Главная » 2017 » Август » 30 » Духовный подвиг епископа Вениамина Троицкого
12:24
Духовный подвиг епископа Вениамина Троицкого

Газета продолжает рассказывать о трагической судьбе духовенства на территории Куйбышевской (Самарской области) и Мелекесса

Продолжение. Начало в номере за 4 августа

Дело № 6620

В Куйбышевском областном управления НКВД было заведено дело «О вскрытой широко разветвленной объединенной церковно-сектантской монархической организации на территории Куйбышевской области».

Как пишет в своей книге «Церковь в узах» протоиерей Русской православной церкви, настоятель Всехсвятского храма в Ульяновске Алексий Скала, для возбуждения уголовного дела в отношении духовенства необходимо было наличие у них объединяющей организации, сплачивающей «антисоветчиков» против социалистического строя. Ее создали… на бумаге в недрах Куйбышевского областного управления НКВД и «назначили главного руководителя» - архиепископа Куйбышевского – Иринея (Михаил Шульмин). В нее были включены не только православные верующие всех течений, но и старообрядцы, и всевозможные сектанты. Важно было показать, что для борьбы с советской властью объединились все церковники, невзирая на внутренние противоречия.

Арестованный архиепископ Ириней «дал признательные показания». В копиях протоколов допросов были перечислены имена активных членов «областной антисоветской организации». На их основании в Ульяновске были арестованы митрополит Иоанникий (Соколовский), архиепископ Феодосий (Борисов-Григорович), епископ – «сергиевец» Митрофан (Гринев).

Следствие предприняло попытку связать Куйбышевский областной «контрреволюционный центр» с высокими иерархами (митрополитом Сергием, членом Синода Лебедевым, митрополитом Введенским и митрополитом Зориным), а также замкнуть его на иностранные разведки: «Установлено, что союзный контрреволюционный центр всю практическую контрреволюционную деятельность координировал с заграничными церковно-сектантскими, белоэмигрантскими центрами и находился в тесной связи с японскими, германскими и польскими разведывательными органами, по заданию которых проводил в Советском Союзе работу по организации контрреволюционных формирований церковников и сектантов с целью создания единого фронта для борьбы с Советской властью».

По этому делу дал проходил священник Сергей Лапшин - сын царского чиновника. До ареста - архиепископ Северо-Казахстанский, проживал в городе Петропавловске, Казахской ССР. На титульном листе допроса наложена резолюция: «К разработке обречен».

 

Обвинен в числе первых

Дело № 6620 начато 22 октября 1937 года и окончено 30 декабря 1937 года УГБ НКВД по Куйбышевской области.

По делу были осуждены 269 человек - большинство осужденных приговорено к расстрелу. Среди них был и епископ Вениамин (Александр Троицкий).

В октябре 1937 года дело из Мелекесского районного отдела было отправлено в Куйбышев.

Епископ Вениамин в списке обвиняемых оказался в числе первых. Ему инкриминировалось создание в Мелекессе повстанческой организации церковников и поддерживание связи с подобными организациями в Куйбышеве, Уфе, Ташкенте, Ульяновске, а также то, что он вел «специальную работу среди молодежи, вербовал ее в контрреволюционную организацию посредством тайного пострига в монашество».

Из протокола допроса от 18 декабря 1937 года сотрудником УНКВД по Куйбышевской области в качестве обвиняемого Троицкого Александра Васильевича (монашествующего отца Вениамина):

«Для какой цели Вы организовывали подпольные монашества, делая тайные постриги?

Ответ: Никаких тайных постригов я никогда не делал.

Расскажите о своем знакомстве с женой врага народа Троцкого?

Ответ: Личного знакомства у меня с нею не было. В 1920 году я был ходатаем в Московский комитет по охране памятников древности, обращался через архимандрита Московского Новоспасского монастыря.

Решение моего вопроса было получено от Наталии… с которой мне говорить не приходилось, а я видел ее лишь на рабочем месте в кабинете.

Назовите ваших знакомых по Уфимской епархии, Туркестану и Мелекессу с указанием характера связи с ними?

Отец Вениамин подробно ответил на вопросы следователя, назвал двадцать три имени по Уфимской епархии, девять имен по Туркестану, шестнадцать имен по Мелекессу, десять - в категории «прочие», по каждому имени дал характеристику отношений – «письменные» или «личные», или и то и другое.

Для какой цели вы восстанавливали связи с лицами, ранее привлекавшимися за вашу контрреволюционную деятельность в прошлом, искали их и потом и использовали?

Ответ: Связь с этими лицами я поддерживал благодаря членам церковно-приходских советов в Уфе.

Отец Вениамин назвал пять имен. Их письма в исправительно-трудовую колонию давали возможность быть в курсе жизни церкви.

Вы арестованы за активное участие в церковно-сектантской организации. Признаете ли эту причину ареста вас уместной?

Ответ: Активным участником церковно-сектантской контрреволюционной организации по выходе из исправительно-трудовой колонии я не был и быть не мог по причине ограничения моей свободы администрацией. А свою деятельность в этой области за время пребывания в административной высылке в Мелекесс я считаю пассивной с намерениями уничтожить Уфимскую автокефалию и присоединить к высшему совету…»

 

Уставший, но не сломленный

Оценивая протокол допроса отца Вениамина, Алексий Скала пишет «…можно увидеть не ярого контрреволюционера, а больного, уставшего человека, начавшего терять некие духовные ориентиры, пытавшегося найти свое место в изменившейся под большевистским гнетом Церкви и тяжело переживающего предательство близких людей. Он порвал всяческую связь со своим духовным наставником и отцом епископом Андреем (князем Ухтомским), который все глубже и глубже погружаясь в старообрядческие идеалы, не примыкал ни к одному из признанных властью течений в российском Православии, создавал на своей бывшей кафедре в Уфе некое подобие автокефальной Церкви».

Владыка Вениамин не только не поддерживал этих стремлений своего учителя, но и предпринимал всяческие попытки борьбы с ними, убеждая своих духовных чад не следовать за начинавшим страдать духовным расстройством, престарелым епископом Андреем.

Строки, написанные отцом Вениамином, помогают понять его духовное состояние. « Я с грустью наблюдал разложение церковной жизни во всех ориентациях. Мне пришлось убедиться, что той Церкви, понятие о которой у меня заложено с детства, уже нет, а есть лишь организация духовенства, многие из которых, не снимая сана и не отказываясь от него, ушли на гражданскую работу. Христианской веры так мало, что свет ее едва виден. Мы ушли от исторического христианства, и сама Церковь, как организация, обречена на умирание в веках, а остается лишь индивидуальная вера, присутствующая лишь у немногих…».

Власть добилась своего: пережив три ареста, заключение в концлагерь, две ссылки, владыка Вениамин перестал быть деятельным архиереем Православной Церкви. Он хотел покоя. Но церковь в это время нуждалась именно в таких, как епископ Вениамин, разумных смелых, трезвомыслящих и образованных архиереях.

Алексий Скала высказал предположение о том, что вряд ли отец Вениамин мог бы спокойно наблюдать за происходящими в ту пору событиями в Церкви, и не предпринять никаких попыток отстоять, защитить и сохранить веру православную. Возможно, со временем, пережив тяжелое смущение и опустошение в собственной душе, собрав все свои душевные и физические силы, владыка смог бы вновь вернуться к архипастырскому служению. Не такой это был человек. Но советская власть лишила его этой возможности.

 

Жизненный путь

В книге «Церковь в узах» Алексий Скала подробно описал жизненный путь епископа Вениамина.

Он родился в семье священника женского монастыря, в селе Тысяцкое Новоторжского уезда Тверской губернии. Младший из трех братьев.

Старший – протоирей Михаил, был осужден по «Мелекесскому делу», средний – иеромонах (по некоторым сведениям – архимандрит) Павел, неоднократно судимый, освободившийся из последнего заключения в 1955 году, скончался в 1991 году.

Александр Троицкий окончил духовную семинарию, долгое время был иподиаконом владыки Феофила епископа Новоторжского.

Вначале 1922 года он принял монашеский постриг с именем Вениамина, в том же году монах Вениамин был рукоположен в иеромонаха и назначен казначеем Новоторжского Борисоглебского монастыря. Осенью 1922 года вместе со священнослужителями он был арестован в Твери и отправлен в Москву. В составе группы был и архиепископ Петр (Зверев) будущий православный святой. Владыку Петра власти Твери опасались судить в городе, поэтому обратились с запросом в Москву: «Епископ Петр предварительным следствием уличен в распространении не разрешенного цензурой обращения и на днях будет арестован со всей кучкой тихоновцев. Просим вашего разрешения препроводить епископа Петра с его компанией и со всем материалом сразу же после ареста к вам во избежание возбуждения фанатиков».

Именно в эту «компанию» и был включен иеромонах Вениамин. В Москве духовенство осудили, и отец Вениамин был отправлен в Туркестан, проживал в Ташкенте, основал там православную общину. В это время Ташкентской епархией управлял архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).

В первой половине 1920-х годов политический климат в Ташкенте был более мягкий, в университете группа профессоров вела глубокое изучение Евангелия, раз в неделю кто-нибудь из них выступал в кругу коллег на евангельскую тему. В этот период отец Вениамин познакомился со ссыльным епископом Андреем (Ухтомским).

 

Особый дар

Алексий Скала отметил особый дар владыки Вениамина: умение общаться с молодежью и интеллигенцией. Говоря о воспитании молодежи и роли православия в этом процессе, архипастырь подчеркивал, что христианство, как идея, не должно исчезнуть бесследно. «Может измениться форма этой религии, но ее доктрина останется цельной и нерушимой, так как те люди, которых не удовлетворяет пустота в духовных началах, воспользуются христианской религией. Многие из современных интеллигентов не удовлетворяются материализмом и тоскуют о чем-то, пока для них непонятном. В этой тоске и надо усматривать желание найти себе бога, так как именно такое желание и есть богоискательство».

Материалы полосы подготовила Ирина РОМАНОВА при поддержке краеведческого музея

 

Категория: Поколение | 28 | Добавил: navecher | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]