Главная » 2017 » Март » 10 » Площадь искусств: концерт дуэта «Ностальжи»
11:02
Площадь искусств: концерт дуэта «Ностальжи»

В первый день весны в культурно-выставочном центре «Радуга», состоялся концерт преподавателей детской школы искусств №2, семейного дуэта Рассадиных - Александра (флейта) и Людмилы (фортепиано). Обыкновенное чудо - так можно было бы назвать этот концерт.  Чудо, потому что нет ничего удивительнее музыки, искусства, которое рождается на ваших глазах и исчезает с последней нотой, затрагивая самые глубинные чувства души. Обыкновенное, потому что музыканты творят чудеса ежедневно, привыкая к ним как к чему-то обыденному: учат детей в школе, доказывая истину, что все дети талантливы, и щедро  раздаривают  свое искусство, выступая там, куда позовут -  были бы слушатели
 

В этот раз концерт дуэта Рассадиных представлял собой краткую историю музыки: от произведений XVII века до середины XX-го. «Пустячок» Арканджело Корелли - так мило  называлась первая пьеса. В противовес порой излишним эффектным приемам музыкантов-современников, Корелли никогда не увлекался пышными украшениями ради самих украшений. Пальцы композитора являлись только «слугами его души».
Имя Иоганна Себастьяна Баха знают даже далекие от классической музыки люди. «Великий из величайших» так бы назвали его современные маркетологи:  более тысячи произведений, от простого к величественному, от юмора к глубокому драматизму. Сонаты для флейты, части из которых исполнил дуэт Рассадиных, были написаны в, так называемый, «кетенский период». Бах, не имея под руками любимого инструмента – органа (его просто не было при  захудалом дворе принца Кетенского),  сочинял произведения для других инструментов, в том числе и для флейты. Флейта в руках Александра Рассадина  мягко и выразительно напевала «Сицилиану» из второй сонаты, блестяще и виртуозно порхала  во второй части пятой сонаты, ее звуки, поддерживаемые аккомпанементом Людмилы Рассадиной, переносили слушателей на три столетия назад и заставляли задуматься о вечном и прекрасном, созданном так давно, но понятном и близком  современному человеку.
«О, Моцарт! Ты - вечный свет в музыке», - в одном этом высказывании заложена вся эстетика его творчества. Анданте в переложении для флейты и фортепиано в исполнении дуэта,  несомненно, украсило концерт, о чем свидетельствовали крики «браво» и долгие аплодисменты слушателей. 
Чуть-чуть не дожил  Винченцо Беллини до своего 34-летия. При этом успел написать одиннадцать опер, а знаменитая каватина Нормы из одноименной оперы до сих пор является непревзойденным шедевром – одной из самых сложных арий. Считается, что певица, исполняющая эту каватину, достигла расцвета своего таланта. На флейте  исполнять эту арию не менее сложно, так как  кантиленная мелодия разворачивается почти без пауз. Александр Рассадин великолепно справился с техническими сложностями произведения, при этом наполнил звуки и молитвенной страстностью, и чарующей нежностью.
Следующий блок концерта составили произведения русских композиторов. Основатель русской классической музыки Михаил Глинка был представлен одним из  восточных танцев оперы «Руслан и Людмила» - произведением самым светлым, самым мажорным в творчестве композитора.
В двух произведениях Петра Чайковского – «Мелодии» и «Сентиментальном  вальсе» – дуэт Александра и Людмилы  безукоризненно соединил форму и содержание: тонкие, близкие русской душе напевы уместились в непродолжительные по звучанию пьесы. Биография Чайковского сумбурна, полна загадок и поводов для спора -  его музыка прекрасна, сильна и бессмертна.  Любой иностранец на вопрос о русских композиторах первым назовет Чайковского.
Еще один русский  композитор, был представлен в концертной программе - крохотной жемчужинкой, пьесой «Маргаритки» -  Сергей Рахманинов. Изначально она была написана в жанре романса, на слова Игоря Северянина. Нежный голос флейты Александра Рассадина украсил этот шедевр изысканной красоты и совершенства. Рахманинов написал «Маргариток» уже после величественных фортепианных концертов, симфонических произведений. Умудренный жизнью, он возвращается к поре юношеских  мечтаний, перекидывая своеобразный мост через годы,  приходя в конечном итоге к спокойному созерцанию и пониманию  красоты. 
В заключение концерта прозвучала музыка ХХ века: «Хора-стаккато» Григория Динику и «Привет любви» Эдуарда Элгара. Два совершенно разных по настроению произведения: яркая и заводная хора и нежное любовное послание Элгара. Григория Динику, несмотря на то, что у него есть и другие сочинения, многие считают композитором одного произведения. «Хора-стаккато» исполняется на разных инструментах. Первоначально она была написана для скрипки, так как сам Динику был выдающимся румынским цыганским скрипачом. Исполнять на флейте это произведение очень сложно - быстрый темп, много украшений, скачки  в мелодии. При этом нужно помнить, что затрата  воздуха у флейтиста при игре гораздо больше, чем на любых других духовых, в том числе таком крупногабаритном, как туба. Дуэт Александра и Людмилы блестяще справился со своей задачей и зрители не остались в долгу, аплодируя стоя и долго. 
С произведением Элгара «Привет любви» связана романтическая история его обручения с невестой. Именно в качестве обручального  подарка Элгар подарил это произведение своей будущей жене Эллис. Ее роль в жизни композитора велика – она взяла на себя все проблемы семьи, отказавшись от собственной карьеры и написала в своем дневнике: «Забота о гении - это уже сама по себе работа целой жизни для любой женщины».
Закончился очередной концерт. Дуэт Рассадиных выступает много, его знают не только в городе,  но и за его пределами. 40 лет вместе в жизни и в творчестве. «Тяжело», -  скажет кто-нибудь. «Видеть друг друга постоянно? Нет, уж, увольте», - так думают некоторые.  У каждого свои правила жизни. У Людмилы и Александра  совместное творчество, музыкальное – исполнительское и педагогическое – это и повод для раздоров и споров, и повод для счастья. Музыка их связала, как  поется в известной песне и стала для них той точкой опоры в жизни, которую другие ищут многие годы  и не всегда находят. Впереди у дуэта много счастливых музыкальных лет.

Елена ЗАРЕЧНЕВА
 

Категория: Поколение | 221 | Добавил: navecher | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]