Главная » 2017 » Сентябрь » 2 » Духовный подвиг епископа Вениамина Троицкого
14:24
Духовный подвиг епископа Вениамина Троицкого

В этом номере газета завершает рассказ о трагической судьбе духовенства в годы сталинских репрессий, в частности, епископа Вениамина Троицкого

 

Лагеря и ссылки

В Ташкенте духовным чадом отца Вениамина стал студент третьего курса университета Николай Куликов, который был пострижен в монахи. Вскоре Николая арестовали и приговорили к длительному сроку заключения в лагере. По выходе из заключения он приехал к ссыльному епископу Вениамину в Мелекесс. Здесь в 1936 году Николай был сужден вторично и вновь заключен в концлагерь.

После окончания ссылки отец Вениамин вновь возвратился в Тверскую губернию. В 1928 году архимандрит Вениамин по представлению епископа Андрея (Ухтомского) был рукоположен в сен епископа Стерлитамакского и стал викарием Уфимской епархии – той самой, которой еще недавно, до своей ссылки, управлял сам епископ Андрей. Весной 1928 года епископ Вениамин прибыл в Уфу. Всего два года владыка был правящим архипастырем, но его успели полюбить в Уфе и весьма почитали.

Осенью 1930 года его арестовали в числе большой группы духовенства Уфимской епархии. По постановлению «тройки» ГПУ Башкирии от третьего декабря 1930 года 297 человек было осуждено, из них – 80 человек расстреляно. Епископа Вениамина приговорили по статье 58-10 УК РСФСР к десяти годам заключения в лагерь в поселок Вишеру под Ленинградом, где он пробыл три года, тяжело заболел плевритом и гнойным перитонитом, чудом остался жив. Из-за болезни его освободили и на оставшийся срок отправили в ссылку в Мелекесс. Даже здесь тяжелобольной владыка не оставлял проповеди слова Божия. К нему за наставлением обращались многие жители Мелекесса, не оставлял он работу и среди молодежи. У отца Вениамина появилось множество молодых духовных чад, которые нуждались в помощи своего наставника. В Мелекесс к нему приезжали молодые люди - члены общины, которую он создал в начале 1920-х годов в Ташкенте, студенты Свердловского института, Пензенского художественного техникума. Как к опытному духовному наставнику к нему направляли молодежь сельские пастыри. Он умел увлечь, открыть радость общения со Христом.

 

Расстрел

Такая деятельность ссыльного епископа незамеченной властями не прошла. Почти полгода местное отделение НКВД собирало «компрометирующие» архипастыря факты и готовило легенду об антисоветском церковном заговоре в Мелекессе.

«Помощью» в этом деле стало расследуемое в то время «куйбышевское дело». Владыку Вениамина обвинили в создании общеобластной церковно-сектантской контрреволюционной организации. Он был арестован 29 июля 1937 года Мелекесским районным отделом НКВД, содержался в местной тюрьме. Но в октябре, когда обвинительное заключение было готово, все материалы расследования и сам арестованный были переправлены в Куйбышев. По предъявленному ему обвинению по ст. ст. 58-10 и 17-58/8 УК РСФСР решением «тройки» при УКНКВД по Куйбышевской области от 21 декабря 1937 года Александр Троицкий, он же епископ Вениамин, был приговорен к расстрелу с конфискацией лично ему принадлежащего имущества. Приговор приведен в исполнение 16 апреля 1938 года в Куйбышеве.

 

Реабилитирован

Определением военного трибунала Приволжского военного округа от 14 января 1956 года приговор в отношении всех осужденных по этому делу был отменен, а уголовное дело было прекращено за отсутствием в действиях осужденных состава преступления. На основании Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18. 10. 1991 года все осужденные по настоящему делу были реабилитированы.

 

Исследования краеведов

Внимание к проблеме духовного просвещения жителей города, интересующихся проблемами духовности, привлекли в 1970-е годы краеведческие исследования Альбины Петровой – научного сотрудника Димитровградского краеведческого музея.

В целях сохранения духовного наследия прошлого она развернула работу по сбору материалов о храмах Мелекесса. Результаты ее исследований, опубликованные в городских средствах массовой информации, отразили великолепную архитектуру храмов Мелекесса, построенных во второй половине XIX века, показали их судьбу в советскую эпоху.

В 1990-е годы научные статьи краеведа широко использовались в работе по духовному просвещению учащихся общеобразовательных школ и студентов средних специальных учебных заведений. В 2007 году члены кружка «Поиск» Димитровградского филиала Самарской гуманитарной академии перевели в электронную версию краеведческое наследие Альбины Петровой, что дало возможность изучать историю храмов Мелекесса в доступной и удобной форме.

Проблема духовно-нравственного воспитания не случайно звучит на научно-практических конференциях, круглых столах, в дискуссиях. Состояние российского общества вызывает серьезную озабоченность. Общими усилиями сформирована концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина для общеобразовательных учреждений, а в регионах России разработаны программы духовно-нравственного воспитания населения.

В документах заложена ценностно-нормативная основа взаимодействия семьи, общественных организаций, религиозных объединений, средств массовой информации, образовательных учреждений.

Потребность в духовном обновлении общества ощущается особенно остро. Краеведы по крупицам собирают опыт прошлого, ищут ответ на вопрос о силе и стойкости духа россиян, нравственной позиции населения России в трудные для Отечества времена.

Серьезная работа в этом направлении проводилась и проводится в Димитровграде органами местного самоуправления, общественностью, образовательными учреждениями, храмами города в связи с канонизацией в 2000 году юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви архимандрита Мелекесского Гавриила.

  • особо отметить вклад инициативной группы под руководством Веры Соколовой и коллектива Димитровградского краеведческого музея по сбору, сохранению и пропаганде духовного наследия небесного заступника Димитровграда. Традиционными в городе стали круглые столы, молодежные конференции по проблемам духовно-нравственного воспитания, Рождественские чтения, крестные ходы.

 

 

«Святой Гавриил»

Большое значение приобрела деятельность городского православного казачьего отряда «Святой Гавриил» по перезахоронению останков солдат и офицеров Красной Армии, погибших в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны, отряда, ставшего Ульяновским региональным отделением общественного движения «Поисковое движение России».

 

Возврат к ценностям

В последнее время к этому процессу активно подключаются молодые пользователи сети Интернет, волонтерское движение.

Сегодня церковь активно участвует в обсуждении многих социальных проблем, является хранительницей духовного опыта, указывает нам пути нравственного совершенствования человека.

Возврат к ценностям православной культуры, воспитание молодого поколения на заповедях любви к людям, добра, сострадания, веры дает нам надежду на преодоление духовного кризиса.

Особую роль русской православной церкви как хранительницы исторической вертикали и связи времен подчеркивает святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

 

Материал подготовлен краеведческим музеем

Ирина РОМАНОВА

Категория: Поколение | 49 | Добавил: navecher | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]