Главная » 2018 » Апрель » 18 » Подвиг летчика Шутова
11:31
Подвиг летчика Шутова

Димитровградский краевед Геннадий Петрович Мещеряков уже не раз представлял на страницах нашей газеты результаты своих изысканий по истории Великой Отечественной войны и участию в ней наших земляков - жителей города, района, области. Ценность таких работ в сегодняшнюю эпоху всеобщих переоценок, далеко не всегда безупречных трактовок и интерпретаций несомненна. Тем более что автора как раз и отличает стремление к предельной объективности, максимальному использованию подлинных документов, изучению достоверных источников – свидетельств времени и искренний личный интерес к героям своих очерков. Его рассказ о летчике Николае Шутове также был продиктован не праздным любопытством. Геннадий Петрович родом из рабочего поселка Павловка Павловского района Ульяновской области, места, где Шутов во время войны и совершил воздушный таран. Как рассказал сам Мещеряков, об этом подвиге ему известно со школьной скамьи. После окончания училища МВД попал служить в Димитровград, где узнал, что Шутов родом из Мелекесского района. Так и возникло желание изучить эту совершенно особенную тему – служивший в истребительной авиационной дивизии ПВО летчик, местный уроженец, совершил таран на территории Ульяновской области при большом количестве очевидцев из числа местных жителей. Остается добавить, что в Димитровградском краеведческом музее есть экспозиция, посвященная подвигу летчика. Однако далеко не все димитровградцы знают об этом человеке, а это несправедливо. В работе над предлагаемым нашим читателям материалом, являющимся лишь наброском к будущей большой работе и публикующимся в сокращении, Геннадию Петровичу существенную помощь оказывали директор музея Марина Владимировна Ивлиева, сотрудник музея Антонина Александровна Фролова и многие другие, а также историко-культурный фонд «Мелекесъ». Всем своим помощникам Геннадий Мещеряков выражает глубокую благодарность и надеется, что данная публикация будет интересной и полезной нашим читателям

Оперативная обстановка
Для начала необходимо вспомнить оперативную обстановку, сложившуюся к осени 1942 года. Шел второй год Великой Отечественной войны. Коренного перелома на фронтах еще не наступило, враг был очень силен. В блокаде Ленинград, после упорных боев Красная Армия оставила Севастополь, идут тяжелые бои под Ржевом. Расстояние от линии фронта до Москвы составляет 200 километров. Немцы наступают на Кавказ, 17 июля началась Сталинградская битва. Война вплотную подошла к Волге. Летом 1942 года массированным бомбежкам подверглись объекты нефтепереработки и оборонные заводы города Саратова.
Утром 4 октября 1942 года в районе города Кузнецка пост противовоздушной обороны обнаружил следующий вдоль железной дороги в сторону города Сызрань немецкий самолет Ju-88 D-1. Этот самолет относился к отдельной авиационной группе военно-воздушных сил вермахта (так называемая воздушная эскадрилья Ровеля), созданной для ведения стратегической воздушной разведки. В отличие от «тактиков», углублявшихся на вражескую территорию не более чем на 150 километров, дальние разведчики действовали в глубоком тылу, нередко в тысяче и более километров от линии фронта. Одним из самолетов, использовавшимся в эскадрильях дальней разведки, стал Юнкерс Ju-88D. Разведчик Юнкерс 88 D-2 имел отличия от бомбардировочного варианта: передний бомбоотсек был зашит и в нем установлен дополнительный бензобак емкостью 1450 литров, в заднем - смонтированы три фотокамеры. Экипаж - четыре человека. Два мотора позволяли развивать скорость до 480 км/ч, практический потолок 8000-9000 м, радиус действия до 3000 км.
В течение многих часов экипажи вели автономное существование в небе. Они должны были незаметно проникать в воздушное пространство противника, избегать встреч с его истребителями, внезапно появляться над объектом и, сфотографировав его, быстро исчезать. Практиковался такой маневр: приближаясь к заданному объекту, разведчик огибал его, заходя с тылу, далее снижался на нужную высоту. Самолет-разведчик неожиданно с тыла появлялся над целью, производил фотографирование и с набором высоты уходил в сторону фронта. Когда самолеты ПВО поднимались по тревоге в небо, то в лучшем случае видели только след улетающего разведчика.
Что в тот период представляла собой Куйбышевская область? Областной город Куйбышев, с большим количеством оборонных заводов. Завод имени Масленникова выпускал снаряды для реактивных минометов - знаменитых «Катюш». В Куйбышеве и на Безымянке разместились и начали давать продукцию эвакуированный из Москвы авиазавод №1 по выпуску штурмовиков ИЛ-2, эвакуированный из Воронежа самолетостроительный завод №18. Выпускали военную продукцию оборонные заводы Ульяновска, Сызрани, Чапаевска. Каждый третий патрон, поставлявшийся на фронт, был произведен на Ульяновском патронном заводе имени Володарского. В 1941 году в Куйбышевскую область были эвакуированы Херсонский и Одесский крекинг-заводы. В 1942 году вступил в строй Сызранский НПЗ, введен в действие Куйбышевский НПЗ. Важное значение имела нефтебаза в поселке Батраки. Железнодорожные перевозки осуществлялись через станции Инза, Сызрань, Куйбышев, Кинель, через железнодорожные мосты через Волгу в городе Ульяновске и у станции Батраки (ныне город Октябрьск). Завершалось строительство железнодорожной ветки от станции Иловля (близ Сталинграда) до станции Свияжск (близ Казани) через станции Саратов, Сызрань и Ульяновск. Эта железнодорожная линия вошла в историю как Волжская рокада.
Во время Великой Отечественной войны Куйбышев фактически являлся второй столицей СССР. Здесь были размещены правительство, дипломатические представительства, для Верховного главнокомандующего Сталина московскими метростроевцами строилась запасная резиденция, ныне известная как «Бункер Сталина». В Куйбышеве в эвакуации работали Большой театр оперы и балета, симфонический оркестр Всесоюзного радио и другие объекты.
Приказом Народного Комиссариата Обороны СССР от 6 октября 1941 года для защиты Куйбышевского дивизионного района противовоздушной обороны (ПВО) была сформирована 141-я истребительная авиационная дивизия ПВО, которая с 29 декабря 1941 дислоцировалась в Приволжском военном округе...
Не случайно немецкое командование интересовало положение в Поволжском регионе. С лета 1942 года немецкое командование стало активно использовать авиаразведку в данном направлении.

Таран
Вот как описывает полет, прошедший 17 августа 1942 года фельдфебель Макс Лагода, бортрадист немецкого «Юнкерса» участвовавший в сверхдальнем полете над Волгой (из книги Дмитрия Дегтева и Дмитрия Зубова «Всевидящее око фюрера. Дальняя разведка люфтваффе на Восточном фронте. 1941-1943»): «Задание, длившееся более 8 часов, проходило над Куйбышевом, Саратовом, Сталинградом и устьем Волги в районе Астрахани. Я побывал над резиденцией русского правительства в Куйбышеве на реке Волга. Здесь были сосредоточены крупные промышленные предприятия и особенно авиационные и авиамоторные заводы. Большая авиационная промышленность была также в Саратове на Волге, а вокруг города находились большие аэродромы, которые были забиты самолетами. В этом районе мы сбросили два наших подвесных бака, потому что почти всегда здесь в воздухе дежурили самолеты противника. В результате того, что мы сбросили наши баки, мы могли снова достичь любой высоты, периодически поднимаясь выше и опускаясь. Часто русские только просыпались, когда мы уже пролетали над ними».
Полеты продолжались и позднее. Только за июль-август над территорией Куйбышевского корпусного района ПВО было зафиксировано 39 самолетопролетов.
Немецкая авиаразведка продолжала свои полеты над Пензенской, Тамбовской областями, а также над Ульяновском, Саратовом, Куйбышевом и даже Оренбургской областью.
Командование вермахта умело пользовалось данными воздушной разведки. Военные историки склоняются к версии, что успехами в 1941-42 гг. германские войска во многом обязаны воздушной разведке, как ближней, так и дальней. Это помогало определять скопление войск противника, его перемещение, резервы, нащупать фланги или разрывы в обороне. В составе разведывательных авиаэскадрилий люфтваффе были предусмотрены такие мелочи, как передвижные фотолаборатории и дежурные мотоциклисты, готовые срочно доставить данные фоторазведки командованию.
Сообщение об обнаруженном в воздухе над железной дорогой Пенза – Куйбышев самолете-разведчике пошло в штаб 141-й истребительной авиационной дивизии, а затем на аэродром 802-го полка в Сызрань. На его перехват вылетел в составе звена истребителей МиГ-3 пилот 2-й авиаэскадрильи сержант Николай Шутов. Вражеский разведчик, увидев наши самолеты, развернулся на обратный курс, отстреливаясь, попытался оторваться от преследователей.
Вот так описан бой в официальных документах того времени – в журнале боевых действий полка за 4 октября 1942 года:
«4. Действия авиации противника.
Противник одиночными самолетами типа Ю-88 на высоте 6000 м. вел разведку пункта ПВО Сызрань – Куйбышев…
7. Решения командования на выполнение поставленных задач.
С аэродрома Сызрань от 802 ИАП поднять на перехват разведчика 3 пары МиГ-3.
8. Ход выполнения задачи.
В 9.20 мин. с аэродрома Сызрань 802 ИАП произвел три вылета, 5 самолета – вылетов МиГ-3, налет 3 часа 04 мин. В 9.43 лейтенант Стрельцов по радио был наведен на Ю-88, ведущий Стрельцов, летчики Шутов, Бакулин в составе звена произвели несколько атак Ю-88, Стрельцов выпустил 6 РС, Бакулин 1 РС. РС рвались ниже самолета противника 30-40 мт. Ю-88 вел сильный огонь из верхней и нижней точек, маневрировал по горизонту. Стрельцов из-за повреждения матчасти вышел из боя, произвел посадку аэродром Кузнецк, летчики Шутов и Бакулин продолжали вести огонь по Ю-88, израсходовав боеприпасы Бакулин вышел из боя и произвел посадку на аэродроме Кузнецк, летчик Шутов решил идти на таран Ю-88. Ю-88 перешел в глубокое пикирование, но при выходе из пикирования был настигнут Шутовым, удар был нанесен сзади по фюзеляжу у кабины стрелка. Тараном Ю-88 был сбит. Летчик и стрелок взяты в плен, механик скрылся, штурман погиб. Летчик сержант ШУТОВ при таране Ю-88 погиб героической смертью. Самолет МиГ-3 разбит. Воздушный бой длился 15 -17 минут. Израсходовано 13 РС и БК.
9. Действия обеспечивающих средств.
Проводная и радиосвязь с частями и вышестоящим штабом, а также с самолетами работала нормально.
Источники записи в журнал:
Журнал боевых действий ИАД.
Начальник штаба 141 ИАД ПВО гвардии подполковник Проворов.
Начальник Опер. Развед. Отдела 141 ИАД ПВО подполковник Кононов.
Отпечатано 3 экз. Экз.№1 НШ ИА ПВО КА».
(Орфография цитируемого документа сохранена).

 

Категория: Горожане | 68 | Добавил: navecher | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]