Главная » 2010 » Апрель » 5 » От констатации проблем – к здоровью детей
20:17
От констатации проблем – к здоровью детей

31 марта в зале заседаний администрации города состоялась коллегия управления образования. Тема коллегии была обозначена емко, но достаточно конкретно: «Здоровье детей – основа здоровья нации». В работе участвовали: заместитель главы администрации города по социальным вопросам С.В.Куц, специалист департамента дошкольного, общего и дополнительного образования Ю.В.Ковтун, председатель комитета по физической культуре и спорту И.Ю.Волков, руководители общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, заведующие дошкольными образовательными учреждениями, председатель городского совета лидеров Линар Яруллов, председатель городского родительского комитета Н.Г.Вечкуткина

Вот в таком широком кругу обсуждался вопрос чрезвычайно важный не только для системы образования, для каждой семьи. Сохранение и укрепление здоровья детей, их психологическое здоровье, физическое развитие, здоровое питание являются приоритетными направлениями государственной политики и рассматриваются в качестве необходимой гарантии успеха всех социальных и экономических реформ, проводимых в нашей стране.
По словам главы Минздравсоцразвития РФ Татьяны Голиковой абсолютно здоровыми являются лишь пятая часть (21,4 процента) школьников России. Перед системой образования, и Димитровграда в том числе, поставлена конкретная задача: создать такие условия обучения в школе, чтобы ребенку было «комфортно и психологически, и физически», чтобы к каждому ученику применялся «индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения». 
На городской коллегии было проанализировано отношение наших димитровградских школьников к здоровому образу жизни. Данные наглядно продемонстрировал доклад начальника отдела развития образования О.В.Киселевой. Вот лишь несколько выдержек из этого выступления.
В марте 2010 года отдел развития управления образования проводил анкетирование среди родителей и педагогов общеобразовательных учреждений (в школах №№17, 19, 23). В анкетировании приняли участие 223 человека от 25 и до 66 лет. Из 223 опрошенных 123 человека (55 процентов) - педагоги. Из них только 6 процентов мужчины, 94 процента - женщины. Пятую часть опрошенных составляют педагоги в возрасте от 41 до 45 лет и 13 процентов - в возрасте от 45 до 50 лет.
Согласно данным этого исследования, рациональный режим сегодня соблюдают 19,4 процента школьников. Активно и регулярно занимаются спортом лишь 10,9 процента учащихся, не имеют никаких физических нагрузок, кроме школьных, 13,2 процента детей, страдают выраженной гиподинамией — 29,7 процента, поздно ложатся спать 26,8 процента учащихся.
Несоблюдение школьных санитарно-гигиенических норм и рекомендаций, чрезмерная учебная нагрузка, нарушения режима дня, стрессовая тактика авторитарной педагогики, несоответствие учебных программ и методик возрастным и функциональным возможностям учащихся – все это способствует росту нарушений в состоянии здоровья школьников. Следовательно, лишь совместными усилиями медицинских работников и педагогов при заинтересованности родителей возможна минимизация  воздействия неблагоприятных факторов обучения на здоровье детей. Особое место в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе, прежде всего, за счет широкого внедрения в деятельность образовательных учреждений здоровьесберегающих технологий.
При проведении анкетирования среди педагогов и родителей наметились три основных направления, на которые мы можем повлиять. Психологическое здоровье учеников в числе этих трех факторов занимает важное место. Главная задача на этом направлении - снизить школьные факторы риска, которые негативно влияют на здоровье детей. А это значит, как считает Институт возрастной физиологии РАО, что в первую очередь необходимо уменьшить объем домашних заданий, значительную долю занятий, связанных со статической нагрузкой (ТВ, компьютер, чтение и т.п.), скорректировать недостаточный объем двигательной активности и пребывания на воздухе. 
По данным Института возрастной физиологии РАО, первоклассники находятся в школе от 3,0 до 5,2 астрономического часа в день. Общая статическая нагрузка, учитывая уроки, факультативные занятия, самоподготовку, внешкольные занятия, на средней и старшей ступени составляет в среднем 9 ч. 45 мин. Если к этому времени добавить среднее время просмотра телепередач - 1 ч. 36 мин., то без движения десятиклассники проводят в среднем 11 с половиной часов.
По данным анкетирования, проведенного в Димитровграде в феврале 2010 года, в среднем школьник (7-8 класс) тратит на подготовку домашнего задания от 3 до 5 часов, причем больший процент приходится на учащихся учреждений повышенного уровня. По СанПину, домашнее задание дается обучающимся с учетом возможности его выполнения, данная категория детей на него тратит до трех часов. 
40 процентов учащихся выполняют задания по 5-6 предметам, 60 процентам учеников не хватает времени на подготовку домашнего задания, 54 процента учащихся считают, что распределение домашнего задания в неделю неравномерно.
Одна из наиболее острых проблем в создании психологически комфортной школы - проблема школьных стрессов. По данным специалистов Психологического института Российской академии наук, можно указать на ряд основных причин, с которыми связаны факторы возникновения различных видов стрессов у детей в условиях школьного обучения. 
Первая группа причин связана с трудностями адаптации конкретного ребенка к школе, которые зависят в данном случае от того, в какой мере домашняя обстановка отличается от школьной, как переживают это отличие сами дети, как подготовлен ребенок к особенностям собственно учебной деятельности - принципиально новым по форме и содержанию отношениям с другими детьми и взрослыми. 
Другая группа причин связана с уровнем готовности детей противостоять тому своеобразному «внешнему» давлению, которое неизбежно сопровождает в процессе обучения в школе. 
Следующая группа причин связана с перегрузками детей, возникающими при усвоении программного материала, информационной избыточностью в отдельных разделах каждой предметной области. Избыток содержания ведет к трудностям в его усвоении и снижению успеваемости и, как следствие, к ухудшению здоровья школьников. И в этой связи необходимо провести большую работу службе практической психологии в школе с педагогами и родителями по обучению основам культуры здоровья с целью применения полученных знаний в организации работы с детьми.
На городской коллегии вопросам психологического, а также физического здоровья школьников уделили много времени. Решили разработать до 28 октября и городскую целевую программу «Сохранение и укрепление здоровья в образовательных учреждений Димитровграда на 2011-2013 годы». Намечено продолжить работу комиссии по проверке организации питания учащихся в школах и вести ее совместно с представителями родительской общественности. Планируется определить «пилотные» площадки «Школа – территория здоровья» и оказать методическую помощь в организации их работы…
Много планов, правильные выводы, замечательные исследования… Лишь бы все это стало повседневной практикой в жизни димитровградских детей всех возрастов: от детсадовского до студенческого. Только если все теоретические выкладки, сделанные на коллегии, станут ежедневными практическими делами, можно будет считать, что разговор состоялся и не остался лишь констатацией фактов.

Категория: Образование | 770 | Добавил: navecher | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]