Главная » 2017 » Август » 23 » Духовный подвиг епископа Вениамина Троицкого
15:50
Духовный подвиг епископа Вениамина Троицкого

2017 год – год столетия революции 1917 года. Великая российская революция – это коренной перелом в отечественной истории. Затронувший все сферы общественной жизни процесс, до сих пор в историческом сознании современной России, переживающей период социальной, культурной и политической трансформации, не приобрел однозначной оценки. Многие аспекты данного периода истории остаются нераскрытыми или раскрытыми необъективно. Именно сейчас необходимо поддержать тенденцию примирения общества с событиями 1917 года и способствовать популяризации качественного исторического знания для извлечения из них уроков. Сегодня газета начинает цикл публикаций о судьбе мелекесского духовенства
 
Особая роль православия
Россия – страна, отличающаяся многообразием религий. К числу основных относят православие, ислам, иудаизм, буддизм. Но роль православия в истории России выделяется особо, прежде всего потому, что масштабы его воздействия на российское общество, на культуру и умственное воспитание всех россиян намного превосходили масштабы воздействия иных конфессий.
По данным за 1914 год в Российской империи было 117 млн. православных, 48 тысяч приходских храмов, 67 епархий, более 50 тысяч священнослужителей. Небольшой посад Мелекесс в конце XIX века имел три христианские церкви, одну мечеть и старообрядческий молельный дом. В храмах крестили, венчали, отпевали души православных. Храм сопровождал человека всю жизнь.
Эта роль могла бы быть еще более высокой, если бы не трагические события, омрачившие историю России и Русской православной церкви после 1917 года: жестокие репрессии 20–30-х годов в отношении церкви и верующих, казни священников, антирелигиозная пропаганда, разрушение храмов, в том числе в Мелекессе.
В книге «Церковь в узах» Алексий Скала показал особенности общественной жизни страны в 30-е годы, дал ответ на вопрос: почему в 1937 году Советская власть вновь ополчилась против церкви.
 
Основное событие 1937 года в СССР и его последствия
Всесоюзная перепись населения стала основным событием этого года в СССР. По предложению Иосифа Сталина в лист переписи был включен вопрос об отношении к религии. На него отвечали граждане от 16 лет и старше. Результаты, как пишет в книге автор, были шокирующие: более 56 процентов населения считали себя верующими. Из них – 41,6 млн. человек – православные.
Русские люди не отказались от своих религиозных убеждений. Религия оставалась идеологическим противником большевиков, их внутренним врагом. Поэтому нужны были более действенные меры в отношении верующих со стороны власти.
В средствах массовой информации был запущен маховик антисоветских обвинений против религиозных деятелей. Газеты сообщали о конкретных примерах вредительства «церковников» против колхозного строя. СМИ готовили общественное мнение к очередной расправе с «врагами народа». Она началась в соответствии с планом уничтожения антисоветского и контрреволюционного элемента, разработанным партийной номенклатурой. Реализация его была поручена народному комиссару внутренних дел СССР Николаю Ежову.
 
Дан приказ
Совершенно секретный оперативный приказ от 30 июля 1937 года «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов» в преамбуле информировал: «Материалами следствия по делам антисоветских формирований устанавливается, что в деревне осело значительное количество бывших кулаков, ранее репрессированных, скрывшихся от репрессий, бежавших из лагерей, ссылки и трудпоселков. Осело много в прошлом репрессированных церковников и сектантов, бывших активных участников антисоветских вооруженных выступлений. Из-за недостаточной борьбы с этим уголовным контингентом создались условия безнаказанности, способствующие преступной деятельности».
Приказ предписывал «самым беспощадным образом разгромить всю эту банду антисоветских элементов, защитить трудящийся советский народ от их контрреволюционных происков и, наконец, раз и навсегда покончить с их подлой подрывной работой против основ советского государства».
 
Категории репрессированных
Все подлежащие репрессиям «антисоветские элементы» были разбиты на две категории. К первой относились наиболее враждебные из них. После рассмотрения их дел «тройками» они подлежали расстрелу. Ко второй категории относились «менее активные, но все же враждебные элементы». Их надлежало отправлять в лагеря на срок от восьми до десяти лет. Был утвержден и количественный план репрессируемых: по Куйбышевской области, в которую входил и Ульяновский округ, предписывалось расстрелять одну тысячу человек, а четыре тысячи – осудить на длительные сроки заключения. Но только на территории нынешней Ульяновской области было расстреляно более полутора тысяч человек, а всего репрессировано около восьми тысяч.
 
В Мелекессе
В фондах Димитровградского краеведческого музея хранится книга, в которой зафиксированы сведения о лицах, проживающих в Мелекессе в 20-е годы, лишенных избирательного права, с указанием их социального статуса.
В списках проходят священнослужители и руководители старообрядческого религиозного культа, бывшие землевладельцы и хозяева мельниц, мелкие торговцы сушками, хлебом, мукой, семечками, бывшие офицеры белой армии, бывшие полицейский и городовой, перебежчики из Польши, Румынии, Финляндии, Эстонии, Бессарабии, Латвии, Литвы, осужденные судом и ссыльные, лица, живущие на нетрудовые доходы.
Фамилии многих из них мелекессцам хорошо знакомы: Марковы, Бечины, Зайцевы, Лянгеры, Жирновы, Журкины. Они закладывали экономическое благополучие дореволюционного Мелекесса, развивали мукомольное производство, кожевенное дело, деревообработку, торговлю различными товарами, оказывали услуги жителям посада и города, занимались благотворительностью.
Среди духовенства в книге проходят имена епископов Князева, Лапина, псаломщиков Голубева, Маркова, священников Кипарисова, Лапшина, Покровского, дьякона Зефирова, руководителя старообрядческого религиозного общества «Спасово Согласие» Артюшина.
Таким образом, социальная база для реализации приказа от 30 июля 1937 года в Мелекессе была обширной. В это время в Ульяновском округе были арестованы священники, которые служили в храмах и были в подчинении своих епископов, а так же многие активные миряне.
Позднее аресты были произведены на основе добытых в застенках местного отдела НКВД показаний. В Ульяновском округе, как и в целом по стране, дети отказывались от своих родителей – священников. К концу 1937 года в тюрьмах оказались все архиереи Ульяновской епархии, абсолютное большинство служащего и заштатного духовенства, проживавшие в селах монахини и активные члены церковных советов. Фактически епархия прекратила свое существование.
 
Ссыльный епископ и соратники
В Мелекессе за решеткой находились правящий архиерей епархии от Московского Патриархата епископ Владимир (Горьковский), а также находившийся в городе в ссылке епископ Вениамин (Троицкий).
В постановлении об избрании меры пресечения от 29 июля 1937 года начальник отделения Мелекесского отдела управления государственной безопасности НКВД Чибисов занес следующую запись: «Рассмотрев следственный материал по делу в отношении гражданина Троицкого Вениамина Васильевича, 1896 года рождения, уроженца города Калинина, той же области, по социальному происхождению служитель религиозного культа, административно высланный по ст. 58 – 11 УК, подозреваемого в организованной контрреволюционной деятельности, направленной на подрыв Советской власти и против руководителей партии и правительства, то есть совершения преступления, предусмотренного ст. 58 п. 10 -11 УК РСФСР, принимая во внимание, что гражданин Троицкий Вениамин Васильевич может уклониться от следствия и суда, а также помешать выявлению всей преступной деятельности, руководствуясь ст. ст. 145, 146 и 158 УПК РСФСР в отношении Троицкого Вениамина Васильевича меру пресечения способов уклонения от следствия и суда избрать – содержать под стражей».
С 29 июля в Мелекесском отделе НКВД в отношении Троицкого проводились следственные действия. 6 октября 1937 года было составлено обвинительное заключение.
Дело возникло на основании сведений, указывающих, что в конце 1935 года в городе Мелекессе ссыльным епископом Вениамином Троицким организована контрреволюционная группировка в составе: Троицкого, Гринева, Юнгерова, Тихомирова и других, которые проводят контрреволюционную работу, направленную на подрыв Советской власти, ведут контрреволюционную агитацию, обрабатывают в антисоветском духе учащуюся молодежь.
Троицкий, будучи в ссылке в городе Мелекессе, якобы организовал в конце 1936 года контрреволюционную группировку из репрессированных попов, осужденных бывших офицеров и других социально чуждых людей. В борьбе с Советской властью Троицкий применил метод насаждения подпольного монашества и духовенства. С этой целью он вербовал на свою сторону главным образом студенчество и учащихся средних школ, обрабатывал их вначале в религиозном направлении, а затем в духе непримиримой борьбы с Советской властью. И все дело было выстроено в том же духе.
 
«Враги»
А кем же были эти «враги» советской власти?
Вениамин Троицкий, 1896 года рождения, уроженец города Калинина, русский, гражданин СССР, беспартийный, образование не законченное высшее, происходит из семьи служителя религиозного культа, по окончании образования и до момента последней судимости (1930 г.) был архиереем, дважды судим за контрреволюционную деятельность в 1923 и в 1930 годах. Семьи не имеет. Брат Михаил – в 1934 году осужден за контрреволюционную деятельность. Брат Павел – монах, арестован за контрреволюционную деятельность.
Владислав Гринев, 1891 года рождения, уроженец города Могилева БССР, по национальности белорусс, образование общее среднее, окончил Киевское военное училище и художественное училище. В 1931 году осужден коллегией ОГПУ по ст. 58-10 УК к 10 годам концлагерей. С 1932 года отбывает высылку в Мелекессе. В старой армии служил офицером – летчиком в чине штабс-капитана. Семьи не имеет.
Александр Юнгеров, 1875 года рождения, уроженец Саратовской области, русский, гражданин СССР, беспартийный, образование среднее. Происходит из семьи служителя религиозного культа. С 1907 года и до революции был попом, после революции – попом благочинным. В 1927 году был осужден к двум годам лишения свободы, наказание отбыл в 1930 году, был освобожден без суда. До ареста проживал в городе Мелекессе, без определенных занятий. Имеет жену - Евлампию Евгеньевну 60 лет, домохозяйку.
Александр Тихомиров, 1870 года рождения, уроженец Ленинградской области, русский, гражданин СССР, беспартийный, образование среднее, происходит из семьи религиозного культа. До и после революции был попом, до ареста отбывал в Мелекессе ссылку, осужден в 1929 году к 10 годам концлагерей по ст. 58-10, 58-11 УК. Далее осужден за контрреволюционную деятельность к трем годам лагерей, наказание отбыл, семьи не имеет.
Дмитрий Мокеев, 1915 года рождения, уроженец села Высокий Колок, Новомалыклинского района, Куйбышевской области, по национальности мордвин, гражданин СССР, беспартийный, образование высшее, происходит из семьи крестьян – середняков. До 1937 года состоял в колхозе, из колхоза вышел, после чего находился в разных местах без определенных занятий. Имеет мать, которая проживает в селе Высокий Колок.
Все обвинялись в связи с епископом Троицким и в контрреволюционной деятельности. Свою вину не признали. Их следственные дела были направлены на рассмотрение тройки УНКВД по Куйбышевской области…
Ирина РОМАНОВА
Категория: Поколение | 52 | Добавил: navecher | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]