Современная российская элита начала складываться при М.Горбачеве. При Б.Ельцине, считает О.Крыштановская, революционный период трансформации элиты закончился, начался этап цементирования новой элиты. Чем же элита времен экономических и социальных перемен отличается от предыдущей элиты?
По данным О.Крыштановской, «ельцинская» элита во многом отличалась от «брежневской» и даже «горбачевской». Прежде всего, произошло «омоложение» элиты: правительственная и региональная элита «помолодела» почти на 10 лет. Доля сельчан в окружении Ельцина упала почти в 5 раз, в целом в элите за последние 10 лет – в 2,5 раза. Ельцинская элита оказалась самой образованной по сравнению с предыдущими советскими элитами. Процент лиц, имеющих высшее образование, в целом по элите составлял 94%, а в таких субэлитных группах, как партийная элита, правительство и высшее руководство – 100% (тогда как в брежневской элите в целом – 88,85, в горбачевской – 84,1%). Президентская команда на две трети состояла из докторов наук. Можно сказать, что Ельцин приближал к себе молодых, блестяще образованных московских политологов, экономистов, юристов. Высоким был также процент имеющих ученую степень в правительстве и среди лидеров партий.
Изменился не только уровень, но и характер образования. Брежневская элита была технократической. При Горбачеве процент технократов снизился за счет роста доли лиц, имеющих высшее политическое или партийное образование. При Ельцине резкое снижение удельного веса технократов сопровождалось ростом доли гуманитариев в элите, особенно экономического и юридического профиля.
И наконец, ельцинская элита являлась наименее связанной со старой номенклатурой по происхождению. Половина всех лидеров партий, 59% новых бизнесменов, треть депутатов (пятой Государственной Думы), четверть президентской команды и правительства никогда в прошлом не были в составе номенклатуры. Наиболее традиционным путем рекрутировалась региональная элита, где лишь 17% были свободны от прежней номенклатуры. При этом высшие эшелоны номенклатуры не были основной базой для старта в нынешнее руководство. Лишь треть лидеров партий и четверть членов президентского окружения занимали высокие посты в прежних структурах власти. Основным плацдармом движения наверх были второй и третий ранги номенклатуры.
Источники пополнения у разных субэлитных групп были различными. Региональная и президентская субэлиты формировались за счет чиновников советских аппаратов. Бизнес-элита черпала свои кадры преимущественно из комсомола. Правительство воспроизводилось из кадров хозяйственников, дипломатов и «силовиков».
Налицо, казалось бы, существенное обновление элиты. Но это обновление происходило на фоне еще более глубокого процесса – преемственности элит.
Преемственность рассматривается элитологами как закономерность формирования новой элиты. Она находит проявление в двух основных тенденциях. Первую можно сформулировать так: при любых, даже самых радикальных политических изменениях старая элита не уходит полностью со сцены, а включается в новую в качестве ее части. Причин тому великое множество. Это и нехватка в рядах элиты профессионалов, владеющих информацией и практическим знанием, необходимыми для управления страной. Это и наличие «перебежчиков», предусмотрительно покинувших старую элиту еще до ее поражения. Это и невозможность быстрой смены старых кадров на всех, в том числе и ключевых постах. Наконец, это и общая слабость новой элиты на первых порах, толкающая ее к компромиссу с наиболее прагматическими и гибкими предшественниками.
Вторая тенденция – преемственность в виде заимствования у старой элиты ценностей, норм, идей, обычаев, традиций. Она может происходить вполне открыто, когда, например, речь идет об уважении к общенациональным ценностям и историческим святыням. Но заимствование чаще происходит «контрабандным» путем, негласно и даже вопреки публичным декларациям о полном разрыве с «проклятым прошлым». В этом случае меняются символика, обряды, ритуалы, лозунги – внешне элита предстает в новых одеждах. Однако ее идеология – не что иное, как более или менее перелицованные и модернизированные воззрения прошлых времен.
Причин у этого явления опять-таки много, в том числе и действие первой тенденции: заимствование происходит не только путем перенимания новыми властями взглядов и традиций предшественников, но и путем включения их носителей в новую правящую верхушку. Тем не менее можно выделить из множества причин две наиболее существенные для посттоталитарной эпохи. Прежде всего это интеллектуальная, идейная, нравственная слабость новой элиты. Она пришла к власти без собственного идейного багажа, поэтому хватается за все, что попадается под руку. А привлекательней всего, как ни парадоксально, выглядит испытанный арсенал старой элиты. Вполне возможно, что здесь срабатывает и элементарный психологический механизм подражания: наблюдая в течение многих лет процесс правления этой элиты, бессознательно усваивая образцы ее действий, поведения, риторики, ее идеи, новые политики, придя к власти, также бессознательно воспроизводят их.
Другая причина заключается в том, что сама логика власти, потребность в ее удержании, стабилизации вынуждает использовать такие политические и идеологические средства, которые до прихода новой элиты к власти отвергались по моральным и другим соображениям. Положение правящей, связанные с этим обязанности и ответственность быстро заставляют отказаться от приподнято романтических представлений о процессе осуществления власти.
Наиболее ярко преемственность старой и новой элит проявляется в сфере распределения власти. Так, О.Крыштановская полагает, что в советский период правящая элита была монолитной, а в ходе перестройки разделилась на два отряда: политическую и экономическую элиту. Фактически произошло перераспределение власти внутри бывшей партийно-государственной номенклатуры. Одна ее часть перешла из партийных органов в советские, а в ходе формирования новых структур исполнительной власти (администрация Президента и правительства, региональная администрация) – в органы новой администрации. Другая часть партийно-государственной номенклатуры обменяла свою власть в экономике на собственность, приватизировав ключевые инфраструктурные сферы экономики (финансы, распределение, внешнеэкономические связи) и наиболее рентабельные предприятия. Министр стал держателем контрольного пакета акций в концерне, начальник управления Министерства финансов – президентом коммерческого банка, руководящий работник Госснаба – главным управляющим биржи.
В этот процесс перераспределения власти и разделения собственности втягивалась и новая элита, рекрутированная при Горбачеве и Ельцине. Именно приток в элиту тех, кто вчера был далек от рычагов власти или занимал малопрестижные этажи власти и бюрократической пирамиды, а также заметный приток интеллигенции в политику создали иллюзию серьезного обновления элиты.
Нынешний период в развитии российской элиты может быть назван, по мнению О.Крыштановской, этапом цементирования новой элиты. Его характерными особенностями являются придание элите все более «закрытого» характера, смещение центра власти от законодательных органов к исполнительным, концентрация власти в экономике за счет создания мощных горизонтальных структур типа финансово-промышленных групп, объединяющих многопрофильные концерны, свои банки, биржи, страховые общества, торговые дома, инвестиционные и пенсионные фонды и т.д.
При этом имеет значение разновременность формирования различных элитных групп общества. Наиболее быстро процесс оформления и осознания своих специфических групповых интересов идет среди представителей промышленных и финансовых элит, а также в среде административной элиты, в свою очередь подразделяющейся на центральную и региональную. Другие элитные группы (интеллектуальная элита в сфере науки, культуры, средств массовой коммуникации, общественных движений и т.п.) гораздо медленнее проходят этап реструктуризации и самоопределения.
Выделяют шесть основных субэлитных групп новой элиты: высшее руководство, партийная элита, парламентская элита, правительство, региональная элита, бизнес-элита. Отношения внутри этих групп, а также между ними сложны и подвижны. Сегодня можно говорить о следующих видах взаимоотношений элит: 1) федеральная – региональная, этническая элиты; 2) внутри региональной элиты (законодательная — исполнительная власть, региональное руководство – местное руководство); 3) элита – контрэлита; 4) политическая – хозяйственная элита; 5) борьба внутри правящей элиты.
Таким образом, элита представляет собой социальную группу, занимающую особое (руководящее) положение в социальных институтах общества. Особенностью политической элиты является реальная возможность принимать или влиять на принятие общегосударственных решений. В то же время правящая элита, как и элита в целом, неоднородна: между ее различными группами постоянно идет борьба за преобладание. Современная российская элита сформировалась в значительной мере на основе прежней партийно-государственной номенклатуры. Логично предположить, что дальнейшая трансформация российской элиты будет связана не столько с возможным приходом к власти современных контрэлит, сколько с реальным перераспределением собственности.
/ / / Что такое преемственность поколений?
Преемственность – это сохранение каких-либо элементов во время развития кого-то или чего-то. Под преемственностью поколений подразумевают передачу семейных ценностей, определенных взглядов, идей. Иногда преемственность проявляются в том, что дети выбирают ту же профессию, что и их родители.
Я думаю, что преемственность бывает добровольная и принудительная. Часто родители навязывают детям свои взгляды на жизнь, на вечные проблемы дружбы, любви, брака и др. Старшие также нередко решают, кем станет их ребенок, настаивают, чтобы он продолжил их дело, лишая чадо возможности сделать выбор самостоятельно. Если же преемственность добровольная, ребенок или молодой человек впитывает семейные традиции как губка, осознано выбирает профессию родителей, а потом отдается ей с любовью.
Проблему преемственности можно заметить в произведениях многих писателей. Не всегда она выходит на первый план, однако, если поискать между строками, можно сделать для себя важные выводы. Андрей Болконский из романа А. Н. Толстого «Война и мир» – сын отставного генерала. Он умен, стог к себе и это неудивительно, ведь именно такими качествами обладал и его отец Николай Болконский. Молодой князь посвящает свою жизнь службе, мечтает о славе. И это тоже пример преемственности, ведь сын становится на тропу, которую начал топтать его отец. Его желание добровольное, а не навязанное родителем.
Образ Андрея Болконского показывает, что преемственностью можно считать общие черты характера и занятия отцов и детей.
Преемственность взглядов, идей можно заметить в романе Б. Васильева «Завтра была война». Дочь Люберецкого Вика такая же вольнодумная, как и ее отец. Она смело зачитывает в кругу одноклассников запрещенные стихотворения С. Есенина. Даже после нотаций Валендры Вика не отказывается от своих взглядов. Невидимая связь с отцом проявляется после того как девочка совершила самоубийство. Ей легче было покинуть этот мир, чем предать самого дорогого человека.
Этот пример показывает, что преемственность поколений связывает тонкой, но очень прочной ниточкой отцов и детей.
Преемственность семейных традиций продемонстрирована в романе И. Гончарова «Обломов». Главный герой произведения – дворян очень пассивный. Вместо того, чтобы что-то делать, он думает, мечтает. Однако, из-за бездействия мысли так и остаются нереализованными. Илью Ильича не интересуют никакие мероприятия, поэтому друзья не могут вытащить его в свет. В одном из эпизодов романа узнаем, что такой же порядок был заведен в доме родителей Ильи Ильича. Сын просто унаследовал его.
Этот пример показывает, что дети часто наследуют традиции родителей, уклад их жизни, не задумываясь о последствиях.
Таким образом, преемственность можно назвать мостиком, который помогает разным поколениям сохранять связь на протяжении веков. Тем не менее, нужно думать над тем, что ты берешь от старших поколений.
Помимо рядовых граждан важными субъектами политической жизни страны являются политические группы. Ниже будут выделены четыре ведущих группы - группы давления, группы интересов, лобби и элита.
В демократическом государстве рядовые граждане оказывают влияние на правительство двумя путями:
Созданием организованных общественных групп.
Такие группы называются общественными потому, что
участвующие в них граждане не получают за свою работу заработной платы, не регистрируются в качестве обычной организации, скажем института или торговой фирмы. Добровольные помощники чаще всего работают бесплатно.
Различают два типа организованных общественных групп:
Группы, защищающие собственные интересы (профсоюзы, союз предпринимателей);
Группы, выступающие с новой инициативой по изменению законов (феминистское движение).
Первый тип называется группами давления, второй - группами интересов.
Наименование групп достаточно условное. К примеру, куда отнести общество по защите памятников культуры или общество по охране окружающей среды? С формальной точки зрения - к первому типу, поскольку в их названии встречается слово «защита». Но в действительности они стоят на страже не своих групповых интересов, а интересов всего общества. В то же время профсоюзы, отстаивая собственные интересы, постоянно
выступают с законодательной инициативой и требуют внести те или иные изменения в общество. Правильнее оба типа групп различать по тому, чьи интересы они защищают - свои собственные или других людей, и потому одни называть группами давления, а другие - группами интересов. Очевидно, что совет ветеранов относится к первым, а Красный Крест и Армия Спасения - ко вторым.
Группы интересов надо отличать от политических партий. Делается это по двум критериям. Во-первых, группы интересов никогда не стремятся завоевать политическую власть в стране, во-вторых, их внимание сосредоточено на одном практическом вопросе, решением которого они и заняты, а не на своде декларативных утверждений, составляющих программу партии. Группы интересов выражают эмоции, ожидания, идеи, интересы, взгляды граждан, придают им удвоенную силу и, благодаря коллективным действиям, делают их достоянием общественности. В 70-е годы у нас в стране практически никто не знал экологического движения. О нем мало слышали и в 80-е годы. Но когда выхлопные газы, ртутные испарения, радиоактивные осадки, промышленные отходы стали массовыми и коснулись жителей многих городов, образовалась группа энтузиастов, которая планомерно, терпеливо и последовательно привлекала к этой проблеме внимание общественности. В результате в 90-е годы проблема защиты окружающей среды стала одной из главных в законодательной деятельности парламента, в печати, радио и телевидении, в школе ввели специальный учебный предмет.
Как только какая-то проблема становится острой или прямо-таки вопиющей, она сразу же привлекает внимание массы людей, из среды которой выделяются организаторы будущего движения. Правительство и парламент, благодаря тому что их внимание обратили на себя активно действующие группы интересов, лучше ориентируются во множестве проблем и сразу же выделяют ключевые.
Таким образом, группы интересов выполняют функцию лакмусовой бумаги: они высвечивают наиболее злободневные проблемы. К примеру, долгое время в армии процветала дедовщина и в мирное время гибли тысячи молодых солдат.
И только в 90-е годы в стране сформировалось мощное движение солдатских матерей, обратившее на себя внимание самого консервативного в мире властного органа - армейского командования.
Через такие движения рядовые граждане вовлекаются в активную политику и влияют на нее ничуть не меньше, чем крупные чиновники.
Долго занимаясь одной проблемой, группы интересов подготавливают кадры квалифицированных специалистов - знатоков данной проблемы. Если вы хотите узнать все о дедовщине и уровне смертности в армии, надо обращаться в совет солдатских матерей. Если вам нужна исчерпывающая информация об окружающей среде, то лучших специалистов, чем в одноименном движении, вам не найти и т.д. Часто министерства и парламентские комитеты, готовя конкретное решение, обращаются к таким специалистам за экспертной оценкой.
Некоторые группы интересов перерастают в общественные движения, а из общественных движений превращаются в политические партии.
ЭВОЛЮЦИЯ ГРУППЫ ИНТЕРЕСОВ
Характер осуществления функций группами давления прежде всего зависит от того, законны или незаконны способы их деятельности.
Группы интересов и группы давления, как посредники между государством и народом, выполняют свои функции следующим образом:
Взаимодействуют с кандидатами в депутаты и членами
исполнительных и представительных органов (в виде советов,
рекомендаций, убеждения);
Участвуют в финансировании законопроектов, экспер
тиз, заключений правительственных органов;
Контролируют соблюдение принятых решений (зако
нов), вплоть до обращения в суд;
Наблюдают за деятельностью правительства в отдельных
отраслях управления, расходованием финансовых средств и т.д.
Таковы законные (или легитимные) формы взаимодействия. Кроме них существуют и незаконные формы деятельности этих групп. К ним, в частности, относятся взятки и подкуп чиновников, финансовая поддержка нелегальных объединений, контроль за личной жизнью политиков в целях сбора компромата и т.д.
Лобби. От групп интересов, сформированных рядовыми гражданами, надо отличать группы давления, формирующиеся на базе бюрократических структур. В отличие от групп интересов лобби развивает прямые формы давления на власть. К лобби относят тех, кто находится в ближайшем окружении и способен протолкнуть нужное решение мирным путем, например сформировав большинство в парламенте, подкупив депутатов, войдя в доверие к родным и близким высокопоставленного лица, запугав правительство или парламент мнимой угрозой. Последний вариант часто проигры-
вался во властных коридорах России в 90-е годы. Группа аграриев пугает парламент развалом сельского хозяйства, военные - недовольством армии и готовностью ее свергнуть правительство в случае невыделения нужной суммы в госбюджете. Когда деньги выделяются, они зачастую не доходят до рядовых аграриев или военных, оседая в карманах казнокрадов. Аграрии и военные, не получив обещанных средств, выражают недовольство. Их лобби, представленные в парламенте и правительстве, снова накаляют атмосферу и.требуют денежных вливаний.
Мощные лоббистские группировки типа названных всегда находятся около власти. Напротив, группы интересов, типа движения солдатских матерей или экологических, от нее удалены. Им гораздо труднее обратить на себя внимание и добиться нужного решения. Их рупором становятся газеты, радио, телевидение, которые вполне можно считать демократической трибуной для масс.
Лобби потому сильны, что контролируют какие-то стратегические ресурсы. Военные контролируют оборону, аграрии - продукты питания, банкиры - деньги. Раньше мощную лоббистскую фракцию составляло русское дворянство. Оно контролировало основной ресурс - собственность на землю. С ними соперничало промышленное лобби, также контролировавшее жизненно важные ресурсы. Сохранилось оно и сегодня. Группы интересов не контролируют ничего, поэтому к ним прислушиваются в самую последнюю очередь.
Если лобби все время потакать, то они монополизируют всю власть в государстве, заставят его работать только на решение собственных проблем. Это поняли в США еще в середине XX века, поэтому в 1946 г. приняли федеральный закон о деятельности лобби. Он требовал регистрации членов лобби, сообщения о денежных ресурсах и их использовании в политической борьбе. С тех пор было замечено, как только деятельность лобби предается публичной огласке, желание обходить закон усмиряется.
Элементы лоббистской тактики - тактики силового проталкивания через властные структуры нужных решений - используют не только сами лобби, но и другие группы и общественные организации. Нефтяные компании России в 1998 г.,
как они сами заявляли, не являлись лобби. Они представлялись дойными коровами, дающими государству (от продажи нефти за рубеж) твердый доход, растрачиваемый всеми другими институтами и структурами. Попав в тяжелейший кризис, правительство решило повысить налоги на нефтяные компании. Моментально заработали средства массовой информации, давшие возможность нефтекоролям рассказать о важности своей деятельности для страны и неимоверных трудностях, с которыми им приходится сталкиваться. Обработка общественного мнения была проведена очень умело и почти ненавязчиво. Слушание отчета нефтекомпаний в Госдуме проходило уже на подготовленном фоне и получило ожидаемый результат. Осталось загадкой, имели нефтяники свое лобби в парламенте или нет, но давление через прессу на депутатов, президента, правительство и рядовых граждан было оказано мощное.
Самой мощной группировкой, оказывающей влияние на политическую жизнь страны, является элита общества. Термин «элита* в конце XIX века ввели итальянские социологи Г. Моска и В. Парето. В нашей стране и в Европе для обозначения высших привилегированных слоев общества используется слово «элита», а в США наряду с элитой также «истеблишмент» (господствующая верхушка, правящие круги). Под американским «истеблишментом» имеют в виду людей, занимающих в США позиции на верху иерархических пирамид в основных сферах жизни общества - бизнесе, политике, науке и технике, рекламе и информации, культуре и «массовой культуре». «Истеблишмент» держится на неформальных связях между этими людьми. Они «задают тон» во вкусах и поведении, на них ориентируются, с них берут пример.
Элита - это небольшая группа людей, которые отличаются не только тем, что они обладают лучшими нравственными, профессиональными или творческими качествами, а тем, что обладают наибольшей властью в обществе. Элита общества - узкий круг избранных людей, располагающих большой властью и крупными деньгами и находящихся на вершине социальной пирамиды. К элите обычно относят представителей деловых и финансовых кругов, специалистов в области внешней политики и обороны: правительственную верхушку и политических лидеров, крупнейших уче-
ных, владельцев телесетей и наиболее известных изданий, а также популярных деятелей культуры. В США она составляет 0,5% населения, владеющего 35% национального богатства. То же самое можно сказать и о России.
Различают столько видов элиты, сколько существует ей дов власти в обществе. Это и понятно: большая власть - основной признак принадлежности к элите. Есть элита экономическая, элита политическая и элита бюрократов-чиновников. Иными словами, к элите относятся ведущие политики, крупнейшие бизнесмены и высокопоставленные госслужащие. Кроме них в элиту могут также входить армейское руководство, руководители спецслужб.
Существует так называемая «четвертая власть» - СМИ, поэтому к элите относятся видные журналисты, работающие в газетах, и журналисты-телекомментаторы. Определенную власть над широкой публикой имеют законодатели моды и вкусов, популярные певцы и музыканты. При этом вслед за делением власти на формальную и неформальную ученые различают официальную элиту, состоящую из политической верхушки, и неофициальную - «власть знаменитостей».
Как правило, элита составляет ядро господствующей партии. Очень небольшое по размерам, оно достигает огромного эффекта. Благодаря мощным капиталам они помогают покупать голоса избирателей, нанимать журналистов, публикующих рекламные политические статьи, либо скупают какую-либо газету. Когда Россия перешла от социализма к рыночным отношениям, отечественные СМИ лишились государственных дотаций. Потребовались частные капиталы. Их-то и предоставили наиболее богатые люди страны, так называемые олигархи. Финансовую помощь прессе они оказывали отнюдь не бескорыстно: некоторые газеты, журналы и телеканалы стали рупором их идей. Олигархи имели огромное влияние на властные структуры, благодаря чему добивались назначения нужных себе людей на высшие государственные посты. На совещании с представителями крупного бизнеса президент В.В. Путин сказал, что все олигархи будут отныне «равноудалены от власти».
Понятия: группа давления, группа интересов, лобби, элита.
Вопросы и задания
1. Составьте таблицу для сравнения свойств и различий групп давления, группы интересов, лобби и элиты.
*2. Как используются СМИ в политической борьбе? Иллюстрируйте свой ответ примерами из нынешней российской жизни.
*3. Можно ли народных депутатов из Госдумы и сенаторов из Федерального собрания причислять к российской элите? Может быть, правильнее их называть лобби? Свой ответ аргументируйте.
*4. Поразмышляйте, как связаны между собой следующие понятия: бюрократия, группы давления, лобби, номенклатура, криминалитет, парламент, элита, аристократия, олигархия.
5. К какой группе относится движение солдатских матерей?
6. Какую тактику используют лобби для достижения сво
их целей? Приведите примеры из истории.
Проблема. Существует ли преемственность между советской элитой и элитой современного российского общества? Почему вы так считаете?
Практикум. Подумайте и ответьте, к каким типам политических групп относятся следующие организации и движения?
1. Группы давления.
2. Группы интересов:
а) профсоюзы,
б) Союз предпринимателей,
в) феминистское движение,
г) экологическое движение,
д) Красный Крест,
е) совет ветеранов,
ж) Союз офицеров,
з) объединения казаков,
и) движение солдатских матерей.
Вопрос:
Существует ли преемственность между советской элитой и элитой современного российского общества? Почему вы так считаете?
Ответы:
Да, безусловно существует. Коррупция зародилась в СССР, и плавненько перешла в РФ. При советском строе все были равны, но опять же: депутаты, главы районов, советов и т.д были на порядок выше простых смертных. У них, естественно было больше денег, больше силы, авторитета. Сейчас мы видим абсолютно такую же ситуацию. Только денег больше. А деньги правят миром, т.е есть деньги-есть все.
Похожие вопросы
- Подумайте и ответьте, к каким типам политических групп относятся следующие организации и движения? 1.Группы давления. 2.Группы интересов. а)профсоюзы б)Союз предпринимателей в)феминистское движение г)экологическое движение д)красный крест е)совет ветеранов ж)Союз офицеров з)Объединение казаков и)движение солдатских матерей
- Исправьте речевые ошибки в предложениях. Объясните причины их появления. Мама постелила на кровать новую покрывалу. Море мож- но раскрасить синим гуашем. Во время войны моя бабушка была миномётчиком. Им приказали сдать все оружия. Вода используется также и для хозяйственной цели. Сейчас хлебу у нас вдоволь. Подумать только, сколько платий висит у неё в шкафу, а она всё требует новые. Мама проводит со мной больше время, чем папа.
- А. С. Грибоедов горе от ума Чацкий и фамусовское общество План 1 история создания комедии горя от ума 2 Чацкий и фамусовское общество А) как Чацкий в первый раз появлчется в доме фамусова Б) Чацкий и Софья В) чацкий и молчалин Г) чацкий на балу у фамусова Д) почему чацкого обвиняют сумасшедшим 3 какова роль комедии грибоедова в развитии русской литературы Помогите, прошу
Современная российская элита, несмотря на малый с исторической точки зрения срок существования, уже приобрела специфические черты, которые отличают ее как от европейских элит, так и элит Восточной Европы.
1. Для современной российской элиты характерна высокая степень социальной и персональной преемственности с советской номенклатурой. Исследование О.В.Крыштановской, выполненное в середине 1990-х гг. показало, что в федеральной и региональной элите высокий процент старых советских функционеров, которые воспроизводили типичные практики властной деятельности в новых условиях. Социальная преемственность элиты означает, что после политического или социального переворота новая элита воспроизводит основные типы властной деятельности, практики взаимоотношений с массами. Персональная преемственность означает, что на личностном уровне ряд элитных позиций был занят представителями прежней номенклатуры.
Вполне естественно, что доля выходцев из номенклатуры в составе российской элиты постоянно сокращается, элита осваивает новые практики власти и управления, но связь с номенклатурной системой существует.
2. Экономической основой существования российской элиты стала приватизация государственной собственности. Реализация принципа конверсии власти в собственность в 1990-е г. позволила элите перевести в частную собственность значительный объем наиболее прибыльных предприятий и целые отрасли экономики России, особенно – топливно-сырьевого сектора. Приватизацией государственной собственности объясняется быстрый рост децильного коэффициента, сильной социальной дифференциацией, быстрый рост числа сверхбогатых людей.
3. Социальной основой новой российской элиты стали группы предпринимателей, в том числе бывших «красных директоров», наиболее близких к государственной власти, а также государственные чиновники, создавшие состояния на приватизации государственной собственности и оказании услуг бизнесу. Роль так называемых «демократических новобранцев», пришедших во власть в конце 1980-х – первой половине 1990-х г., крайне мала. Они в значительной степени либо экскорпорированы из элиты в результате выборов, либо приняли установки и правила новой элиты, они прочно инкорпорированы в состав элиты.
4. Мотивационной стороной деятельности новой элиты является удержание власти ради сохранения приватизированной собственности. Проблема для элиты заключается в том, что данной модели мотивации нельзя придать статус всеобщности, поскольку это означает распространение принципа перераспределения государственной собственности на массы. Но со стороны масс может возникнуть конкуренция с элитами за социальные и экономические ресурсы, что может привести к социальному взрыву. Поэтому российская элита не может предложить массам привлекательной модели существования, новой идеологемы, которая бы оправдывала нынешний социальный порядок. Принципы либерализма полезны только для элиты, но для масс они означают существование в неконкурентных условиях в борьбе за ресурсы.
5. Способом деятельности современной элиты становится легитимизированный произвол (А.Дука), который позволяет менять правила по ходу игры. В частности, это выражается в изменении политико-правовыми средствами содержания конституции страны. Нормы конституции, которые элиты гарантировать не могут, подвергаются секвестированию либо коррекции. Это, в частности, нормы, провозглашающие Россию социальным государством, демократическим государством и др.
Поскольку в России на протяжении 1990-х – первой половины первого десятилетия 2000-х г. неоднократно происходил передел собственности, постольку для обеспечения новых переделов между внутриэлитными группами стабильные правила не являются необходимыми. Главным инструментом передела собственности между внутриэлитными группами выступает президентская власть (соответственно на уровне регионов – губернаторская).
6. Институциональную основу современной элиты составляют:
– для политической элиты
а) институты государственной власти, построенной по принципу разделения властей. Поэтому в состав федеральной политической элиты входят Президент и руководители его администрации, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, Правительство РФ, члены высших судов РФ. Аналогична структура региональной политической элиты;
б) лидеры общероссийских политических партий;
– для экономической элиты – крупные государственно-частные корпорации («Газпром» и прочие), финансово-промышленные группы;
– для информационной элиты – средства массовой информации, в первую очередь, телевидение и пресса, Интернет.
7. Идеологическую основу деятельности элиты федерального уровня составляет идеология либерализма в ее самом крайнем варианте. С точки зрения ее сторонников, только рыночные условия могут породить конкуренцию среди производителей, на рынке труда, стимулируя тем самым рост качества продукции, внедрение новейших достижений научной мысли в производство, повышение уровня квалификации работников и т.д. С этой целью российское государство стремится войти в ВТО, закрывает или перестает финансировать нерентабельные с точки зрения рынка предприятия, отрасли экономики, социальную сферу (сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и др.).
2. Консолидация власти и «собирание элит» как форма мобилизации элит
Консолидация власти – как процесс концентрации, централизации, огосударствления власти, направленный на институционализацию политического режима, отражающего интересы государственной бюрократии.
Концентрация власти происходит по властной вертикали и горизонтали. Вместо дисперсного состояния власти, многоцентрия, отсутствия четко выраженного центра притяжения власти возникает:
А) по М.Н.Афанасьеву – властецентричность, т.е.
1) власть появляется и проявляет себя;
2) власть локализует себя в политической власти;
3) политическая власть локализуется в государственной власти;
4) устранение оппозиции как альтернативных центров властных инициатив и возможных форм деятельности.
Б) власть сосредотачивается и институционально, и географически в немногих центрах, традиционных для принятия решений и устоявшихся с точки зрения политической практики в России
1) по вертикали – в Москве, Центре;
2) по вертикали – в региональных центрах;
3) установление единой матрицы властных отношений в стране.
Происходит переформатирование политического и властного пространства. Концентрация власти выражается в выстраивании «вертикалей власти», каждая из которых замыкается на президентской администрации. Общими признаками для возникающих структур становятся: жесткая иерархическая соподчиненность, доминирование федеральных органов в сфере принятия решений, концентрация ресурсов на федеральном уровне, воссоздание номенклатуроподобных механизмов кадровой политики, борьба с фракционностью и инакомыслием, вытеснение несистемных элементов из официальных структур и др.
Особое место в процессах концентрации власти занимает «президентская вертикаль» (Администрация Президента РФ, Полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, губернаторы (главы администраций регионов)). Если раньше (до 2005 г.) высшее должностное лицо субъекта федерации рассматривалось как элемент системы государственной власти субъекта федерации со своими самостоятельными интересами, то сейчас все чаще Президент РФ говорит о «большом правительстве», включающем федеральное правительство и губернаторов, которое должно действовать как «единая корпорация». Губернаторы, пользуясь своим положением в регионах, начинают проводить политику внутрирегиональной консолидации власти, добиваясь воссоздания в своих регионах матрицы политических отношений, характерной для федерального центра.
Происходит переход от той идеальной модели, которая была заложена в Конституции 1993 г. (от демократической к этатистской).
Централизация власти понимается как выстраивание единой властной иерархии в стране (административно-политической по своему характеру):
1) иерархичность и соподчиненность уровней власти;
2) выстраивание иерархичных властных структур (экономических, социальных, общественных и др.);
3) сведение всех иерархий (стремление) в один центр принятия стратегических решений.
Огосударствление власти проявляет себя как тенденция по нескольким направлениям.
1. Государственная власть становится «государственной», т.е. применяет силу, в применении силы присутствует «общегосударственный интерес», т.е.государственная бюрократия выступает как единая сила в проведении данного курса (например, процесс по делу Ходорковского, «продавливание» Единой России на выборах и др.).
2. Огосударствление политических структур, в первую очередь политических партий, и исключение из официальной (легальной) политической сферы несистемных (негосударственных, т.е. не действующих в согласии с государством) сил.
Политические партии действуют лишь в том случае, если они позволяют управлять собой из центра принятия административных решений. Складывается партийно-политическая вертикаль (федеральные партии, партийные фракции в представительных органах государственной власти регионов).
«Партийная вертикаль» создавалась именно потому, что партии являются слабыми институтами политической жизни и ими, следовательно, проще управлять из одного центра принятия политических решений. Государство выступает как основа деятельности партий, по крайней мере, до тех пор, пока они не обретут нормальную электоральную поддержку (если это произойдет).
Изменение законодательства в пользу усиления роли партий в политической жизни страны, с одной стороны, содействует ускоренной институционализации партийной системы, с другой стороны, превращает ее в элемент государственного механизма, действующий под сильным влиянием самого государства. В силу этих обстоятельств партии лишаются своих главных функций – быть средством связи между государством и обществом, быть выразителем массовых политических настроений, быть средством артикуляции альтернативных мнений.
Партии в союзе с государством и государственным аппаратом начинают действовать как единый механизм выработки и принятия решений (распределение средств перед выборами между регионами под Единую Россию, использование Единой России для проведения государственного курса, хотя вряд ли кто-то будет утверждать, что на данном этапе ЕР является самостоятельным актором выработки и принятия решений.
3. Селекция групп интересов. Можно полагать, что доступ к власти получают лишь консенсусные группы интересов, которые могут действовать в согласии с курсом Кремля.
4. Огосударствление (частичное) естественных монополий и стремление создать крупные холдинги, ФПГ и т.д., действующие под государственным контролем.
5. Огосударствление институтов представительства общественных интересов, в том числе создание Общественной палаты. Встраивание в механизм принятия государственных решений на правах факультативных элементов. Аналогичные процессы начинают развиваться в регионах. Попытка поставить под контроль наиболее влиятельные элементы общества «Общественную вертикаль» власти стали строить «сверху», создавая Общественную палату. Сама процедура формирования состава палаты показывает ее предназначение: она должна стать проводником президентского влияния на интеллигенцию в целом – на «образованное общество». Отдельные оппозиционные элементы, оказавшиеся в ее составе, станут лишь необходимым демократическим камуфляжем, не имеющим реальной политической силы. Общественная палата станет также элементом лоббистских структур, на что уже обратили внимание представители крупного бизнеса. В период формирования Общественной палаты были отработаны механизмы проведения в ее состав представителей крупного бизнеса от регионов, что предопределяет ее возможную судьбу как самостоятельного элемента политической системы.
В целом создание разного рода общественных организаций, консолидирующих население по профессиональному, этническому, конфессиональному и другим признакам ориентировано на подчинение групповых интересов общегосударственным. Главная характеристика этих организаций – доминирование политико-административной элиты в составе высшего руководства организаций, превращение их в корпорации со строгой внутренней дисциплиной, нарушение которой будет караться отлучением от определенного вида ресурсов.
6. Огосударствление СМИ.
7. Огосударствление последней массовой внутриэлитной силы – региональных элит:
7а) через институт наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ;
б) через создание Государственного совета;
в) через создание «Большого правительства»;
г) через регулирование финансовых потоков из Центра.
Президент РФ включает региональные элиты в различные властные вертикали (президентскую, правительственную, партийную – через партию Единая Россия), предоставляя им право совещательного голоса.
Такие «вертикали» выполняют многообразные функции : во-первых, они позволяют сохранять видимость политического присутствия региональных элит в федеральных структурах власти; во-вторых, обеспечивают возможность учета мнения «снизу», со стороны губернаторов, представителей «общественности»; в-третьих, превращают участников данных структур в проводников политики федерального центра; в-четвертых, формируют систему политической коррупции, основанной на распределении части политических возможностей в данных структурах. Данные «вертикали власти» носят, как правило, неконституционный характер, выполняя функцию «приводных ремней» от президентской администрации к населению.
Поэтому одним из главных результатов собирания элит становится устранение с политической арены последней неконтролируемой, потенциально оппозиционной силы – региональных элит, перевод их оппозиционности в латентное состояние. Если раньше борьба за ресурсы проходила по линии «Центр − регионы», между федеральными и региональными элитами, то теперь Путин отрывает региональные элиты от масс и административными мерами привязывает к Центру. Он лишает региональные элиты массовой электоральной поддержки в возможном противостоянии Центру. Поэтому новый водораздел борьбы за ресурсы будет складываться как борьба между элитой как социальным слоем, властвующей группой и массами.
С помощью политических реформ происходит усиление федеральной элиты за счет консолидации региональной элиты и привязки ее к властвующей группе. Это последний резерв федеральной элиты на пути продолжения либеральных преобразований при отсутствии массовой социальной поддержки. Только консолидация элиты дает возможность избежать раскола элит, от превращения ее части в лидера протестных движений или выразителя альтернативного политического курса.
Региональные элиты лишились прежней легальной политической роли. Они перестали играть роль политического буфера между центром и массами, они перестают быть выразителем интересов регионов, для них наступил институциональный цугцванг − любой ход плохой, если он не направлен на поддержку федерального центра.
Меняется их роль в политической системе: значительно уменьшается их роль как акторов политического процесса, они все больше становятся субъектами политической деятельности. Региональные элиты постепенно превращаются в транслятор воли Центра, в хозяйственного представителя федерального центра в регионах. В силу этих обстоятельств ценность статуса региональных элит понижается, резко меняется соотношение статусов между исполнительной и законодательной ветвями власти. Региональные административно-политические элиты включаются в русло управляемой административной деятельности, направляемой из федерального центра.
Резко ослабляется властный потенциал региональных элит − происходит уменьшение их влияния на выработку государственного курса, особенно в части формулировки инновационных проектов; властные ресурсы приобретают иную форму (латентная, торг, «влияние за исполнение»).
Если суммарно обозначить наиболее важные изменения в статусе региональных элит, то можно констатировать ее переход от положения «всевластного барона» к положению «княжеского посадника». А это означает, что завершается переход от фрагментированных региональных сообществ к региональным сообществам, построенным по принципу сдирижированного порядка, в которых происходит координация местного элитного сообщества, согласование интересов экономических и политических акторов в соответствии с «генеральной линией» федерального центра.
3. «Собирание элит» как форма мобилизации элит
Консолидация власти не является самоцелью для власти, это средство консолидации элит. На данном этапе развития консолидация элит находится в стадии «собирания элит».
Собирание элит – процесс социальной консолидации элит вокруг государственных институтов и государственной власти.
Это не означает, что между элитами не может быть противоречий, но они подчиняются реализации государственного интереса, частногрупповые интересы становятся вторичными по отношению к государственному.