Главная » 2018 » Апрель » 4 » Екатерина Сорочкина о «Ступеньках к здоровью»
10:01
Екатерина Сорочкина о «Ступеньках к здоровью»

Проект «Ступеньки к здоровью» по формированию здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья представила на региональном конкурсе наша землячка Екатерина Игоревна Сорочкина, педагог дополнительного образования муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества города Димитровграда Ульяновской области». Екатерина уже не первый год радует димитровградцев своими проектами, так что новый серьезный и продуманный проект, ставший победителем в региональном конкурсе, очень нужен Димитровграду, а главное – полезен особенным детям


 

Подсказано жизнью
 

Человек творческий, думающий, беспокойный и очень скромный, предпочитающий реально делать, а не просто пиарить свои проекты, Екатерина Игоревна, несмотря на постоянную загруженность работой, все-таки согласилась рассказать читателям нашей газеты о «Ступеньках к здоровью»:

- Обоснование необходимости разработки и внедрения проекта подсказала жизнь!

Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Решить ее, на мой взгляд, поможет систематическое образование подрастающего поколения в области здоровья и здорового образа жизни. Современные взгляды на данную проблему показывают, что здоровье каждого человека, прежде всего, зависит от усилий, которые он прилагает для его укрепления, и никакие врачи, никакие лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы здорового образа жизни. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано научить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.

Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте основного (общего) образования, где подчеркивается необходимость формирования у обучающихся и воспитанников мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей через деятельные формы взаимодействия, в результате которых возможно становление здоровьесберегающей компетентности.

Проект по социально-педагогическому и спортивно-оздоровительному направлениям «Ступеньки к здоровью» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данный проект является комплексным проектом по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующим познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов проекта.

Проект организации воспитательной и социально-направленной деятельности по социально-педагогическому и спортивно-оздоровительному направлениям «Ступеньки к здоровью» ориентирован на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Через занятия по проекту «Ступеньки к здоровью» предполагается научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия. Важно, чтобы учащиеся овладели объективными, соответствующими возрасту знаниями о здоровом образе жизни. Ведь обучение здоровому образу жизни так значимо для детей среднего школьного возраста. Еще большое значение оно приобретает для детей, попавших в сложную жизненную ситуацию, в силу их психофизических особенностей, отсутствия заложенных семьей навыков здорового образа жизни и определенных проблем в развитии.

В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у детей с ОВЗ необходимые компетенции здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Занятия по проекту «Ступеньки к здоровью» должны стать «школой здорового образа жизни» обучающихся, где любая их деятельность будет носить спортивно-оздоровительную и социально-педагогическую направленность, и способствовать воспитанию у средних школьников потребности в здоровом образе жизни, формированию навыков ведения ЗОЖ.

Проект «Ступеньки к здоровью» имеет ряд существенных отличий от других формирующих основы ЗОЖ курсов, в том числе и по методике организации занятий. Во-первых, проект легко интегрируется в другие образовательные курсы, что позволяет «укладываться» в отведенное для занятий время и не перегружать детей. Во-вторых, методика организации занятий нацеливает педагога на то, чтобы дети в полной мере были субъектами образовательного процесса. В-третьих, на этих занятиях дети должны осваивать практику самомониторинга здоровья. В-четвертых, содержание занятий в полной мере соответствует практике физкультурно-оздоровительной работы.

При решении задач обучения, развития и воспитания детей акцент делается на задачах развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребенка.
 


 

Констатирующий эксперимент
 

- Цель первого этапа моего исследования (констатирующий эксперимент) – определить уровень сформированности здоровьесберегающего поведения у детей с ОВЗ, а также изучение условий нашего Дома детского творчества (ДДТ) на предмет сформированности среды для воспитания здоровьесберегающего поведения.

Для решения поставленной цели использовались разные методики: диагностическая беседа с детьми о здоровьесберегающем поведении; анализ показателей заболеваемости и посещаемости ДДТ; анализ показателей физического здоровья; анализ сформированности культурно-гигиенических навыков; анализ эмоционального благополучия.

Анализ результатов позволил сделать вывод о том, что из 30 обследованных детей высокий уровень отмечен у семи детей, средний – у десяти, низкий – у 13 детей.

Анализ данных анкетирования педагогов показал, что под здоровьем понимается отсутствие заболеваний. Педагоги плохо ориентируются в здоровьесберегающих технологиях, часто указывая только такие мероприятия, как закаливание, физическая подготовка, проветривание. Чаще всего проблема здоровьесберегающих технологий обсуждается только в период высокого уровня заболеваний.

Анализ данных анкетирования родителей показал, что большинство родителей считают своих детей часто болеющими. В домашних условиях мамы и папы стараются организовать правильный режим питания, витаминотерапию, недопущение переохлаждения, закаливанием и спортом в домашних условиях не занимаются. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о необходимости проведения специальной работы по формированию здоровьесберегающего поведения у детей с ОВЗ.
 


 

Контрольная диагностика
 

Цель контрольного этапа – выявить эффективность проведенной работы. Контрольная диагностика детей экспериментальной группы показывает значительную динамику результатов. Хочется отметить, что дети показали достаточную компетентность в беседах о значимости различных органов и систем, о влиянии выполнения физических упражнений на работу органов и систем, о причинах травматизма и мерах предупреждения его, о положительных и отрицательных эмоциях, их влиянии на эмоциональное состояние человека, о необходимости осознания своего места в системе семейных взаимоотношений.

У детей формировались и совершенствовались умения по уходу за телом; адекватно выражать свои эмоции и чувства, понимать эмоции других; налаживать контакты со взрослыми и сверстниками; оказывать первую помощь себе и другим; конструктивно взаимодействовать в различных видах деятельности.

Воспитывая привычку здоровьесберегающего гигиенического и двигательного поведения, дети учились действовать в игровой обстановке и в повседневной жизни в соответствии с усвоенными правилами при организации: контроля взрослого; косвенного контроля и активизации самоконтроля; по привычке действовать соответствующим образом, без контроля. Это и есть сформированность здоровьесберегающего поведения.

Таким образом, результаты контрольной диагностики после проведенной работы позволяют утверждать, что существует положительное влияние реализации мероприятий проекта формирования здоровьесберегающего поведения на психофизиологическое развитие дошкольников и на формирование у них здоровьесберегающего поведения. Гипотеза исследования подтвердилась полностью. Результаты проекта «Ступеньки к здоровью» могут представлять интерес для педагогов и методистов системы дополнительного и основного общего образования. А главное - должны помочь детям, для помощи которым он создан.

Лариса БЕЛИНЕНЕ

Категория: Образование | 42 | Добавил: navecher | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]