Главная » 2017 » Сентябрь » 15 » «Предуниверситарий» - новые возможности образования для старшеклассников
09:29
«Предуниверситарий» - новые возможности образования для старшеклассников

25 августа на региональном форуме «Умный регион – умное образование», работая на площадке ДИТИ НИЯУ МИФИ, для себя я сделала вывод, что самым ярким было выступление директора многопрофильного лицея Дениса Дырдина, потому что проект «Предуниверситарий» не просто своевременный, современный, но еще и хорошо продуманный, проработанный, поддержанный, в том числе и деловыми связями с ДИТИ. Школу для старшеклассников давно обсуждают и на уровне городской и областной администраций. Видимо, настойчивость всех участников процесса все-таки дала свои плоды. Кстати, все многочисленные участники форума слушали этот доклад с особым вниманием! 


 

- Денис Александрович, у вашего доклада на форуме даже название говорящее - «Новые возможности образования: создание «Предуниверситария» в инновационной системе непрерывного многоуровневого профильного обучения школьников как часть единой системы подготовки кадров для ядерного инновационного кластера Димитровграда». Почему вы выбрали такой путь развития лицея?

- Оценивая социально-экономический запрос города и области в связи с открытием инновационного ядерного кластера, лицей направляет свою инновационную деятельность в новое русло: создание условий для профильной подготовки старшеклассников как части единой системы подготовки кадров для ядерного инновационного кластера. Это очень логично, мы так думаем! Путь нелегкий, но правильный.

Исходя из этого, предлагается на базе второго корпуса ДИТИ НИЯУ МИФИ, расположенного по проспекту Димитрова,5, создать «Предуниверситарий»: интегрированный образовательный модуль МПЛ и ДИТИ НИЯУ МИФИ для учащихся профильных 10-11 классов, что станет основой обоюдовыгодного для данных образовательных организаций сотрудничества.

- Но ведь и сегодня в вашем лицее неплохо ведется работа по предпрофильной подготовке школьников? Хотите объединить свои усилия с вузом?

- Не только, хотя это очень важно – вузовский уровень привнести в школу, познакомить лицеистов с учеными теоретиками и практиками! На данный момент в лицее реализуются программы трех профилей: информационно-технологического, социально-гуманитарного и химико-биологического. Но так как деятельность ядерно-инновационного кластера нуждается в обеспечении высококвалифицированными кадрами разных профилей, существует необходимость расширения спектра предлагаемых профилей обучения, а также расширения спектра форм образовательных траекторий для учащихся старшей школы. Мы считаем, что организационная форма «Предуниверситария» позволит решить ряд вопросов, являющихся актуальными как с точки зрения организационной, так и с точки зрения научно-методической, объединяя возможности организационно интегрированных образовательных учреждений, реализующих комплекс взаимосвязанных образовательных программ различных уровней – лицея и ДИТИ НИЯУ МИФИ.

Для эффективной реализации профильной подготовки учащихся необходимо образовательный процесс профильного уровня – предуниверситария - обеспечить самыми компетентными педагогическими кадрами: педагогами, имеющими высшую профессиональную квалификацию, показывающими высокую результативность педагогической и инновационной деятельности. Для данной работы привлекаются педагоги МПЛ и, в качестве совместителей, преподаватели ДИТИ НИЯУ МИФИ и работники ГНЦ НИИАР.

- И как такая интеграция усилий будет осуществляться в реальности?

- Три направления интеграции образовательной деятельности «Предуниверситария»: образовательное - обеспечение условий для получения учащимися МПЛ – абитуриентами ДИТИ НИЯУ МИФИ - высокого уровня довузовской подготовки по профильным дисциплинам; воспитательное - формирование устойчивой мотивации у учащихся – будущих студентов - применять свои знания для развития города, региона, страны; научное - совместная инновационная деятельность, создание условий для развития исследовательских способностей учащихся – будущих студентов ДИТИ НИЯУ МИФИ.

- Наверняка и формы сотрудничества уже продуманы?

- Конечно! Основные формы сотрудничества с ДИТИ НИЯУ МИФИ: использование научных и технологических возможностей ДИТИ в организации образовательного процесса МПЛ, и в частности, проведение учебно-практических семинаров, лабораторных занятий по физике, химии, ИКТ на базе института; участие преподавателей института в семинарах, вебинарах, круглых столах, встречах с педагогами нашего многопрофильного лицея для формирования новых подходов к организации образовательной среды, обновления содержания образования, развития одаренности учащихся в аспекте деятельности кластера; привлечение преподавателей ДИТИ НИЯУ МИФИ для организации внеурочной деятельности учащихся (факультативы, кружки, секции, клубы) в контексте требований ФГОС с целью развития одаренности учащихся; участие преподавателей института в руководстве исследовательской деятельностью учащихся с целью развития исследовательских навыков учащихся и в качестве экспертов в рамках деятельности научного ученического общества «Эврика»; участие преподавателей ДИТИ НИЯУ МИФИ во встречах с учащимися и родителями с целью содействия профессиональному самоопределению старшеклассников, привития им интереса к научным и инженерным специальностям, связанным с ядерно-инновационным кластером; участие студентов во внеурочных мероприятиях лицея для развития интереса у учащихся к жизни высшего учреждения профессионального образования; участие студентов в качестве стажеров в организации работы социологической и психологической служб лицея с целью оказания помощи в деятельности данных служб и приобретения студентами практических навыков.

- Но ведь на уроках и на освоение программы времени порой не хватает. Как будете выходить из ситуации?

- Продумали основные формы организации дополнительного образования, например, будет «Юношеская техническая школа», а кураторы - с кафедры физико-технического факультета вуза.

Школа информатики по направлениям: «Дизайн», «Программирование», «Сетевые технологии», «Web-технологии» будет работать под кураторством кафедры информационных технологий.

Школа экономики по направлениям: «Современная экономика и основы предпринимательства», «Основы менеджмента» по программе «Я – ЛИДЕР», «Деловой английский язык», а кураторы – кафедра экономики и кафедра философии и социальных наук.

Школа психологии по направлениям: «Психология карьеры», «Процесс коммуникации», «Подводные камни в будущей карьере», кураторы – кафедра философии и социальных наук.

Школа научных исследований в физике и математике, кураторы с кафедры высшей математики, кафедра общей и медицинской физики.

Межшкольное общество гуманитарных исследований с религиозно-философским направлением, с кураторами с кафедры философии и социальных наук.

- Ожидаемые результаты?

- Для учащихся: доступность качественного образования, соответствующего их собственным образовательным потребностям, склонностям и способностям; раннее выявление профильной направленности обучающегося; создание механизма поиска, отбора, образовательной поддержки и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с высоким интеллектуальным и креативным потенциалом; качественное самоопределение в выборе дальнейшей образовательной траектории и жизненного пути; посильное участие учащихся в жизни института уже в период обучения в лицее (знание традиций ДИТИ НИЯУ МИФИ, преподавателей, требований к обучению в данном институте, участие в спортивных и досуговых мероприятиях, формальное и неформальное общение со студентами и преподавателями).

Для педагогов МПЛ: расширение возможностей профессионального общения, в том числе для рефлексии собственного педагогического и инновационного опыта; выработка индивидуальных траекторий профессионального развития в соответствии с осознанными потребностями; организация работы предметных кафедр на новом уровне; обмен опытом в аспекте предметных знаний и образовательных технологий с преподавателями института.

Для института-партнера: сформированность у будущих абитуриентов целостной универсальной системы знаний, ключевых компетенций, обеспечивающих дальнейшее выстраивание непрерывной образовательной траектории; осознанная мотивация для поступления в институт по направлению обучения; высокий уровень довузовской подготовки абитуриентов по профильным специальностям.

- Да, перспектива многообещающая, надеюсь, что «Предуниверситарий» - это дело сегодняшнего, а не только завтрашнего дня. Успехов вам в новом учебном году!
 

Лариса БЕЛИНЕНЕ

Категория: Образование | 41 | Добавил: navecher | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]