто подскажет мне схему подключения от одного кнопочного поста. Включение тэн и вентилятора. А чтоб отключались тэны сразу а вентилятор через задержку времени

Николай, все просто. ТЭНы подключайте напрямую с силовых контактов пускателя, а вентилятор через реле времени или таймер, которые подключите параллельно катушки пускателя (А1-А2).

Ребята сделайте пожалуйста схему включения эл. дивателя с двух мест.

Павел, дополнительные кнопки подключаются в параллель установленным.

А почему при подключении не участвует нулевой рабочий провод и защитный проводник? Ну например при соединении двигателя звездой, неужели не нужно соединять среднюю точку с нулевым проводом (трансформатора), для защиты двигателя от перекоса фаз? а защитный провод в контур заземления?

Зравствуйте, подскажите пожалуйста решение проблемы. Перебираю старую трёх фазную коптильню. Коптильня будет состоять из 2- х групп тенов и двигателя как лучше смонтировать применив пускатель

Не хорошо иметь управляющую и силовую цепь от одного источника.

Нагрузка на провода фаз разная,на обмотки мотора-масса проблем со временем,а если генератор локальный как на теплоходе,то и на обмотки генератора.

Но спасибо за сайт и за труд!

хотелось бы увидеть схему управления с 4-х мест

помогите у нас на работе кран-балка перестала передвигаться в одну сторону остальные функции работают т.е.не работает одна кнопка на пульте есть подозрение на перегорание катушки магнитного пускателя что подскажите спасибо

Марат, проверьте последовательно всю цепь, которая перестала работать: контакт кнопки, контакты блокировок, катушка пускателя и т.д. Можете скинуть схему мне на почту, я подскажу.

Про реверс есть статьи. Читайте раздел «Электродвигатели».

Хороший сайт, все подробно и по пунктам объясняется, да + еще и с фото. Админ Респект и спасибо за инфу)))))

Евгений, спасибо за поддержку.

Спасибо огромное за статью, очень помогла понять эту схему!)

Здравствуйте,подскажите пожалуйста,как подключить мощный электродвигатель с помощью приставка с выдержки времени.заранее спасибо/

Олег, Вы имеете ввиду схему подключения контактора с применением приставки с выдержкой времени? Тогда укажите тип двигателя и его мощность, тип контактора и приставки. Зачем хотите использовать выдержку — для каких целей?

скажите пожалуйста какой пмл использоват в данной ситуации. Пмл управляет двигателями вытяжной системы здания. При пожаре пульт пожарной сигнализации отключает пмл подавая сигнал на катушку независимого расцепитеия пмл.какие для этого ест пускатели

Муслим, скорее всего в цепь управления катушки пускателя заведен н.з. (замкнутый) контакт от пожарной сигналиции. Когда происходит пожар, то этот контакт размыкается и, соответственно, разрывает цепь питания катушки — пускатель отключает вытяжную вентиляцию. Для выбора нужного пускателя нужно знать характеристики Вашей силовой цепи и цепи управления. Если силовая цепь 380/220 (В), а цепь управления 220 (В), то можно использовать ПМЛ-1100.

спасибо.с пмл ясно.как реализоват это размыкание технически.через пке к пульту пс.чтоб ппс размыкала контакты кнопки стоп на пке при пожаре?

Спасибо Вам большое! Мне, как проектировщику не приходится сталкиваться в жизни с монтажной частью. Однако для создания качественного проекта необходимо понимать что и как работает. Часто читаю Ваши статьи. Хоть поблагодарю)))

Полина, спасибо за поддержку.

Спасибо за ваш сайт, очень полезен по жизни!

Хотелось бы дать один совет коллегам, у вас пост кнопочный в нем кнопки типа КЕ, у нас на производстве станков 30 с такими кнопками замучился постоянно их прикручивать на место на пультах управления, крепятся то они снаружи и работники из-за своей безалаберности частенько их продавливают внутрь и получается, что резьба срывается, долго думал, что можно сделать в итоге поменял пульт управления с кнопками типа SB7 и проблема отошла, хотя SB7 одноразовые, а КЕ хоть отреставрировать можно

Спасибо за сайт.

Подключить 2 пункт управления получилось давно, но хотел бы тепере подключить GSM-розетку. Возможно ли ее подключить к схеме? Да та, чтобы раболи кнопки и GSM-розетка?

(GSM-розетка: звонишь на номер — включается 220В, звонишь еще выключается 220В)

Наверное проще будет сказать, подключить тумблер с 220В.

Александр, в принципе, в ней должно быть встроено реле, выходные контакты которого подключаются в силовую цепь. Но все равно нужно знать тип GSM-розетки, чтобы определить количество выходных контактов и возможность подключения ее в эту схему магнитного пускателя.

Подскажите, а как возможно подключить трех-фазный двигатель в однуфазную сеть с использованием контакторов и рабочего и пускового конденсатора?Без реверса

Какова будет схема?

Сергей, схема будет аналогичная, только силовыми контактами контактора на обмотки двигателя будут подаваться не 3 фазы (3 полюса), а фаза и ноль (2 полюса).

Подскажите где найти схему подключения реверса с 3 кнопками где одна кнопка 3 постовая а остальные две 2х постовые. причем одна кнопка противоход ну т.е. реверз без блокировки

Здравствуйте! А можно ли этот двигатель подключить просто подсоеденив и включив в ризетку? Ну тоесть без этих пускателей. Если да то как?

Александр, можно. Вот в этой статье я рассказывал об этом. Включение двигателя и его реверс осуществляется с помощью кнопочного переключателя.

Расскажите а в чем суть пускателя разве нельзя включить и выключить тот же двигатель например с помощью выключателей?

17.08.2014 в 01:19

Конечно, можно реализовать запуск с помощью автоматических выключателей, но при такой схеме невозможно будет механически реализовать систему защиты электродвигателя. Вы не сможете установить Реле контроля последовательности и выпадения фаз для защиты электродвигателя, так как без электромагнитного расцепителя реле несможет управлять питанием двигателя.

Также реализация схемы реверсивного пуска не представляет себе возможности без использования электромагнитных пускателей.

Вы кода нибудь видели подъемники? Или Кран балку? Оператор совершает управление, передвигаясь в месте с грузом держа в руках небольшой пульт с которого он управляет электромагнитными пускателями, а те уже запускают двигатель в нужном направлении вращения ротора. А теперь мысленно представьте, как это все должно было бы выглядеть, если не использовались электромагнитные пускатели, а ваши автоматические выключатели. Оператор за собой наверно телегу таскал забитую проводами и вашими выключателями, из за которых сделать преднамеренное короткое замыкание было бы как два пальца об асфальт, банально забыв сделать отключение одного автоматического выключателя. Пускатели относятся к категории аппаратам защиты и управления и их не применения в электроустановках дистанционного пуска лишено вообще всякого смысла.

а можешь показать как подключить движок от сети 220 с пускателем и двумя кандерами пусковым и рабочим

помогите уже не знаю что делать запутался в этих кандерах пускателях целый день провозился хелп

Вован, через силовые контакты пускателя подключаете питающее напряжение 220 (В) на двигатель. Кнопкой управляете катушкой пускателя, как в статье. Схема подключения рабочих и пусковых конденсаторов показана вот здесь.

а А2 на какую клемму сажать?

…подскажите, что нужно изменить в схеме, чтобы при отпускании кнопки вперед/назад двигатель останавливался.

Дмитрий, все просто — нужно из схемы исключить блокировочный NO контакт 13-14. Таким образом, при нажатии на кнопку «Вперед» катушка контактора сработает, тем самым запустив двигатель, но из-за отсутствия в схеме блокировочного контакта 13-14, катушка на самоподхват не встанет, т.е. отпустив кнопку, катушка сразу же обесточится и отключит двигатель от сети.

Здравствую,твоя схема понятно,но только я немогу понять какой ток поступает на двигатель,на катушку пускателя понятно 220 с В и С,но на L1,L2,L3 поступает 3 фазы,или это ноль-фаза-земля,тогда ведь в двигатель нужно подключать конденцатор,так или нет,СПАСИБО.

Саша, во всех схемах на двигатель поступает 3 фазы. В первом случае трехфазная сеть выполнена с линейным напряжением 220 (В), а в других — с линейным напряжением 380 (В). Если у Вас однофазное питание 220 (В), тогда нужно применять фазосдвигающий конденсатор (подробнее об этом здесь).

Подскажите, как происходит механическая блокировка пускателей при реверсе?

Как работает блокиратор, как его нажимать — он ведь механический?

Приветствую подскажите как. ПММ 1113 соединить с ПКЕ 212 2У3

Михаил, в ПММ-1113 уже имеются кнопки управления контактором. Я так понимаю, что Вам нужно сделать дистанционное управление этим же контактором с помощью отдельного кнопочного поста ПКЕ212?

совершенно верно мне надо вывести с ПММ 1113 на ПКЕ!? мне бы как нить видео или фотографиями. На ПММ подключен Гидрофор, что бы включать не бегать всегда в машинного отделения хотел на палубе поставить ПКЕ понимаю куда подключить контакты кнопки пуск а вот с кнопкой стоп немного не лады, страшно если подключу не тот контакт? или просто работать не будет?

В ПКЕ можно так же поставить перемычку или надо четырех жильный кабель и просто продублировать каждый контакт?

Михаил, кнопки «Стоп» (н.з. контакт) обоих постов нужно соединить последовательно, а кнопки «Пуск» (н.о. контакт) — параллельно. Для этого Вам достаточно с ПКЕ212 до ПММ-1113 проложить 4-жильный кабель.

а можно обойтись как нить трех жильным?

а можно как нить на фото это показать? извините не сильно понимаю по написанному((((надо очень

Михаил, можно обойтись 3-жильным. Схему скинул Вам на почту. В схеме красным, зеленым и синим цветами указал, как подключить провода второго поста.

Подскажите пожалуйста в чем дело.Живу в своем доме водоснабжение производится насосом с гидроаккомулятором если знаете такое.Допусти работает стиральная машина или печь если насос включается то ему не хватает энергии что бы накачать нужное давление.

А МОЖНО УВИДЕТЬ ТАКУЮ СХЕМУ,ЧТОБ МОЖНО БЫЛО ПОДКЛЮЧИТЬ НАПРИМЕР ЛАМПОЧКУ?НА 220V И ЛАМПА,И КАТУШКА,И ЧТОБ БЫЛО ФАЗА-0

как можно подключить реверс трёхфазного двигателя с помощью ПКЕ 222-3У2 и ПМЛ-150104В?

Юрий, вот Вам подробная статья по сборке схемы реверса.

Спасибо, хорошая статья. Подскажите пожалуйста, как собрать данную схему, если доп. контакты нормально замкнуты (КМИ-11211). Пускатель 380 В.

из первой схемы по которой собран контактор с кнопочным постом, получается, что контактором с катушкой на 220В управляется двигатель на 380В.

По схеме получается, что катушка на 220В, но коммутируется напряжение 380 В м/у фазами В и С.

в статье написано «при напряжении трехфазной сети 220 (В) и напряжении катушки пускателя на 220 В» это как?

Насколько я знаю, в трехфазной сети м/у фазами — 380В, м/у фазами и нулем 220В.

Я так понял, что нулем в данном случае является фаза С?

по первой схеме катушка на 220В, просто-напросто сгорит..

Магнитным пускателем называют специальную установку, с помощью которой производится дистанционный запуск и управление работой асинхронного электрического двигателя. Данное приспособление характеризуется простотой конструкции, что позволяет произвести подключение мастеру без соответствующего опыта.

Проведение подготовительных работ

Перед подключением теплового реле и магнитного участка необходимо помнить, что вы работаете с электрическим прибором. Именно поэтому, чтобы обезопасить себя от поражения электрическим током, нужно произвести обесточивание участка и проверить его. С этой целью, наиболее часто, используется специальная индикаторная отвертка.

Следующим этапом подготовительных работ является определение величины рабочего напряжения катушки. В зависимости от производителя приспособления увидеть показатели можно на корпусе или на самой катушке.

Важно! Величина рабочего напряжения катушки может быть 220 или 380 Вольт. При наличии первого показателя необходимо знать, что на ее контакты осуществляется подача фазы и ноля. Во втором случае это обозначает о наличии двух разноименных фаз.

Этап правильного определения катушки достаточно важен при подключении магнитного пускателя. В противном случае она может перегореть во время работы устройства.

Для подключения данного оборудования необходимо использовать две кнопки:

  • пуск;
  • стоп.

Первая из них, может иметь черный или зеленый цвет. Эта кнопка характеризуется постоянно разомкнутыми контактами. Вторая кнопка имеет красный цвет и постоянно замкнутые контакты.

Во время подключения теплового реле необходимо помнить о том, что с помощью силовых контактов производится включение и выключение фаз. Нули, которые подходят и отходят, а также проводники, которые заземляют, между собой необходимо соединять в области клеммника. При этом, в обязательном порядке, пускатель необходимо отходить. Коммутация этих приспособлений не производится.

Для того чтобы произвести подключение катушки, величина рабочего напряжения которой составляет 220 Вольт, необходимо взять ноль с клеммника и подсоединить его к схеме, которая предназначается для работы пускателя.

Особенности подключения магнитных пускателей

Схема магнитного пускателя характеризуется наличием:

  • трех пар контактов, с помощью которых производится подача питания на электрическое оборудование;
  • Схемы управления, в состав которой входит катушка, дополнительные контакты и кнопки. С помощью дополнительных контактов производится поддержка работоспособности катушки, а также блокировка ошибочных включений.

Внимание. Наиболее часто используют схему, которая требует использования одного пускателя. Это объясняется ее простотой, что позволяет с ней справиться даже малоопытному мастеру.

Для сборки магнитного пускателя требуется использование трехжильного кабеля, который подводится к кнопкам, а также одной пары контактов, которые хорошо разомкнуты.

При использовании катушки в 220 Вольт необходимо произвести подключение проводов красного или черного цветов. При использовании катушки 380 Вольт используется разноименная фаза. Четвертую свободную пару в этой схеме используют как блок-контакт. Три пары силовых контактов включаются наряду с этой свободной парой. Расположение всех проводников производится сверху. В том случае, если есть два дополнительных проводника, то их размещают сбоку.

Силовые контакты пускателя характеризуются наличием трех фаз. Для их включения во время нажатия кнопки Пуск, необходимо произвести подачу на катушку напряжения. Это позволит цепи замкнуться. Для размыкания цепи необходимо произвести отключение катушки. Для сборки цепи управления зеленая фаза напрямую подключается к катушке.

Важно. При этом необходимо к кнопке Пуск подключить провод, который идет с контакта катушки. С него также делают перемычку, которая идет к замкнутому контакту кнопки Стоп.

Включение работы магнитного пускателя производится с помощью кнопки Пуск, которая смыкает цепь, а отключение - с помощью кнопки Стоп, которая производит расцепление цепи.

Особенности подключения теплового реле

Между магнитным пускателем и электрическим двигателем располагается тепловое реле. Его подключение осуществляется к выходу магнитного пускателя. Через данное приспособление осуществляется прохождение электрического тока. Тепловое реле характеризуется наличием дополнительных контактов. Их необходимо соединить последовательно с катушкой пускателя.

Любой электрический прибор имеет устройство для его подключения к электросети, будь то чайник, кофемолка или более сложный механизм. Это может быть как простое устройство, так и более сложное. Порой, если оно вышло из строя, необходимо заменить его либо самому собрать для электроприбора.

Способы подключения

В чем может быть сложность подключения? Необходимо обеспечить безопасность пользователей от поражения электрическим током или пожара, сохранность самого прибора от полного или значительного повреждения при его неисправности. По принципам, которые используются в этих устройствах, их можно разделить на:

  • электронные;
  • электромеханические.

Электронные аппараты полностью состоят из приборов, в которых не используется механическая, мускульная сила. Для коммутации в них используются транзисторы и тиристоры. Такие устройства полностью автоматизированы. Они отличаются быстродействием, отсутствием шума. В них не возникают искры или электрическая дуга. По размерам они значительно меньше электромеханических . Также они выигрывают по весу и, что немаловажно, по цене.

Тем не менее электромеханические устройства еще широко используются. Пожалуй, единственным преимуществом у них является сравнительная простота. Если их классифицировать по разъединяемому току, то можно выделить три группы:

  • реле;
  • пускатели;
  • контакторы.

Через реле

Реле - самые маломощные, работают с малым током и напряжением. В связи с этим могут работать с относительно большими частотами, чем остальные два. Используются в автоматике, телефонии, для маломощных агрегатов. Могут применяться в виде основного коммутатора либо совместно с более мощным, например, пускателем.

Реле имеет металлический или пластиковый корпус и диэлектрическую пластину, из которой выходят вывода для крепления проводов. К пластине крепится катушка и контакты. По числу контактов можно выделить:

  • одноконтактные;
  • много контактные.

Катушка представляет собой намотанный на каркас провод, а в центре ее находится металлический сердечник. Вблизи сердечника располагается металлическая пластина, к которой через изолирующую прокладку крепится один или несколько контактов. В некоторых конструкциях их может быть 20−30. Когда по катушке проходит ток, сердечник намагничивается и притягивает пластину с коммутирующим устройством. Чтобы коммутатор вернулся в свое первоначальное положение после снятия напряжения с обмотки катушки, к нему с противоположной стороны крепится пружина.

Те коммутирующие устройства, которые находятся в движении, называют подвижными. Другие - неподвижные, они не перемещаются во время работы реле. На каждый подвижный контакт приходится один или два неподвижных. В связи с этим их можно разделить на три группы:

  • замыкающие;
  • размыкающие;
  • переключающие.

Замыкающими называют пару контактов, которые при срабатывании катушки замыкаются. Размыкающие, естественно, будут размыкаться при подаче на катушку напряжения. У переключающих подвижной коммутатор находится между двумя неподвижными, причем при отсутствии магнитного поля подвижные соединены с одним контактом, а при появлении магнитного поля они переключаются на другой.

Обычно на корпусе реле есть схема контактов , где показано, в каком положении при отсутствии напряжения на катушке находятся подвижные. Они пронумерованы, как и выводы на корпусе, что помогает определить, какой вывод соответствует тому или иному контакту. Отдельно показаны выводы катушки, они обозначаются буквами «А» и «Б».

На электрической схеме реле обозначается прямоугольником, а рядом ставится буква К. Если в схеме несколько реле, рядом с буквой ставится цифра - индекс. Сам прямоугольник обозначает обмотку катушки. Чтобы легче было читать схему, контакты могут располагаться отдельно от реле. Для идентификации рядом с ними ставится буква «К» и цифры (индекс), указывающие принадлежность к тому или иному реле. Если в реле несколько пар контактов, в индексе указывается их порядковый номер.

В быту и производстве широкое применение получил магнитный пускатель. Он используется для подключения потребителей различных мощностей. Корпус, изготовленный из электроизоляционного материала, полностью защищает человека от случайного поражения электрическим током.

Внутри корпуса крепится катушка с сердечником. Она подключается, на это необходимо обратить особое внимание, к напряжению 220 или 380 вольт. Несоблюдение этого требования приведет либо к плохой работе пускателя, либо к выходу из строя катушки. Номинальное напряжение указывается на самой катушке, а она ставится таким образом, что эту надпись можно было увидеть, не разбирая корпуса.

Как и в реле, обмотка с сердечником образует электромагнит, но гораздо большей мощности. Это позволяет увеличить скорость размыкания коммутирующего устройства за счет увеличения упругости пружины, что, в свою очередь, дает возможность подключать значительные токи к цепи.

Из-за размыкания больших токов возникает электрическая дуга. Она опасна тем, что может перекрыть соседние коммутирующие устройства, это приведет к короткому замыканию. Также увеличивается время разрыва цепи. Сами контакты под действием высокой температуры начинают плавиться и выгорать. Повышается сопротивление в них, что может плохо повлиять на работу электроприбора. Хуже всего, пожалуй, когда коммутирующие устройства слипаются, а то и вовсе привариваются, тогда цепь не сможет разомкнуться. Последствия предугадать несложно.

Для борьбы с этим нежелательным явлением существует несколько способов:

При использовании конденсатора необходимо подобрать емкость такой величины, чтобы она соответствовала индуктивности нагрузки. При малой емкости между контактами будут появляться искры, а при большой - сдвиг синуса по временной шкале, в худшем случае - срезание верхушек. Простым языком, ток будет выпрямляться, а это скажется на работе электроприборов.

Резистор устраняет эту проблему, но добавляет свою. При малом сопротивлении при разомкнутых контактах через пускатель будет идти ток. Это приведет к потере энергии и может представлять опасность для людей, находящихся, например, в сырых помещениях. При большом сопротивлении опять может возникнуть дуга.

Использование контактора

Контактор похож на магнитный пускатель , но работает со значительно большими токами. Обязательно имеет дугогасительную камеру, отличается быстрым срабатыванием. В отличие от магнитного пускателя не имеет защиты по току. В некоторых устройствах имеется не один, а два электромагнита. Для замыкания контактов используется основной, мощный, а для удержания применяется меньшей мощности.

Особенности подключения трехфазного двигателя

В домашних условиях иногда возникает необходимость подключения трехфазного двигателя через магнитный пускатель. На что необходимо обратить внимание? В магнитных пускателях предусмотрена защита по току. Она представляет собой биметаллическую пластину, по которой проходит ток. При нагревании пластина меняет форму, это используется для замыкания или размыкания контактов управления.

На корпусе пускателя имеются внешние контакты, которые также используются в цепи управления. Их обычно две пары, одни замыкающие, другие - размыкающие.

Основные контакты пускателя непосредственно подключают двигатель к трехфазной сети. Конструктивно две фазы уже проходят через биметаллические пластины, которые, в случае необходимости, разрывают цепь питания катушки пускателя.

Второй конец катушки идет по двум направлениям:

  • к нормально разомкнутым контактам на корпусе;
  • к кнопке «пуск».

После чего цепь вновь объединяется и идет к кнопке «Откл». После чего подсоединяется к фазе или нулю, в зависимости от типа катушки.

Если необходимо чтобы двигатель работал в двух направлениях, ставят второй пускатель по той же схеме и со своими кнопками управления. Разница будет заключаться в фазировке. Это можно будет сделать опытным путем. Двигатель пускается через один пускатель , отключается, пускается через другой. Если вращение происходит в одну и ту же сторону, две любые фазы на пускателе меняют местами.

В процессе работы из-за износа или внешних факторов могут возникнуть неисправности:

  1. При включении пускателя контакты начинают дребезжать или не включаются.
  2. При отключении - залипают, между контактами появляются искры.

Что может быть причиной в первом случае? При замене катушки выбрали номинал большего значения. Стояла на 220 в, поставили на 380. Если не меняли, в катушке появились короткозамкнутые витки, и магнитное поле уменьшилось. Необходимо заменить катушку. При полном разборе пускателя поставили более мощную пружину на контактах.

Во втором случае либо контакты подпорчены, либо слишком большая нагрузка. Необходимо сверить ток потребителя и номинал пускателя. Если соответствуют - поменять контакты.

Рассмотрение общепринятых схем монтажа магнитного пускателя позволит пользователю самостоятельно подключить трехфазный асинхронный двигатель самостоятельно, избежав при этом распространённых ошибок, не прибегая к услугам профессиональных электриков.

Необходимость в специфическом кнопочном контакте

Известно, что контактор магнитного пускателя включается управляющим импульсом, исходящим от нажатия пусковой кнопки, с помощью которой подается напряжение на катушку управления.

Удержание контактора во включенном состоянии происходит по принципу самоподхвата – когда дополнительный (вспомогательный) контакт шунтирует (подключается параллельно) пусковую кнопку, тем самым подавая напряжение на катушку, вследствие чего пропадает необходимость удерживать кнопку запуска в нажатом состоянии.

Отключение магнитного пускателя в этом случае возможно только при разрыве цепи управляющей катушки, из чего становится очевидной необходимость использования кнопки с размыкающим контактом.

Исходя из этого, кнопки управления пускателем, которые называют кнопочным постом, имеют по две пары контактов – нормально открытые (разомкнутые, замыкающие, НО, NO) и нормально закрытые (замкнутые, размыкающие, НЗ, NC) (см. рис.)

Данная универсализация всех кнопок кнопочного поста сделана для того, чтобы предвидеть возможные схемы обеспечения моментального реверса двигателя. Общепринято называть отключающую кнопку словом: «Стоп» и маркировать её красным цветом. Включающую кнопку часто называют пусковой, стартовой, или обозначают словом «Пуск», «Вперёд», «Назад».

Простая схема — нереверсивный режим двигателя

Данный режим работы мотора означает, что вращение вала происходит только в одном направлении, запуск осуществляется при помощи кнопки «Пуск», а остановка происходит спустя некоторое время (из-за инерции) после нажатия «Стоп».

Существуют две распространенные разновидности данной схемы подключения – с катушкой управления 220 В и 380 В (подключение между двумя фазами). Схема с применением катушки пускателя с номиналом на 220В требует подсоединения нулевого провода, но применение нуля более привычно для простого пользователя, поэтому вначале будет рассмотрен именно этот вариант подключения.


Подключение эл. двигателя через магнитный пускатель на 220 В

Нужно детально рассмотреть все соединения, чтобы полностью понять принцип работы данной схемы, после чего будет проще разобрать более сложные варианты.

Детальное рассмотрение электромонтажа

Для удобства нужно составить монтажную схему.




Вначале подключается контактор (само собой, напряжение на входном кабеле должно отсутствовать). В приведённой выше схеме напряжение, необходимое для управления, снимается с фазы «В» (L2), но выбор фазного провода в этом случае не имеет никакого значения (как будет удобно).

Проводник, идущий к кнопке «Стоп» подключается вместе с фазным проводом на клемме контактора. Чтобы не было путаницы, общепринято маркировать нормально разомкнутые контакты цифрами «1», «2», а размыкающие соответственно – «3», «4».

После чего подсоединяется провод, идущий от клеммы «1» пусковой кнопки к выводу А1 управляющей катушки контактора.



От клеммы «2» кнопки запуска нужно подсоединить провод к вспомогательному контакту NO13. В данном случае неважно, к какому выводу подключать данный провод, но лучше придерживаться схемы, чтобы потом не запутаться.


Осталось подсоединить вывод А2 катушки управления к нулевой шине.

Теперь, перепроверив правильность монтажа можно подать напряжение и проверить работоспособность схемы.



Убедившись в работоспособности схемы, можно подсоединять выводы обмоток двигателя к выходным клеммам контактора.

Видео по подключению магнитного пускателя классическим способом:

Использование катушки на 380В и теплового реле

Разумеется, что подключение кнопочного поста и трехфазного двигателя необходимо делать не одиночными проводами, а защищённым кабелем – приведённые выше примеры даны для того, чтобы пошагово объяснить весь процесс монтажа.

Выполняя шаг за шагом данные инструкции пользователь сможет самостоятельно собрать магнитный пускатель, даже не имея опыта в электротехнике.

Набравшись опыта и поняв принцип работы, можно использовать контактор номиналом на 380 В, в этом случае вывод с катушки А2 подключается не на нулевую шину, к одной из двух фаз, к которым не подключена клемма «4» («Стоп»).

Аналогично выглядит схема, если используется трёхфазная сеть с напряжением 220В.

В магнитном пускателе с тепловым реле схема немного меняется за счёт включения размыкающего контакта в разрыв провода от клеммы А2 контактора. Вывод А2 с катушки управления подключается к фазе или нулю через размыкающий контакт данного теплового реле P, подключённого последовательно в силовые цепи обмоток.(см. схему ниже)

Реверсивный электромагнитный пускатель

Для реверса электродвигателя (вращения вала в обратную сторону), необходимо изменить последовательность фаз, для чего применяют два контактора и кнопочный пост с тремя кнопками.

Подключение магнитных пускателей для реверса двигателя

При этом, для блокировки случайного одновременного включения обеих пускателей необходимо цепи управления запуском подключать через размыкающие контакты смежных контакторов.

Если у контакторов данные вспомогательные размыкающие контакты отсутствуют, то необходимо использовать контактную приставку.

Принцип работы, с использованием самоподхвата, остается прежним, но схема немного усложняется за счёт включения новых элементов.


Подключение эл. двигателя через реверсивные магнитные пускатели 220 В

Ключевым моментом является то, что размыкающий контакт контактора КМ2 включён в пусковую цепь КМ1, и наоборот. Необходимо рассмотреть процесс включения с самого начала, когда вспомогательные контактные мостики КМ1 и КМ2 замкнуты, то есть существует возможность запуска двигателя в любую сторону.

Запустим пускатель КМ1, при котором его нормально замкнутый контакт, через который подключёна цепь запуска в обратную сторону, разомкнётся, тем самым делая невозможным реверс до отключения КМ1. Аналогично блокируется КМ1 при работе КМ2. На контакторы устанавливается система перемычек.


Подключение эл. двигателя через реверсивные магнитные пускатели 380 В

Данный принцип сохраняется при использования катушек любого номинала.

Реверс часто используют для торможения двигателя, контролируя его обороты с помощью специального контроллера.

Переключение обмоток двигателя

Известно, что асинхронный электродвигатель потребляет меньшие стартовые токи при подключении обмоток «звездой», но максимум мощности развивает, если используется схема включения по типу «треугольника».

Поэтому, на производстве, для запуска особенно мощных электродвигателей используется переключение обмоток.


Подключение обмоток двигателе по схеме 1.»звезда» и 2.»треугольник»

Электронный прибор контролирует обороты электродвигателя – как только они достигнут номинального значения, инициируется сигнал, переключающий контакторы, вследствие чего обмотки двигателя переключатся от «звезды» к «треугольнику».

Готовый вариант пускателя

Тепловые реле, помимо уставки тока и регулировки выдержки, также имеют рычажок отключения, который часто используют в компактных магнитных пускателях, размещая кнопку «Стоп» на крышке корпуса напротив.

Включение контактора происходит при механической передаче усилия нажатия от стартовой кнопки к специальной кнопочной приставке, прикрепляемой к контактору. Схема подключения остаётся прежней, только в данном случае кнопочный пост совмещён с контактором в едином корпусе магнитного пускателя.


кнопочный пост в одном корпусе с магнитным пускателем

Поскольку подсоединение и монтаж кнопок в данных изделиях осуществляются непосредственно производителем, то пользователю необходимо только подключить питание и нагрузку, и отрегулировать тепловое реле.

Для запуска устройств на определенном расстоянии используется реверсивный или нереверсивный электромагнитный пускатель ПМА, ПМЕ 221 и ПМ, предлагаем рассмотреть принцип работы, конструкцию, и как подключить устройство к электродвигателю, а также характеристика прибора.

Виды пускателей и технические характеристики

Классифицировать магнитные пускатели тепловых реле можно по нескольким параметрам:

  • степень защит от воздействия вредных факторов окружающей среды (электромагнитный взрывозащищенный пускатель в корпусе, устройство открытого типа);
  • наличие либо отсутствие управляющих кнопок;
  • принцип работы (реверс или без реверса, с тепловым реле).

Рассмотрим пускатели по конструкции. Два отдельных контактора, закрепленных на общей панели либо на din-рейку или другом основании – это электромагнитный реверсивный пускатель (Allen-Bradley, abb – авв, cjx, dil, КМИ, dilm, fuji, siemens, кмэ и lc1). Здесь предусмотрена электрическая схема нулевой защиты, система работы описана ниже. Также реверсивные контакторы могут быть оснащены механической блокировкой, которая предотвращает одновременное включение двух контакторов.

Схема: пускатель трехфазного двигателя

Реверсивный или тиристорный электромагнитный бесконтактный пускатель (ПАЕ, пбр, пви, сименс, пм12 и 22 м, telemecanique, ухл и ув) применимы в схемах управления асинхронными двигателями ВАЗ, ТУ. Самые распространенные – трехполюсные контакторы, оснащены 6 тиристорами, по две штуки на полюс. Управление устройством производится двумя кнопками: «Старт», «Пуск».


Схема магнитного пускателя

Очень распространены магнитные пускатели, оснащенные тепловыми реле (nc, iном). Эти приборы отличаются плавностью регулировки и повышенной безопасностью. Они используются в двигателях автомобилей, где возможны длительные замыкания, от коротких перепадов данные механизмы не помогут.

Принцип работы и область применения

Как только трехфазный контактор включается, катушка начинает пропускать то через себя. Впоследствии, сердечник начинает магнититься и притягивать к себе якорь, из-за этого основные контакты между собой замываются, по цепи устройства идет ток. Но как только происходит перепад напряжения (либо поступает соответствующий сигнал), эти контакты разомкнутся, питание прекратится.

Большинство электромагнитных пускателей (в частности, автоматический однофазный прибор), во время перепадов напряжения размыкают все контакты (имеется я виду и основные, и вспомогательные). Главным преимуществом наличия такого механизма заключается в том, что при повторном включении питания работа прибора не возобновится, для того, чтобы повторно запустить пускатель необходимо нажать кнопку «Пуск» (зеленого цвета). Также периодически советуем проверять работы прибора, если происходят перепады напряжения до 50 %.

Видео: пример подключения электромагнитного пускателя в схему

Зачем нужен контактор? Самый простой пример области применения контактора – это производство. Скажем, на заводе упало напряжение, станок остановился. Мастер, работающий за ним, решит посмотреть, может, что-то попало в рабочий блок или шпиндель засорился. Но как только напряжение снова станет нормальным, станок (если нет магнитного пускателя), заработает. Как результат, может быть травма или даже летальный исход. Точно такое же применение и у насоса, автомобиля или даже самолета.

Схема подключения пускателя к асинхронному двигателю

Схема подключения, в которой пускатель электромагнитный (типа пмл, серии 3220, 2120, 2232, 1511, 2100, 2230, 1100, 3500, 1561, 3210 и 1100) присоединяется к асинхронному двигателю, имеет следующее описание: первоначально нужно кратко нажать кнопку «старт» или «пуск», это делается, чтобы якорь притянулся, и главные контакты замкнулись. Кроме основных клемм, также включатся вспомогательные, благодаря чему образуется параллельный тип соединения контактами. Теперь отпускаем кнопку, и у нереверсивного пускателя включается самоблокировка, обеспечивающая нулевой защитой двигатель. После нажимаем кнопку «стоп», и подключаем устройство к двигателю, согласно схемы (фото ниже).


Схема: подключение нереверсивного пускателя

При подключении реверсивного контактора к асинхронному двигателю нужно действовать осторожно, т.к. подключении одновременно двух пускателей схемы приведет к короткому замыканию. В данном случае, одни включатель работает как «стоп», а другой как «пуск». Принцип, приведенный выше, подходит для подключения техники с реверсом, но необходимо учитывать момент двойной блокировки и вид пускателя.


Схема: подключение реверсивного пускателя

Советы от электрика при подключении магнитного пускателя:

  • пускатели с тепловыми реле не устанавливаются в зонах с повышенной вибрацией или подверженным ударам (кроме автомобильных устройств, скажем moeller);
  • номинальный ток должен быть в допустимых пределах контактора (уровень ампер подскажет каталог или инструкция к приборы);
  • ограничьте контакт электромагнитного пускателя (допустим только взрывобезопасный контактор – ip от 20 до 54) и теплого воздуха, это негативно сказывается на его работе. Если контактор устанавливался для асинхронного двигателя, то разместите возле него реостат;
  • во время подсоединения контактора к двигателю, точнее к его контактам и зажимам, нужно чтобы конец проводника был в форме кольца или п-образной;
  • концы из меди, которые также будут присоединяться, нужно залудить;
  • ни в коем случае не пользуйтесь в реверсивных устройствах несколькими кнопками одновременно;
  • если соединяются концы из алюминия, необходимо смазать их техническим вазелином;
  • нельзя наносить смазку на подвижные части пускателя, если этого не требует монтаж прочих устройств.

Подбираем пускатель электромагнитный

Чтобы правильно подобрать пускатель электромагнитный нужно учитывать такие моменты:

  1. Какой серии приспособление (рудничный, реверсивный, бесконтактный) и гост. В определении этого показателя поможет паспорт или информационный лист;
  2. Сравнить необходимую и допустимую величину вольт, кВт, гц и ампер А в некоторых случаях, па) устройства. От величины этих показателей, также как и от и качества сборки, электромагнитного реверсивного и нереверсивного пускателя многое зависит;
  3. Сравните размеры прибора и зону установки его;
  4. Не последнее место занимает стоимость;
  5. Степень защиты прибора (особенно важен этот показатель для опасных производств);
  6. Также обязательно проверьте сертификат соответствия образца, в нем указывается наличие дополнительных функций и механизмов.

Купить электромагнитный пускатель можно во всех больших годах: Харьков, Челябинске, Томске, Тверь, Москве, Екатеринбурге, но цена будет значительно ниже в городах, где есть специализирующийся завод-производитель, желательно останавливайте свой выбор именно на таких населенных пунктах.