Главная » 2017 » Март » 7 » Победы на пороге весны
10:21
Победы на пороге весны

Недавно прошли региональные этапы Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени Вернадского и Российского национального юниорского водного конкурса. Учитель нашей школы №17 Елена Зорова и мои одноклассницы Анастасия Барабаш и Лаура Сабирова приняли там участие и заняли второе и первое места. И в апреле  этот дружный женский коллектив собирается представлять Ульяновскую область в Москве. Об этих победах, да и вообще о прекрасном человеке и учителе, который был инициатором, вдохновителем и руководителем такой сложной работы, хочется рассказать поподробнее. Кстати, Елена Юрьевна дважды становилась призером и обладателем губернаторской премии – в 2015 и в 2016 годах. В 2016 году Зорова была в числе 12 лучших педагогов в регионе и единственной учительницей из Димитровграда, которая участвовала конкурсе на звание лучшего учителя

Преподаватель, опережающий время

Если говорить об этом учителе коротко, то можно назвать ее человеком неугомонным,  который всегда стремится учиться и учить так, чтобы было интересно и ей самой, и тем, с кем она занимается. Многие, наверное, считают ее педагогом неудобным для тихого коллектива, потому что Зорова всегда старается все успеть, везде побывать, во всех конкурсах себя и своих учеников попробовать. Она не боится быть непонятой, потому что ее мечты рождают проекты, которые еще и в столичных городах находятся только на гране разработок. Елене Юрьевне часто не хватает времени, чтобы все задуманное успеть, но она не делит сутки на рабочее и внерабочее время. С ней хочется общаться не только на уроке, хочется быть похожей на такого удивительного человека, потому что она жизнерадостная, эмоциональная, эрудированная и очень демократичная. Ей интересны все люди и многие сферы деятельности. Словом, можно назвать ее нетипичной учительницей, опережающей время, не считающейся со своими силами, потому что мечты и планы зовут ее вперед. 

«Житейские истории» от Зоровой

Мне повезло, потому что Елена Юрьевна преподает у нашего класса химию с того самого момента, когда мы начали изучать этот предмет. И, хочется сказать, делает это не просто достойно и профессионально, а еще и самозабвенно и творчески. Это понимают и чувствуют все, кто у нее учиться и рядом с ней работает. Многие выпускники школы №17 вспоминают Зорову как любимую учительницу. 

Что я хочу еще сказать о Елене Юрьевне вообще как о человеке? Она всегда добрая и открытая, такой учитель вызывает у ребят доверие. Она преподает нам не только программу учебника, но и соединяет свой предмет с житейскими вещами… Так что в быту мы часто пользуемся знаниями, полученными на занятиях Елены Юрьевны: почему нельзя делать то, почему нельзя делать другое, что будет, если сделать третье… И это полезно! Многое из того, что нам преподают в школе, нам особо не пригождается в жизни, это ни для кого не секрет. Тут хочется вспомнить интересный факт, связанный как раз с «житейскими историями Елены Юрьевны». Как-то раз я готовилась к областной олимпиаде по технологии, а там периодически бывают вопросы про химические реакции. И вот я, просматривая решения прошлогодних вариантов, увидела подпись: ответ считать правильным, только если химическая реакция написана. Когда я делала тест уже на самой олимпиаде, попалось задание такого типа… Там мне пригодились не только знания химии для написания реакции, но и те самые «житейские поучения», так как Елена Юрьевна однажды рассказала нам именно то, что мне и понадобилось в этом тесте. Позже, на разборе, было приятно услышать от членов жюри областного этапа олимпиады по технологии, что «кто-то даже реакцию там написал», зная, что это сделала именно я, благодаря урокам Зоровой.

Стильная блондинка с активным характером

Эта моложавая блондинка, стройная, даже хрупкая привлекает нас, старшеклассниц и тем, что и одевается она стильно. Но одна из главных особенностей этого учителя, я считаю, - ее активность! То она принимает участие в одном конкурсе, то в другом, не успеешь оглянуться, а она уже принимает участие в следующих педагогических соревнованиях. И еще она всегда учится – семинары, форумы, конференции. Такой личный пример стимулирует и детей к такому жизненному ритму, к активной жизненной позиции. Она возит своих учеников по разным городам и даже странам с образовательными и профориентационными экскурсиями, возглавляет научное сообщество «Эрудит», участвовала в конкурсе «Учитель года», с 2004 по 2014 года была директором Международного центра развития образования Димитровграда, созданного по инициативе губернатора Сергея Морозова, сотрудничает с УлГУ. Зорова принимала участие в Всероссийских научно-практических конференциях химиков, проводила видеоконференцию с тогдашним заместителем генерального директора МАГАТЭ нашим земляком Александром Бычковым, принимала участие в Международной научно-практической конференции «Инновации в преподавании» в рамках Евразийского сотрудничества, проводимой Казанским (Приволжским) федеральным университетом, создала электронный образовательный ресурс для подготовки к ЕГЭ «Удивительная химия».  Участвовала и во всероссийском экологическом конгрессе «Тенденции и перспективы экологического образования и просвещения для устойчивого развития регионов. А когда в Совете Федерации проходила конференция «Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: вызовы современной эпохи», Елена Юрьевна выступила с докладом «Патриотическое воспитание школьников через предметное содержание на уроках химии». Много было и разных конкурсов исследовательских работ, к которым она подготовила своих учеников. И это далеко не весь список достижений. 

Директорский взгляд и мнение ученицы

Директор школы №17 Артем Анатольевич Старостин:

- Ваше отношение относитесь к тому, что учителя участвуют в различных конкурсах?

- Это здорово, ведь так учителя показывают свои профессиональные качества, а при подготовке к конкурсу они расширяют свой горизонт, свои видения и повышают уровень знаний и жизненной активности у школьников.

- Как вы думаете, стимулирует ли такая активная педагогическая позиция Зоровой ее учеников?

- Когда мы видим профессионала своего дела, а ведь в конкурсах всегда происходит выявление лидера, профессионала, победителя, становится больше тяга к знаниям. Появляется уверенность, что он приведет к чему-то светлому в будущем. Тогда он в наших глазах становится не просто учителем, а, определенно, лидером, а это способствует лучшему восприятию материала, который он дает.

Анастасия Барабаш, одиннадцатиклассница:

- Настя, расскажи о вашем победном проекте.

- Данный проект готовился в течение трех лет... Исследования организовала, продумала и помогала проводить учитель химии Елена Юрьевна Зорова, она очень много сделала для реализации этого проекта, отдала всю свою энергию для победы.

- Расскажи побольше о своем научном руководителе...

- Ну, столько сил, как Елена Юрьевна в эту работу никто не вложил. Иногда казалось, что победа для нее важнее, чем для меня. Она всячески поддерживала меня, возила меня в лабораторию, где мы и проводили свои исследования. И вот, даже после победы, Елена Юрьевна не снижает оборотов, наоборот... Она также не покладая рук работает, ищет деньги на поездку в Москву, каждый день мы делаем нашу работу лучше, исправляем недочеты. Если бы не Елена Юрьевна, я, скорее всего, уже опустила руки и оставила все как есть, но она все время хочет доводить все до идеала и это ее отличительная черта. Надеюсь в финале конкурса в Москве это все высоко оценят проофессионалы.

О победах, которые зовут вперед

Естественно, после того, как в школе и в Димитровграде узнали о двух победах, которые одержали мои одноклассницы, я не упустила возможность взять интервью у их наставницы:

- Как проходил «Российский национальный юниорский водный конкурс»?

- Идет год экологии,  что тоже повлияло на выбор тем. Участники разрабатывали проекты. Мы представляли «Исследование питьевой воды города Димитровграда и оптимальные способы устранения жесткости воды », проводя опыты в горводоканале, коллектив которого поддержал нас при подготовке к защите и вообще к самой работе. Это очень важно, так как Димитровград – наукоград, который в этом году получил статус территории опережающего социально-экономического развития, в котором строятся  ядерно-инновационный кластер и федеральный высокотехнологичный центр медицинской радиологии – ядерный центр медицинской радиологии. В наш город будут приезжать пациенты не только из России, но и из-за рубежа. Поэтому нам очень важно следить за качеством того, что мы все употребляем каждый день - воды.

- В чем состояла состязательная часть этого конкурса?

- Нужно было разработать проект, защитить его, составить свои предложения по выбранной теме на основе проделанной работы, которые реально можно воплотить.

- Почему вы выбрали для такой работы именно Анастасию Барабаш?

- Она проявляет большой интерес к естественнонаучному направлению. Я не ошиблась, Настя углублялась в тему и со рвением занималась исследовательской работой. Также это для нее полезно, поскольку она решила поступать в медицинский вуз, плюс мы уже подходили к этой теме с разных сторон, но воду можно изучать бесконечно. 

- Сложно ли было победить?

- Было очень сложно, мы вообще не ожидали. Но Настя очень хорошо владела материалом и погрузилась в тему, она вела себя так уверенно и так умело владела аудиторией, что это всех впечатлило.

- Как и сколько вы занимались этим проектом?

- С этими девочками практически с 1 сентября. У нас были разработки и в прошлые годы. Настя осваивала методику проведения анализа на жесткость воды омплексонометрическим методом. Это было серьезное настоящее исследование, ведь выявление наличия, к примеру, сульфат-ионов и нитрат-ионов требует глубоких химических знаний. Мы исследовали разную воду: талую, минеральную, водопроводную. Хочется поблагодарить сотрудников горводоканала за терпеливое сотрудничество с нами.

- Почему выбрали именно такую идею?

- Так как сейчас проходит год экологии, мы решили серьезно заняться исследовательской работой, чтоб выйти на федеральный уровень с достойным проектом соответствующей направленности. Вода, которую мы употребляем, какого она качества? Это актуальный вопрос. Мы пьем воду в старом городе, потому что она хорошая. Когда мы изучили ее, поняли, что она не соответствует только одному критерию – жесткости. Но в больших городах вода, конечно, намного хуже. При кипячении хлорированной воды образуется боевое отравляющее вещество, сильнейший канцероген. Одна из причин раковых заболеваний – хлорирование воды. Уже нужно отходить от этого метода, он сыграл свою роль, если бы не этот метод, кто знает, что бы было с человечеством сейчас: возможно, оно бы и не выжило. Ну вот мы и предложили новый способ очистки воды: нано-фильтры железа. Внедрение наномасштабного железного порошка для очистки промышленных отходов позволит обезопасить население и сделать воду более качественной. Этот метод оправдает себя. Но так как он затратный, мы предложили незначительно повысить цены на воду, учитывая, что вода скоро станет очень дефицитным товаром, ее надо беречь. Такая поддержка предприятий впоследствии снизит себестоимость производимой ими продукции, а стало быть, этот продукт будет более конкурентоспособным на рынке.  Качество воды напрямую связано с качеством жизни и здоровьем: употребляя чистую безопасную воду, не будет многих болезней, это выгодно для предприятий. Также можно чистить воду фильтрами. Но к этому вопросу стоит подходить с умом. Если этот фильтр углевой, то сначала он чистит воду, но в какой-то момент начинает «выбрасывать» вредные вещества из себя. Но мы никак не можем узнать его срок годности. Тогда мы предложили производителям  вкладывать тест-полоски, что и полезно, и выгодно. То есть мы проводили много опытов, исследований, много думали, чтобы понять, что нужно изменять, как, что будет выгодно и почему.

- Предпочитаете ли вы больше участвовать в конкурсах с детьми, нежели одна?

- Нужно участвовать и самим учителям, и вместе со своими учениками, так учитель повышает свой профессиональный уровень, изучает больше, охватывает новые сферы – растет, остается современным, интересным ребятам, а детям педагог помогает почувствовать себя творцами, юными учеными, также совершенствуясь вместе с ними.

Словом, такие конкурсы направляют, дают крылья и учат мечтать.

- Каково ваше мнение о внешкольном образовании, каким образом эффективнее всего дети обучаются вне школ. Возможно ли это: внешкольное и школьное образования – разделить?

- Мало мы занимаемся с ребятами наукой – на уроках и после них. Моя мечта – возить детей в лаборатории хороших вузов, поскольку сейчас нет в школах нужных условий, а химия – наука экспериментальная. Здесь нужен именно деятельный подход, а пока что это все держится на энтузиастах. Если будет серьезная работа над этим вопросом, то уровень образования возрастет. Но тогда нужно раннее профессиональное определение школьников. Нельзя заставлять детей получать глубокие профориентационные знания по всем предметам сразу, потому что многим это просто не интересно, а сейчас это зачастую делают для галочки, не учитывая кому какое направление нравится. Каждый год я выпускаю пять-семь детей на поприще медицины – и это большая работа. Так бывало, что мои ученики определяли свою будущую профессию именно после поездки в вуз соответствующего профиля. Такой случай был даже с одиннадцатиклассницей, когда после поездки в медицинский вуз она твердо решила, что хочет стать врачом. Надо проводить курсы погружения в предмет летом, чем я и занимаюсь, нужно ведь время, чтобы разглядеть талант, 40 минут урока на это не хватает. Но фундамент образования и профессии должны закладываться именно в школе.

- Было ли у вас такое, когда вы не получили желаемое место в каком-либо конкурсе? И как вы сейчас считаете, смотря через ваш многолетний опыт, стоит ли переживать в таких ситуациях?

- Конечно, все было за 28 лет работы в школе. Педагогическая среда, вообще образовательное пространство – очень тонкие материи… Но если ты не будешь переживать, не будет стремления преодолевать трудности, не сможешь идти вперед; если человеку все равно, то не будет никакого толка, а переживания присущи всем нам – людям. Говоря об этом, хочется вспомнить слова про недавно ушедшего российского дипломата Виталия Ивановича Чуркина: «Человек, который умеет отстаивать интересы, но при этом не впадает в безрассудную конфронтацию». То есть нужно уметь защищать себя, свои проекты, свое мнение,  и делать это обдуманно. А руки после переживаний из-за неудач опускать не стоит. Если будешь работать над собой и верить в мечту, победа придет! Но это очень трудно!

Виктория ЯРЫГИНА, одиннадцатиклассница школы №17

Категория: Поколение | 142 | Добавил: navecher | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]