Главная » 2010 » Апрель » 3 » Зеркало педагогической культуры
10:51
Зеркало педагогической культуры

2010 год в России объявлен Годом учителя. Кто же он, школьный учитель? Каким должен быть школьный урок – основной компонент, главная форма обучения? Я знаю, что об этом думает и спорит каждое поколение педагогов. Что думает об этой тайне взаимодействия учителя и ученика один из самых опытных учителей нашего лицея Александр Романович Ибрагимов, мы выяснили сразу после научно-практической конференции «Применение педагогических инновационных технологий на уроке», подготовленной и на днях прошедшей в нашем лицее. Главным вдохновителем и организатором этой конференции был именно заместитель директора по научно-методической работе УМПЛ Ибрагимов. Кстати, уже десять лет в нашей школе проходят подобные конференции, которые стали неотъемлемой частью педагогического процесса.


Мы беседуем, и Александр Романович рассказывает о постоянном внимании педагогической общественности к уроку – с 1995 года четырнадцать Всероссийских и Международных конференций о совершенствовании системы образования затрагивали проблемы проведения уроков. Кстати, две из них прошли в Ульяновске, и в 2009 году тема была конкретной - «Ресурсы современного урока». В этом году научно-практическая конференция российского масштаба пройдет в Екатеринбурге, в 2011 – в Смоленске. И опять проблема современного урока будет на них главной темой

Бесспорно, учитель, в первую очередь, - это организатор и конструктор урока, основной формы общения с учениками. Именно поэтому в университетском многопрофильном лицее (УМПЛ) большое внимание уделяется проблеме совершенствования педагогического мастерства. Проявляется это в большом количестве мероприятий, проводимых с целью сосредоточения инициатив и деятельности учителей, и в инновационной исследовательской работе преподавателей, направленной на совершенствование уроков. 
С начала нынешнего учебного года для учителей лицея был объявлен конкурс проектов на тему «Мой лучший урок». Наши преподаватели приняли в нем самое активное участие, подготовив множество интересных работ с оригинальным и глубоким содержанием. После конкурса была проведена научно-практическая конференция «Применение инновационных технологий на уроке». Целью было повышение интереса преподавателей к изучению и использованию современных педагогических технологий на своих уроках. 
В ходе конференции учителя, работая в пяти секциях, рассказывали о своих исследовательских и практических работах, отвечали на вопросы участников конференции и презентовали свои идеи. Также в ходе конференции было заслушано выступление организатора всей инновационной работы в лицее - заместителя директора по научно-методической работе А.Р.Ибрагимова на тему «Инновационные педагогические технологии современного урока». В выступлении Александр Романович акцентировал внимание учителей на многих актуальных проблемах современной школы, в том числе говорил и об организации урока. 
«Урок – это зеркало общей педагогической культуры учителя, мерило его интеллекта, показатель его кругозора и эрудиции», - цитирует Ибрагимов. Также говорит он и о путях развития урока. Только ли в сторону увеличения количества техники на уроках сегодня следует двигаться? Что необходимо ставить основной целью на занятии? Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти в работах учителей лицея. Например, М.Ю.Юдина в своем проекте использует разные методики, но предпочтение отдает личностно-ориентированной. Работа Л.К.Ивановой строится на раскрытии принципа индивидуализации работы по каждой теме для каждого класса. Свой «Лучший урок» она построила на особом подходе к пониманию гения А.П.Чехова. А учитель русского языка и литературы Т.В.Незговорова в своей методической разработке рассказывает о возможностях коллективного обучения, когда каждый участник группы отвечает за определенный сегмент работы и делится знаниями с другими членами команды. В литературоведческой работе на уроке в итоге каждый ученик отвечает за качество своей работы перед группой учащихся. Так всем классом и «добывают» знания. И этот деятельностный аспект урока учителей-словесников О.И.Троицкой, Т.В.Незговоровой, Л.К.Ивановой формирует ключевые компетенции учащихся. Работая в коллективе, участвуя в совместном поиске, ученики испытывают чувство личного переживания и сами «на ощупь» идут к ответу, к истине, к глубоким знаниям и пониманию, любви к русской литературе.
Надо отметить, что учителя делают первые шаги в использовании на уроках электронной техники и информационно-коммуникативных технологий. Т.Н.Бизенкова и Е.С.Тонеева представили на конкурс разработку интегрированного урока математики и информатики по теме «Графики функций гармонических колебаний». По мнению Ибрагимова, это был удачный урок, ведь интегрирование математики, физики и информатики дают огромные возможности для повышения качества образования учеников. Внедрение информационных технологий в практику работы учителя – это широкое поле деятельности, далеко еще не разработанное. И не должна эта работа сводиться и ограничиваться только формами презентаций, которые часто дают не больше эффекта, чем прежние технические средства обучения. И может быть, в какой-то мере прав и один из московских учителей, который считает: «Если мы будем делать акцент только на технические средства оснащения, мы потеряем больше, чем обретем». 
Еще Александр Романович особо выделил давно забытый, а ныне снова входящий в практику, метод проектов. Проект – это деятельность по созданию какой-то определенной системы. Учащиеся при этом, озадаченные конкретной проблемой и заданием, совместно работают в группе, а потом представляют результаты своей деятельности всему классу. Такие уроки особо активно практикуют учителя Л.И.Абанькина, Г.Ю.Замалова и Е.Н.Данина. 
Еще о многих работах педагогов рассказывал Ибрагимов, ведь участие в конкурсе «Мой лучший урок» приняли все учителя УМПЛ. Каждому из них был вручен сертификат участника конкурса научно-практической конференции. 40 учителей нашей школы повышенного уровня представили самостоятельные творческие методические разработки, в которых отражено понимание проблем образования, роли и места современных педагогических технологий в управлении качеством образования. На этой конференции было видно, как каждый педагог технологично раскладывает по полочкам все этапы своих уроков. У каждого свой рецепт успеха, каждый нашел свой путь, по которому ведет учеников к глубоким качественным знаниям по предмету. 
В тот же день, 30 марта, в лицее прошел «круглый стол», на котором собравшиеся также говорили о школе и современных проблемах образования. Ведущим «круглого стола» был Денис Александрович Дырдин, директор УМПЛ. Семь опорных вопросов, которые организаторы предложили всем участникам и гостям рассмотреть, были очень интересно поставлены. Учителя говорили об уроке, его необходимости в школе и методах его изменения с учетом прогресса. Обсуждались психологические и педагогические ресурсы традиционного урока. Особую дискуссию вызвал вопрос о развитии речи учащихся. Многие учителя высказали мнение, что современные ученики обладают слаборазвитой речью по причине сведения постоянной диагностики знаний к тестам. То есть нынче ученики лишь «ставят крестики» на бумаге, в то время как вообще-то устный ответ позволяет более точно определить глубину и точность знаний. Так же усиленно обсуждался вопрос о дополнительных платных образовательных услугах и возможности их совмещения со школьными уроками. Много говорилось и о возможности подготовки учеников к ЕГЭ всеми возможными ресурсами именно школьного урока. 
Иными словами, педагоги обсуждали проблему: не вредят ли авторитету урока всевозможные дополнительные курсы? Учителя пришли к выводу, что нужно добиться взаимодополнения, сочетая уроки и дополнительные занятия друг другом, чтобы дать больше навыков и знаний ученикам. Учителя лицея обсудили и направление дальнейшей инновационной деятельности УМПЛ, и педагогическую идею, которая станет основой научно-методической работы. Таким образом, во время «круглого стола» состоялся интересный разговор, в котором участвовали все без исключения присутствующие. 
В итоге получился очень насыщенный рабочий день, принесший учителям много полезной информации, новых знаний, состоялся настоящий обмен опытом с коллегами.
Присутствующие в лицее гости, а именно заместители директоров и директора школ города, поблагодарили УМПЛ за проявленную инициативу, интересную работу и пообещали привнести в работу своих школ элементы подобной деятельности. Марина Ивановна Прыткова, заместитель начальника управления образования администрации Димитровграда, также дала высокую оценку деятельности лицея и предложила в перспективе провести мероприятие, подобное конкурсу «Мой лучший урок» на городском уровне, с участием учителей всех школ города.
Ну, а мы, 40 учащихся многопрофильного университетского лицея, готовимся к традиционной научно-практической ученической конференции школьного общества «Эврика», которая в этом году посвящена 65-летию Победы в Великой Отечественной войне и называется «Шаг в будущее». 

Алия ХИСАМОВА

Категория: Образование | 1167 | Добавил: navecher | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]