Главная » 2017 » Август » 23 » Вклад симбирян в историю России
15:43
Вклад симбирян в историю России

Потребность написать статью на эту тему формировалась постепенно. Мало кто задумывался, насколько удивительно богата Симбирская губерния людьми, оставившими яркий след в истории России. Так, например, дворяне губернии активно участвовали в процессе отмены крепостного права. Стоит вспомнить и трех знаменитых симбирян, которые с конца XVIII века до второй половины XIX века были связующим звеном между Россией и Западной Европой. Николай Карамзин написал «Письма русского путешественника», Александр Тургенев - «Хроника русского», а Павел Анненков - «Парижские письма»
 
Киндяковы
Удивительно все это потому, что Симбирская губерния была в свое время окраиной России. Императоры раздавали эти земли дворянам с возложением на них обязанности охранять границы государства. В первую очередь нельзя не упомянуть Киндяковых, служилых дворян, фамилия которых известна с XVI века. Их потомки были передовыми представителями симбирского общества. В круг общения входили Карамзин, поэт Дмитриев, Языковы, Бестужевы, Ермоловы, Гончаров.
Роман «Обрыв» был написан под впечатлением Гончарова о членах семьи Киндяковых. Василий Киндяков, живший во 2-ой половине XVIII века, выписывал издания известного просветителя Николай Новикова, он был одним из 130 подписчиков в России, но из симбирян он был не единственным. С Новиковым дружил отец четырех братьев Тургеневых, Иван Петрович, и позже юный Карамзин.
Два сына Киндякова были членами тайного противоправительственного кружка офицеров и чиновников в Смоленской губернии, где служили. Они приветствовали французскую революцию, читали произведения современных философов материалистического направления, в т.ч. Вольтера. Два брата Киндяковых, Петр и Павел были высланы на вечное поселение в Сибирь, но после убийства Павла I они были возвращены из ссылки. Факт существования Смоленской организации подтверждает, что декабризм имел российские корни, а не являлся заимствованной идеологией после войны 1812 г.
Петр Киндяков обосновался в Москве и его дом был одним из центров собраний молодежи. Киндяковы были в родстве с семьей Раевских, с которой много общался Пушкин. После замужества одной из дочерей Киндякова родственницами для них стали Анна Оленина и Анна Керн. В кругу Пушкина была и другая дочь Киндякова - Елизавета Пашкова. Дома Киндяковых и Пашковых были центром светской жизни Москвы.
 
Карамзин
Николай Карамзин родился в имении отца недалеко от Симбирска в 1766 году. Он рано лишился матери, а мачехой для него была сестра поэта Ивана Дмитриева, с которым он общался в Симбирске, а потом в Москве и Петербурге. У отца была обширная библиотека и сын читал книги на нескольких языках. В 14 лет он отправился в Москву где учился в частном пансионе. Обучение происходило по гуманитарной программе и на нескольких языках. В 17 лет вышла его первая публикация в журнале - перевод поэмы швейцарского поэта Геснера.
В 18 лет юноша лишился отца. Старый знакомый по Симбирску Иван Тургенев принял его в масонскую ложу и познакомил со своим приятелем, книгоиздателем и просветителем Николаем Новиковым. Главным делом Новикова было издание нескольких московских журналов и художественной литературы, в том числе, иностранной, сочинений по философии, истории, учебных пособий. Масонство давало возможность иметь денежные средства для книгоиздания.
Интерес к человеку, его разуму и страстям, проблемам воспитания были характерны для того времени. Уже в 1786 г. Карамзин переписывался с известным швейцарским философом Лафатером. Впоследствии эта переписка была опубликована. Молодой человек занимался переводами философских книг. Кроме того, публиковал свои стихотворения, повести и переводы, в т.ч. Шекспира, Лессинга.
К 1789 году Карамзин покинул масонскую ложу, потому что он не принимал те обряды, которые в ней существовали. В 1789 году поехал в путешествие по Европе, вернулся в 1790г. и решил издавать свой собственный журнал.
Карамзин отвергал насильственное изменение общественного устройства. Его идея: «Противопоставить имущественному богатству – богатство внутреннего мира, богатству кармана- богатство чувства». Он учил сострадать людям. Погрузив человека в мир чувств, поэт заставлял его жить жизнью сердца, поскольку счастье в любви, дружбе и наслаждении природой. Его главные произведения: «Письма русского путешественника» и «История государства Российского», которая признается как первый пример философского осмысления исторического прошлого на материале истории России.
 
Тургеневы
Семье Тургеневых во главе с Иваном Петровичем, директором Московского университета, принадлежало имение в Симбирской губернии. У Ивана Петровича было четыре сына. Все сыновья получили прекрасное домашнее образование под руководством швейцарца Тоблера, очень просвещенного и гуманного человека. Он привил своим питомцам понятие о чести, о долге перед Родиной, ненависть к крепостничеству и любовь к просвещению.
Александр Тургенев провел в Симбирске детские годы, учился в Московском университетском пансионе одновременно со старшим братом и будущим поэтом Василием Жуковским, с которым дружил всю жизнь.
Три брата Тургеневых - Александр, Николай и Сергей - обучались в Геттингенском университете, прогрессивном учебном заведении того времени. Не случайно он упоминается Пушкиным в поэме «Евгений Онегин». Представляя Владимира Ленского, Пушкин пишет: «с душою прямо геттингенской». Александр Тургенев в свое время отвез маленького будущего поэта в Царскосельский лицей. Он был на 15 лет старше Пушкина, но был одним из ближайших друзей. Он же провожал поэта в последний путь. Ода Пушкина «Вольность» была написана на квартире братьев Тургеневых. Пушкин делился с Александром своими историческими раздумьями, своими мыслями на самые разные темы, нуждался в очерках, написанных Тургеневым за границей для публикования их в журнале «Современник», потому что высоко их ценил. Тургенев навещал Чаадаева, когда тот попал в опалу. Александра Тургенева знала вся просвещенная Европа: Бальзак, Гете, Скотт, Гюго, Мериме, Стендаль, Жорж Санд, Мюссе. Это был один из интереснейших и образованнейших людей своего времени. В России он занимал должность директора Главного управления духовных дел иностранных исповеданий, но был отстранен в 1824г. за оппозиционность к правительству.
Александр Тургенев для России служил «настоящим окном» в Европу и был деятельным участником общественно-научной и литературной жизни Европы. Он познакомил Европу с романом Николая Гоголя «Мертвые души», после этого Гоголя охотно принимали в Европе. Он собрал и издал «Акты исторические, относящиеся к России», извлеченные из иностранных архивов и библиотек. Часть их были представлены Карамзину для написания «Истории государства Российского». Часть была передана Языковым и Хомякову для «Симбирского сборника».
Последний раз Тургенев приехал в Симбирск в 1896г., чтобы продать имение в селе Тургенево. Деньги нужны были для семьи брата Николая, жившего в эмиграции. Село было затоплено при советской власти в связи с созданием Куйбышевского водохранилища. Умер Александр Тургенев после участия в раздаче денег и продовольствия каторжанам в Москве, где простудился.
Николай Тургенев родился в год французской революции. Он был идеологом Союза благоденствия и Северного общества декабристов. Был заочно приговорен к смертной казни, которая затем была заменена вечной каторгой. Николая не было в России, когда совершилось восстание декабристов. Он был в Англии и британское правительство его не выдавало.
В 1818г. он в своем родовом имении перевел крепостных крестьян с барщины на оброк. В 1819 г. им была написана статья «О состоянии крепостных крестьян в России» Он писал, что никогда закон не водворял рабство в России, а приписывание крестьян к земле обратилось в рабство. Записка была передана Александру I. Тогда же Николай и Александр Тургеневы и Петр Вяземский предлагали дать волю крестьянам, принадлежащим им, и предложить другим последовать их примеру. Положительного ответа государя быть не могло.
Будучи в 1821г. в Симбирске Николай Тургенев раздал тысячу рублей своим крестьянам безвозмездно и в первую очередь сиротам и вдовам, организовал больницу для крестьян, закупил лекарства и нанял лекаря. В 1817г. он опубликовал в Европе трехтомную книгу «Россия и русские». Но даже в 1915г. перевод этой книги был запрещен царской цензурой. Он писал: «Для рабов восстание не только право, но и священный долг». В 1857 г. он вернулся в Россию и отпустил крестьян на волю, безвозмездно отдав часть своей земли. Вернулся в Париж, будучи явным врагом царского режима.
 
Анненков
Еще один симбирянин Павел Анненков - известный критик и литератор. Был знаком с Герценом, дружил с Огаревым, с которым общался и в Симбирской губернии. Он стал третьим автором после Карамзина и Тургенева, публиковавшим свои впечатления от Западной Европы. Им были изданы: «Письма из-за границы», «Парижские письма», «Февраль и март 1848г. в Париже». Анненков имел переписку с Карлом Марксом в годы французской революции 1848 г. Темой переписки была, в том числе, книга Прудона «Философия нищеты». Отношения с Марксом были очень доверительные, а уважение к русскому корреспонденту было высокое. Маркс извинялся перед Анненковым за плохое знание французского языка и благодарил за финансовую поддержку словами: « Вы меня спасли от величайших неприятностей». Адрес Маркса Анненкову дал Толстой, казанский помещик, часто бывавший в Симбирске и Ундорах, где жили его родственники. А познакомил его с Марксом и Энгельсом Михаил Бакунин.
Павел Анненков сыграл значительную роль в социально-политическом и культурном обмене России с передовой Европой. В 1840-х годах он был постоянным представителем кружка Белинского в Европе.
Замечательный русский писатель Борис Зайцев, получивший признание в России в начале ХХ века, писал: «Анненков был барин, помещик, умеренных взглядов, но просвещенных. Он человек благосклонный, сам не творец и понимает это. Но у него великая любовь к литературе. В ее пестовании его заслуга. В его любви причина того, что имя Анненкова прочно вошло в нашу словесность».
Анненков долгие годы дружил с Иваном Тургеневым. Высокое мнение об Анненкове – критике, его эстетическом чутье и вера в его доброжелательность, такт и человеческое понимание побудили Тургенева не только давать ему на прочтение свои произведения, но и делиться замыслами и творческими намерениями. Тургенев писал Анненкову: «Не знаю никого, кому бы я больше верил в нынешнее время». В последние свои годы Тургенев обратился к нему с письмом, доверяя распорядиться рукописями и корреспонденцией.
Для меня было неожиданным открытием, что даже у великих людей, можно найти недостатки и писать о них. Анненков писал о молодом Тургеневе, не скрывая его недостатки, в т.ч. отмечал его самовлюбленность и, конечно, говорил об этом Тургеневу. В то же время он признавался и в своих недостатках: «у обоих у нас исправление идет медленно». Самым большим человеческим недостатком считал равнодушие к чужой душе.
Людмила ДЕМИДОВА
Категория: Поколение | 41 | Добавил: navecher | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]