Главная » 2018 » Апрель » 23 » Подвиг летчика Шутова
10:13
Подвиг летчика Шутова

МиГ-3
Из современных истребителей в 1941 году в советских подразделениях наибольшее распространение получил МиГ-3. Создаваемый в качестве высотного перехватчика, он мог подниматься на высоту до 10-11 тысяч метров и разгоняться на средних высотах до 640 км/час, что было незаурядным достижением того времени. Центроплан и передняя часть фюзеляжа машины были металлическими, а отъемные части крыла и хвостовая часть – деревянными. Его главными недостатками были низкий моторесурс, всего 20-30 летных часов и высокая пожароопасность двигателя.
В процессе модернизации основные недостатки были в основном изжиты, но некоторые его отрицательные свойства преодолеть не удалось. Передний обзор из далеко сдвинутой назад кабины пилота был неважным. На больших скоростях летчик зачастую не мог открыть фонарь кабины МиГ-3,что делало невозможным покидание подбитой машины пилотом. Из-за задней центровки самолет был очень сложным в пилотировании, легко попадал в штопор и с трудом выходил из него. МиГ был «тяжелым» в управлении, утомляемость летчика была больше, чем на других самолетах.
В воздушных боях лета-осени 1941 года части, вооруженные этими самолетами, понесли огромные потери, и вскоре модель была снята с производства. Оставшиеся экземпляры были переданы частям ПВО, где самолет нашел успешное применение как высотный перехватчик и ночной истребитель. Опытные асы сумели добиться на этом истребителе немалых успехов. В июне 1941 года на МиГ-3 начал свою боевую карьеру Александр Покрышкин, будущий трижды Герой Советского Союза, он сбил на Миг-3 10 вражеских самолетов...
Экипаж немецкого самолета действовал профессионально, обороняясь и уходя в сторону фронта. Ему удалось повредить самолет лейтенанта Стрельцова, нейтрализовать второй самолет - под управлением летчика Бакулина. Пилот «Юнкерса», зная слабую сторону нашего самолета МиГ-3, ушел в пике, чтобы окончательно оторваться от последнего русского самолета. Только одного не предусмотрел – самоотверженности русского летчика, готовности на самопожертование ради победы. Оставшись один на один с противником, израсходовав патроны, Шутов решил идти на таран. Настигнув противника на выходе из пике, советский летчик ударил своей машиной по фюзеляжу «Юнкерса» сзади кабины стрелка. «Юнкерс» начал разваливаться. Немецкие пилоты унтер-офицер Вернер Шайдель и бортстрелок фельдфебель Артур Шлесс выпрыгнули с парашютами и были задержаны местными жителями. Штурман оберфельдфебель Пфау разбился вместе с самолетом. Тело механика было обнаружено местными жителями через месяц. Его парашют не открылся.

Очевидцы свидетельствуют…
Более ярко описывают события того дня непосредственные очевидцы.
Имеются свидетельства жителей райцентра Павловка. Был ясный осенний день. Послышался сильный гул, затем из-за леса появились два самолета. Первым летел большой самолет, на его крыльях отчетливо были видны черные кресты. За ним летел самолет значительно меньшего размера и на его крыльях были красные звезды. Между ними летали желтые огоньки. Казалось, что наш самолет пытается зайти немецкому самолету в бок. Самолеты улетели в сторону села Баклуши.
О том, что случилось дальше, рассказала колхозница деревни Баклуши Димухаметдинова. Утром услышала далекий шум самолета. Звук усиливался и заставил взглянуть на небо. В глубокой высоте показались две точки, которые приближались и росли на глазах. В этих местах видеть самолетов не приходилось, подумала, что идут учения. Вдруг маленький самолет врезался в большой, и они оба загорелись. От ужаса женщина закричала. Побежала к дому, в котором оставались маленькие дети. Затем был взрыв самолета, врезавшегося в землю.
Мария Сагдиева, которой в то время было пятнадцать лет, так говорит об этом событии: «Помню этот воскресный осенний день, когда над селом появились самолеты. Один из них – маленький и очень юркий, как ястреб, кружился вокруг неповоротливого большого, который отбивался пулеметным огнем. Вдруг маленький мгновенно набрал высоту и камнем упал на большой самолет, который развалился на части».
Хвост большого самолета упал рядом с забором школы, а другие обломки легли значительно дальше. Все бросились к месту падения «Ястребка». Сагдиева прибежала в то время, когда председатель колхоза Фаттах Биктимиров из-под обломков самолета извлекал останки советского летчика.
Воспоминал о событии и бывший фронтовик Семен Александрович Фадеев. После госпиталя он вернулся в родное село. Услышав знакомый по фронту звук самолета, выбежал на улицу. Фронтовик понял, что даже сюда, в Павловский район, «докатилась» война. Над Озерным оврагом в смертельной схватке бились самолеты. Один из них маленький, юркий, уже не стрелявший, видимо, пошел на таран. Одно мгновенье, и большой самолет разломился на две части; три белых точки появились в воздухе. Вскоре раскрылись два парашюта. Сбежавшиеся колхозники задержали приземлившихся летчиков, сопротивления они не оказали.
В это время приехал из райцентра начальник НКВД Галкин с милиционерами и увезли пленных летчиков в Павловку. От пленных узнали, что экипаж состоял из четырех человек. Третьего, обгоревшего, нашли в обломках сгоревшего самолета... Прошло два месяца, и колхозный пастух нашел четвертого. Его труп был обнаружен в густом непроходимом кустарнике. Летчик разбился оттого, что не раскрылся парашют.
Вначале местные жители хотели похоронить нашего летчика в центре села, уже начали рыть могилу, но в этот же день приехали две легковые машины с военными. Самый старший из них сказал, что это их пилот Николай Шутов, они похоронят его в Сызрани сами.
Шутов был похоронен на кладбище города Сызрани. Руководство части представили Николая Шутова к награждению высшей правительственной наградой. Указом президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 года Шутова Николая Федоровича посмертно наградили орденом Ленина.
Всего с июля по декабрь 1942 года 54 раза было зафиксировано появление самолетов-разведчиков противника над Куйбышевским районом ПВО, но лишь однажды советским летчикам удалось перехватить цель. И сделал это наш земляк, летчик Шутов Николай Федорович, навеки оставшись двадцатиоднолетним.

Биография героя
Вероятно, подвиг Николая Шутова остался одним из многих тысяч незаметных подвигов, совершенных советскими людьми при защите своей Родины. В 1972 году учащиеся Баклушинской школы Павловского района Ульяновской области по инициативе Александра Дмитриевича Горланова, директор баклушинской школы, одного из очевидцев воздушного боя, начали поиск родных героя. Обратились с призывом ко всем пионерам и комсомольцам района начать сбор средств в фонд строительства памятника Николаю Шутову. Сохранилось письмо секретаря комсомольской организации Баклушинской школы Тамары Гораевой с призывом откликнуться родственников и друзей Шутова. Корреспондентом «Ульяновского комсомольца» Жмыревым в феврале 1972 года была опубликована статья «Таран над Павловкой». Жители области узнали о воздушном бое на территории области, о таране, совершенном Николаем Шутовым. К исследованию биографии героя подключился директор краеведческого музея Димитровграда Николай Иванович Марков.
Шутов Николай родился 4 августа 1921 года в селе Новая Майна Мелекесского уезда Средневолжского края ныне Мелекесского района Ульяновской области. Отец - Федор Егорович Шутов - работал конюхом, мать Наталья Владимировна – дояркой. В 1921-22 гг. семья Шутовых переезжает в небольшой поселок Солонцовку близ села Верхний Мелекесс.
Когда сыну исполнилось восемь лет, родители устраивают мальчика в чувашскую школу села Верхний Мелекесс. В 1933 году семья Шутовых переезжает в колхоз «Парижская Коммуна» поселка Черная Речка. Николай успешно оканчивает четвертый класс сельской школы, его устраивают в пятый класс Новомайнской семилетки.
В 1937 году Николай Шутов оканчивает восьмой класс школы №1 города Мелекесса. В этом году девятка мелекессцев, среди которых были Николай Шутов, Александр Панин, Иван Корчагин, Михаил Лачугин, Александр Лягин, Иван Миронов, Александр Мельников, Михаил Шаталин и Иван Фомин решили поступать в школу фабрично-заводского обучения. Товарищи устроились в куйбышевскую школу ФЗО военного завода № 24 имени Масленникова. Шутов решил учиться на наладчика токарных автоматов. Шутов и Иван Корчагин увлеклись авиацией и решили стать летчиками. Начали посещать клуб ОСОАВИАХИМ, осваивать парашютное дело.
Добрая половина бывших учеников ФЗО стали рабочими завода №24, в числе их Шутов и Корчагин. И вот в личном деле Николая Шутова 26 сентября 1940 года появляется запись: «Уволен ввиду ухода в РККА». 19-летний юноша направляется на учебу в военную авиационную школу пилотов в городе Чернигове. По окончании учебы 25 апреля 1942 года сержант Шутов получил назначение в 802-й истребительный авиаполк 141-й истребительной авиадивизии Куйбышевского дивизионного района ПВО, находившийся в то время в Сызрани. Николай был одним из лучших молодых пилотов, отлично выполнял боевые и учебные задания. Произвел 27 боевых вылетов на перехват самолетов-разведчиков.
Свой первый воздушный бой Шутов в паре со Стрельцовым провел 25 сентября, но противнику удалось уйти, при этом его МиГ-3 получил серьезные повреждения. Как было отмечено в его наградном листе, «летчик Шутов не растерялся и с неисправным мотором произвел посадку на поле, тем самым спас дорогостоящий самолет». Наверное, если бы и в этот раз немецкому самолету удалось уйти, никто бы в полку не упрекнул молодого летчика - охраняемый объект защищен, разведывательная задача сорвана. Но твердость характера, умение добиваться поставленной цели, проявленные Шутовым в гражданской жизни, не позволили ему отступить. В этом бою, он пошел на таран, прием, к которому летчики прибегают в крайнем случае.
Таким оказался жизненный путь нашего земляка. Много или мало удалось достичь Николаю Шутову, каждый решит для себя сам...
В память о подвиге Николая Шутова в средней школе села Баклуши создан музей. В нем хранятся воспоминания односельчан-очевидцев воздушного боя, выставлен баллон от немецкого самолета. 9 мая 1975 года на открытой площадке между Баклушами и Муратовкой вознесся семиметровый памятник в виде факела, олицетворяя бессмертие подвига отважного летчика. Одна из улиц рабочего поселка Новая Майна 29 апреля 1975 года была переименована в улицу Николая Шутова. В Ульяновском областном краеведческом музее работает выставка «Великая Победа». Среди ее экспонатов материалы, рассказывающие о летчике-истребителе Николае Федоровиче Шутове. Здесь можно увидеть остов кресла немецкого пилота бомбардировщика «Юнкерс-88», сбитого Шутовым над селом Баклуши Павловского района Ульяновской области в 1942 году.
22 июня 2007 года в городе Октябрьске на берегу Волги был открыт обелиск в честь кавалера ордена Ленина летчика сержанта Николая Шутова.
1 сентября 2005 года на здании школы в Новой Майне установлена памятная мемориальная доска.
 


Подготовил Геннадий МЕЩЕРЯКОВ,

историко-культурный фонд «МЕЛЕКЕСЪ»
Консультант сотрудник Димитровградского краеведческого музея Антонина ФРОЛОВА

 

Категория: Поколение | 36 | Добавил: navecher | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]