Цветы вышитые гладью. Роза гладью, простой мастер-класс

Гладь – это вышивание плоскости узора частично или полностью прямыми и косыми стежками. Существует много техник выполнения глади.

Выполняется вручную и на пяльцах, нитками разных сортов в зависимости от качества ткани, узора, назначения изделия и техники выполнения.


Гладь свободная без настила двусторонняя, широко используется в растительных орнаментах и вышивается цветными нитками.

Мелкие листики вышивают косой гладью, плоды – прямой (рис. 46, а, б). В крупных деталях узора стежки глади располагают по форме узора: в лепестках цветов – от края к центру узора, в листьях – от края к середине, по направлению прожилок (рис. 46, в). Иногда контур листьев зашивают не полностью (рис. 46, г).

Рис. 46. Гладь свободная без настила: а – косая; б – прямая; в, г – узоры

Гладь вприкреп применяется для заполнения больших поверхностей узоров. Эта гладь давно была известна на Ближнем и Дальнем Востоке, в Средней Азии и на Кавказе.

Вышивают отдельными стежками “верхошва”, которые при обратном ходе закрепляют маленькими косыми стежками. Расположение стежков может быть по форме рисунка или по направлению нитей в ткани (рис. 47, а). На рисунке 47, б показано, как заполнить узор гладью вприкреп.

Существует способ, при котором сначала заполняют всю площадь узора длинными стежками глади, а затем поверх них прокладывают поперечные или косые ряды ниток-прикрепок (рис. 47, в).

Рис. 47. Гладь вприкреп: а – последовательность выполнения; б – заполнение узора; в – ряды ниток-прикрепок на заполненном гладью узоре

Верхошов – односторонняя гладь, вышитая глухим свободным швом. Шьется большими стежками, идущими от центра к краю или от края контура к центру (рис. 48, а). На лицевой стороне ткани получается основной рисунок, а с изнанки стежки образуют пунктир по контуру узора (рис. 48, б). Расстояние между стежками по краю будет большим, чем по центру. Стежки прокладывают по форме узора: в цветах – от края к центру, а в листьях, стеблях и ветках – наклонно (рис. 48, в).

Большие закругленные детали вышивают гладью “восьмерка”, техника исполнения которой показана на рис:.

Верхошов: а-в – варианты шва; г – гладь ‘восьмерка’

Верхошов, являясь экономной техникой вышивания. Этот шов известен под названием “владимирское шитье”. Выполняется толстыми нитками – ирисом, мулине – в пасму (6 ниток), шерстяными, синтетическими.

Основной цвет – красный, дополненный синим, зеленым, жёлтым, бежевым. Узоры верхошва дополняют обшивкой кисточками и кустиками стежками полукреста.


Вышивки гладью разных мастериц.

Основные правила вышивки

Намечаете контур всех линий. Сложные элементы делите на несколько частей (линиями). Например, плоский узкий лист вышивается в три этапа: левая, затем правая сторона и срединная линия.


Цветы вышиваются от краев к центру.


Листья вышиваются по направлению прожилок от края к центру.

Для объема узора используются несколько приемов: двусторонняя гладь, когда прошивается и изнанка, и лицевая сторона, настил, сочетание горизонтальных и вертикальных плотно прилегающих стежков (при этом верхний шов заходит за контур).

Смешение цветов лучше использовать неровными стежками, когда начало нового ряда начинается с середины предыдущего.



Предлагаю вам мастер-класс вышивки цветов в нетрадиционной технике объёмной вышивки гладью . Он ориентирован, прежде всего, на учащихся 7-9 классов и будет полезен учителям технологии , педагогам дополнительного образования, всем творческим людям.

Использовать эту вышивку можно по-разному. Она может быть подарком, сделанным своими руками , декоративным украшением для одежды, интерьера и так далее.

Несколько слов об истории вышивки

Вышивание - это украшение ткани вышитым орнаментом. Данное ремесло уходит корнями в глубокую старину. Ещё в 14-15 веках до нашей эры им занимались мастерицы Древнего Египта. В гробнице Тутанхамона обнаружено церемониальное царское одеяние, расшитое цветным орнаментом . В Перу за 8 столетий до нашей эры использовали вышивку для украшения тканей. В Китае в 1-3 веках изготавливали зелёные шёлковые ткани , вышитые многоцветными растительными и звериными узорами .

На краснофигурной греческой вазе (450 год до н.э.) изображена вышивальщица за работой с трапециевидными пяльцами . На тот период были известны два способа вышивки : гладью и крестом. Вышивкой занимались и состоятельные женщины и рабыни. Вышивали платки, покрывала, хитоны. Рабыни вышивали для продажи, а горожанки - для развлечения.

В Древней Руси вышивка золотыми нитями была известна с 11-12 веков. Первоначально вышиванием занимались женщины знатных семей и монахини, но постепенно искусство вышивания стало распространяться среди всех слоёв населения и стало основным занятием девушек-крестьянок.

Приёмы вышивания, узоры , их цвет совершенствовались из поколения в поколение. Свободная вышивка гладью - это вышивание плоскости узора частично или полностью прямыми или косыми стежками.

Объёмная вышивка гладью выполняется на основе двусторонней и художественной глади. В этой технике можно выполнить настенное панно, бутоньерку, украшение для заколки и др.

Я предлагаю вышить королеву цветов - розу . Именно об этом цветке люди сочинили много стихотворений, легенд и сказок.

Родиной розы считается Персия. В древнеперсидском языке слово "роза" буквально означает "дух". Её любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен. Роза - царица цветов - является предметом восхищения, поклонения и пламенной любви.

Самые первые сведения о розе можно встретить в древнеиндусских сказаниях: она пользовалась в древней Индии таким почетом, что даже существовал закон, по которому каждый, кто принесет розу царю, мог просить у него всё, что пожелает.

О рождении розы существует множество легенд . По одной она родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты. Увидев этот прелестный цветок на ней, боги сейчас же обрызгали его нектаром, придав ему чудный аромат. По другой легенде розу создала богиня Хлорис, превратив мёртвую нимфу, которую ей не удалось оживить, в прекрасный цветок с привлекательностью Афродиты, пьянящим ароматом Диониса, радостью и яркостью Граций... Существует множество легенд и о том, как белая роза стала красной.

Вот красную розу и будем вышивать.

Материалы и инструменты:

Для вышивки в технике объёмной глади понадобятся следующие материалы, инструменты и приспособления:

  • нитки мулине красных и зелёных оттенков,
  • иглы №2-5, напёрсток,
  • ножницы,
  • пяльцы диаметром 15-20 см,
  • простой карандаш,
  • флизелин,
  • проволока для плетения бисером диаметром 0,3 мм.

Последовательность изготовления изделия

Нарисовать и вырезать шаблоны лепестков, листьев. Количество лепестков и листьев выбирается самостоятельно в зависимости от предполагаемого объёма бутона.

Натянуть флизелин в пяльцах.

Обвести шаблон лепестка (или листика) на изнаночной стороне флизелина. Уложить проволоку по контуру изображения, перекрестив у основания детали концы проволоки длиной 1,5-3 см. Пришить проволоку вприкреп нитками в одно сложение.

Перевернуть пяльцы с флизелином на лицевую сторону. Нитками в два сложения вышить край детали, захватывая проволоку , петельным швом с чередование коротких и длинных стежков от центра сначала в одну сторону, затем в другую.

Поле детали заполнить двусторонней гладью с чередованием коротких и длинных стежков. Можно использовать нитки только такого цвета, как и нитки петельного шва . Можно применить приёмы художественной глади с эффектом светотени.

Одинарной нитью выполнить отдельные оттеняющие штрихи на поле детали, располагая их веером от основания.

Маникюрными ножницами вырезать деталь изделия близко к петельному шву. При этом нужно следить, чтобы не задеть нитки вышивки .

Если изделие предназначено для торжества, обшить контуры деталей бисером швом «через край», набирая по 2-3 бисерины на иглу.

Вышить все лепестки .

Вышить листья аналогичным образом.

Собрать все лепестки вместе.

Собрать листья в веточку.

Скрепить вместе цветок и листья, перекрутив между собой концы проволоки .

Для бутоньерки прикрепите к проволоке булавку .

Для украшения заколки или ободка нужно прикрепить готовый цветок к основе с помощью проволоки или универсального клея.

Если прикрепить цветок к стебельку (например, к трубочке для коктейля), можно поставить его в вазу и использовать для украшения интерьера.

На основе данной техники можно выполнить разнообразные цветы. Нужно только немного пофантазировать!

У каждого человека есть свое хобби. То занятие, которое способно расслабить, отвлечь от повседневных дел, от различных мыслей и просто дать себе отдохнуть. Сегодня хотела бы привлечь ваше внимание на красивый вид рукоделия, как вышивка гладью для начинающей рукодельницы. Вышивка гладью - это творчество и одно из замечательных занятий, когда ощущаешь радость и видишь результат творения своих рук, когда после завершения очередного проекта «выпорхнет» бабочка, сидевшая на цветке, а может быть красивая птичка (как на первом фото). И, наконец, испытать гордость за себя и свои творения!

Вышивка техникой гладь во все времена помогала внести нотку изысканности в дом - неординарный домашний текстиль, оригинальные предметы интерьера, игрушки для маленьких детей, одежда, белье и многие другие вещи которые украсят любое помещение. Вышивки гладью при отделки одежды будут неповторимой индивидуальной изюминкой в гардеробе любой женщины.


Существует множество видов вышивки гладью, но мы рассмотрим самые необходимые виды швов для начинающей рукодельницы, чтобы попробовать свои силы в этой, бесспорно, интересной технике вышивке гладью.


Для того, чтобы приступить к этому увлекательному процессу создания очередного шедевра, вам понадобятся следующие предметы: пяльцы, канва, нарисованный рисунок будущего проекта на канве, мулине, ножницы и так далее.


Вышивание гладью это самая ранняя техника. Ее применяли еще в древние времена на востоке. Поэтому другое название этой техники - дамасская вышивка - серия плоских стежков, которыми полностью заполняется свободный контур узора, который наносится на канву, ткань и закрепляется на пяльцах для дальнейшей вышивки гладью.


Эскизы рисунков для цветной художественной глади, как правило, черно-белые. Это делается для того, чтобы вышивальщица могла подобрать цветовую палитру по собственному вкусу. В этой технике применяются различные виды швов и приёмов.

Рассмотрим основные техники вышивания гладью.

Виды швов:

1. Стебельчатый шов - состоит из стежков, частично перекрывающих друг друга, и внешне напоминает шнурок. В растительных узорах им чаще всего вышивают стебли или отдельные линии, а также обшивают контуры узоров. Шов удобно выполнять снизу вверх или слева направо. Игла с рабочей нитью направлена назад, как при выполнении шва «назад иголку», но выходит на лицевую сторону ткани примерно посередине последнего стежка, при этом нить лежит всегда с одной стороны от уже вышитых стежков или слева, или справа от. Изнаночная сторона стебельчатого шва совпадает со швом «назад иголку».



2. Петельный шов - выполняется в направлении слева направо движением иглы сверху. Нить выводят на лицевую сторону в нижней точке шва, затем делают стежок иглой в направлении сверху вниз, нить при этом остается под иглой и затягивают рабочую нить до образования петли. Стежки шва могут быть расположены очень плотно или на некотором расстоянии друг от друга. При обшивке края, для достижения его большей рельефности и прочности, под него предварительно прокладывают настил. Стежки шва могут быть различной длины. Петельным швом можно вышивать отдельные мелкие элементы, например, листики или цветочки.


3. Шов «узкий гладьевой валик» выполняется в 2 приема: первый этап - швом «вперед иголку» справа налево намечается линия гладьевого валика (прямая или криволинейная), второй этап - в направлении слева направо укладываются мелкие и частые вертикальные либо наклонные стежки одинаковой длины. Такой шов используется для вышивки тонких линий рисунка, а также для отделки краев изделия-контура, а также для придания объема.

4. Шов «цепочка» - тамбурный шов. Это глухой односторонний шов, он состоит из ряда петель, выходящих одна из другой, и по лицевой стороне напоминает цепочку, связанную крючком. Вышивают его сверху вниз, справа налево и по контуру рисунка. Последовательность выполнения шва: нить выводят на лицевую сторону в первой точке и отводят ее вниз, придерживая большим пальцем левой руки. Затем из второй точки в третью точку движением иглы сверху вниз делают стежок и затягивают нить, образуя первую петлю. Последующие петли выполняются аналогично, таким образом образуется шов «цепочка». Им можно вышивать как прямые контуры, так и криволинейные.


5. Гладь вприкреп - используется для заполнения больших площадей узора. Состоит из длинных стежков и одного или нескольких коротких поперечных-прикрепляющих длинные стежки к ткани. Длинный стежок лучше делать только по лицевой стороне. Также можно сначала заполнить всю площадь узора длинными стежками, а затем поверх них проложить короткие поперечные или косые прикрепляющие стежки.


6. Гладь с настилом - выполняется по предварительно проложенному настилу, выполненному более толстыми нитками благодаря чему вышивка получается более выпуклой, рельефной. Последовательность выполнения выпуклой глади такова: контуры рисунка обшивают швом «вперед иголку», затем прокладывают настил в один или два (для большей выпуклости) слоя, а затем выполняют вышивку в направлении, противоположном настилу. Узоры с волнистой линией контуров вышивают косой гладью. При этом обязательно нужно следить за тем, чтобы стежки глади укладывались точно по контуру и плотно прилегали друг к другу. В рельефной глади часто применяются в качестве элементов так называемые шарики пышечки. Нить выводят на лицевую сторону, левой рукой делают 2-3 витка нити, а на иголку и выводят иголку на изнаночную сторону рядом с первым проколом. При этом нить на иголке нужно придерживать пальцем левой руки до тех пор, пока на ткани не образуется затянутый узелок.


7. Плоская гладь - является двусторонней используется в растительных орнаментах для вышивания широких и узких узоров. Игла с изнаночной стороны проходит по всей ширине узора, стежки плотно укладываются друг к другу рис. Направление стежков может быть прямым и косым. Выполняется без настила. В крупных деталях стежки глади располагаются по форме узора: в листьях - от края к середине, по направлению прожилок, в лепестках цветов - от края к центру.



8. Теневая гладь - э та гладь выполняется по свободному контуру нитками разных цветов. При этом нет четкой границы между цветами, а переход от одного тона ниток к другому достигается при помощи стежков разной длины, входящих один в другой. Этим приемом достигается так называемый теневой эффект. Последовательность выполнения теневой глади. Переводят узор на ткань и наносят условное деление по тонам ниток. Для этого карандашом проводят изогнутые линии, которые служат границей перехода одного цвета в другой. Причем вкалывать иголку нужно не точно по этим линиям, а выше и ниже. Наносить стежки нужно плотно один к другому, а располагать их в направлении, которое зависит от рисунка. Так, если это лепесток цветка - то в направлении центра цветка, если листик, то в направлении центральной жилки и так далее. Поэтому для упрощения работы, можно карандашом нанести на ткань штриховые линии, которые указывают направление стежков.


Последовательность выполнения лепестка цветка

Лепесток делят на 3-4 части и начинают вышивку от середины верхней части. Закончив правую половинку, иголку с ниткой проводят по лепестку с лицевой стороны к левому краю лепестка и выполняют вышивку левой половинки. Когда закончена вышивка верхней части лепестка, обрезают нить и точно так же от середины начинают вышивать вторую часть лепестка нитью другого цвета. Чтобы второй тон нитей входил в первый постепенно, его выполняют, то удлиняя, то укорачивая стежки (стежки второй части укладывают между стежками первой части). Выполнив правую половинку, иглу переводят в начало левой половинки и аналогичным образом выполняют ее. Точно так же выполняют остальные части. Переход цветов в лепестке - от более светлого (самый верхний) к более темному (самый нижний).


Последовательность выполнения листика, имеющего жилку посередине

Вышивают листик косой гладью, укладывая стежки по направлению к жилке. Выполняют сначала правую, затем левую половинку листика. Предварительно каждую половинку листика нужно разделить на 2-4 части (по количеству цветов).Начинают вышивку с крайней (самой светлой) части в направлении сверху вниз. Стежки по краям более короткие, к центру листика более длинные. Вторую и третью части вышивают также сверху вниз, только цвет ниток берется темнее. Вторую (левую) половинку листика вышивают аналогично, только в направлении снизу вверх и от центральной (более темной) части к наружной (более светлой).


Зная эти азы техники вышивки гладью можно смело начать проект для начала небольшого узора вышивки гладью.




Также существуют и другие приемы вышивания гладью: шов назад иголку, витой узел, французский узел, владимирский шовкромочный шов, прорезная гладь, атласная гладь и так далее.

Для овладения техникой понадобится немало терпения, как и в любом другом деле, требующем трудовых затрат, фантазии, вдохновения и аккуратности. Вышивку гладью для начинающих, можно воспроизвести на различных тканях. Если вы решили научиться этому сложному и не менее увлекательному делу, то не пожалеете, ведь своими руками сможете украсить любую ткань.

На просторах интернета встретила очень интересные идеи для вдохновения вышивки гладью, которые представляю вашему вниманию.




Китайская живопись гладью

На прозрачном шелке вышивают шелковыми нитями картины, которые способны поразить любое воображение. Подобные шедевры искусства в стране восходящего солнца являются одними из наиболее дорогостоящих.






Вышивка гладью по сей день является одним из самых любимых и востребованных видов рукоделия, остается популярной, так как используют для превращения простых вещей в ультрамодные.