Белые гунны. Странные «белые гунны Белые гунны

(Средняя Азия), Афганистан и Гандхара (северная Индия). О гуннах -эфталитах, также называя их «белыми гуннами », писал Прокопий , тогда как другие, в том числе и более ранние авторы, такие как Аммиан Марцеллин , называют их гуннами-хионитами . Некоторые исследователи полагают , что у гуннов-хионитов произошла смена этнонима с «хиониты» на «эфталиты». Эфталиты представляли вторую волну иранских гуннов (то есть народов, называвшихся гуннами, но бывших в действительности иранского происхождения).

Сирийские авторы, в частности Иешу Стилит , называют воевавших с Перозом эфталитов «хионитами, которые суть гунны » . С его слов, Пероз дважды попадал в плен к хионитам, причём оба раза был выкуплен Зеноном , который и примирил стороны. Пероз, пообещав за спасение своей жизни тридцать мулов, нагруженных серебряными монетами, оставил в заложниках гуннам своего сына Кавада и во второй раз дал обещание с ними не воевать, которое, после того как выкупил сына, снова нарушил и погиб в последнем своём походе .

Китайские сведения - Яда́ [ | ]

В китайских источниках (и другие) отмечено государство (и соответственно народ) Яда (嚈噠), относимое к региону Сиюй . Китайские историки затруднялись указать их происхождение, предполагалось, что они потомки юэчжей или гаоцзюй . Они жили на западе от Хотана и южнее отрогов Алтая . Столица - город Бадиянь (拔底延城), всего 10 ли в окружности. Там есть дворец и буддийские ступы и пагоды, украшенные золотом. В обычаях сходны с тюрками : братья имеют одну общую жену (она в этом случае носит особую шапочку, в отличие от одномужней). Волосы стригут. Язык непохож на язык жужаней , гаоцзюйцев и вообще «северных варваров» (胡).

Население кочевое, около 100 000 человек. Держат лошадей и верблюдов , телег не имеют. Воров казнят, за мелкие проступки наказывают десятикратным штрафом. Богатых хоронят в каменных склепах, бедных в земле. Хорошие воины.

Правитель имеет несколько жён, из которых каждая имеет свою ставку и он переезжает от одной к другой, за исключением трёх зимних месяцев. Правителя избирают из способнейшего в роде, необязательно сына предыдущего.

В зависимость от Яда попали Кангюй , Хотан , Шалэ, Персия и до 30 других княжеств. Они сильнейшее государство, породнились с жужанями . В сер. V - начале VI века Яда установило дипломатические отношения с Китаем. После расцвета в начале VI века Яда были разбиты тюрками Ашина в 60-х годах VI века и частично рассеялись. Впрочем, ещё в 10-х годах VII века в Суй приходили посольства от Яда .

Происхождение и антропология [ | ]

Восточно-иранская версия [ | ]

И судя по надписям на монетах эфталитов, выполненным греческими буквами на бактрийском языке, самоназванием эфталитов было «хион» («OIONO») . Историк Агусти Алемань указывает, что надписи эфталитов, как и предшествовавших им кушанцев , были выполнены на иранском языке .

Прокопий Кесарийский, называвший эфталитов «белыми гуннами», выводит гуннов от ираноязычных массагетов , сообщая, что среди командиров в византийской коннице был Эган, «из народа массагетов, ныне называемых уннами». В то же время Прокопий отделяет эфталитов от других гуннов, с которыми эфталиты не имеют общих границ, а потому не смешиваются с ними, добавляя, что

Хотя эфталиты народ гуннский и [так] называется, они однако не смешиваются и не общаются с теми гуннами, которых мы знаем, так как не имеют с ними пограничной области и не живут вблизи них…, они не кочевники, как прочие гуннские народы, но издавна обосновались на плодородной земле. Они одни из гуннов белы телом и не безобразны видом, не имеют и образа жизни, подобного им, и не живут какой-то звериной жизнью, как те, но управляются одним царем и имеют законную государственность, соблюдая между собой и соседями справедливость ничуть не хуже ромеев и персов .

- Прокопий Кесарийский .

Существуют также мнения, что в этногенезе эфталитов приняли участие как мигрировавшие племена тохаров , так и согдийское население .

Центр государства эфталитов располагался в северном Афганистане (Бактрия, Кундуз). Удельные княжества во главе с тегинами располагались в южном Афганистане и Гандхаре (Пенджаб). Само государство было конфедеративным и состояло из множества полунезависимых владений со своими наследственными династиями под верховной властью царя. Каждое владение выпускало свою серебряную или медную монету. В этом государстве было несколько видов письменности: согдийская, бактрийская, брахми и др. Государственной письменностью была бактрийская. Существенную роль в экономике играл «Шелковый путь».

На монетах цари эфталитов имеют ярко выраженный европеоидный облик: у них выступающие прямые носы и большие глаза. Они изображаются с усами и выбритыми подбородками. Женщины носили косы. Современники описывают эфталитов как кочевников, живущих в войлочных юртах и одевающихся в шелковые одежды. Неотъемлемым элементом интерьера был ковер.

Тюркская версия [ | ]

Согласно точке зрения, которую высказывает Паркер, эфталиты - это «юэбань », последние из которых, по его мнению, были «прототюркским» народом . Аналогичной точки зрения придерживаются исследователи Блоше и советский исследователь С. П. Толстов считал первоначальным ареалом древних эфталитов берега Сырдарьи в связи с описываемым им «общим подъёмом варварских племен в IV веке » . Давид Кристиан (D. Christian) также считает эфталитов «прототюркским» народом . Однако это мнение разбивается о прямое указание раннесредневекового китайского источника «Бэй-ши»(«История Севера», или «История Северных династий», VII в.), что «язык эфталитов не тюркский » . Ли Янь-шоу (ок. 596- ок. 678) в «Бэй ши» пишет, что «их (Яда) язык не одинаков с языком жужаней и гаочэ, а также всех [других] хусцев (то есть кочевых народов)». Более того, в цз. 54 династийной истории «Лян шу» указывается, что для общения китайцев с представителями владения Яда «их язык следует переводить на язык [жителей владения] Хэнань (зд. Туюйхунь), только тогда можно понять».

Некоторые исследователи предполагают, что китайский буддийский монах Сун Юнь видел эфталитов и оставил их описание. Однако Сун Юнь посетил зимой 519/520 гг. владение Яда, которое некоторыми исследователями соотносится с державой эфталитов. Поэтому ссылки на Сун Юня, якобы «наблюдавшего эфталитов в Индии в 520 г.», и «описывавшего их как народ, обитающий в шатрах, носящий одежды из кожи и не знающий грамоты, что в равной степени говорит как в пользу хионитской, так тюркской версий происхождения эфталитов», недостаточно валидны без проведения углубленного исследования по данному вопросу. Тем более, что в цз. 54 «СИ Юй чжу жун» (Все варвары Западного Края) династийной истории «Лян шу» (VI в.) прямо указывается на использование Яда письменности: «Нет письменности, делают зарубки на дереве. Общаются с соседними владениями, при этом, если соседнее владение варварское, то используют варварские письмена, заменяя кожей барана бумагу ». Это сведение повторено в сунской энциклопедии конца Х в. «Тайпин юйлань»: «Нет письменности, используют зарубки на дереве, при сношениях с соседними государствами используют варварское (ху) письмо и кожу барана (пергамент) вместо бумаги». Городов, кроме укрепленной царской ставки Бадиян, застроенной зданиями храмов и дворцового комплекса, согласно китайским источникам, Яда не знали.

Канадский синолог Эдвин Пуллиблэнк считал эфталитов, как и родственных им хионитов , тюркским племенем, подвергшемуся влиянию оседлых ираноязычных народов: «Что в их империи должны были присутствовать иранские элементы лишь ожидаемо поскольку подчиненное население было преимущественно иранским. Куда более значительны доказательства алтайских связей в самих правивших эфталитах ».

Управление и культура [ | ]

Центр государства располагался в северном Афганистане (Бактрия , Кундуз). Удельные княжества во главе с тегинами располагались в южном Афганистане и Гандхаре (Пенджаб). Само государство было конфедеративным и состояло из множества полунезависимых владений со своими наследственными династиями под верховной властью царя. Каждое владение выпускало свою серебряную или медную монету (при том, что Яда не имело своей монеты - китайские источники фиксируют использование монет только юэчжи и тохарами). В этом государстве было несколько видов письменности: согдийская , бактрийская, брахми и др. Государственной письменностью была бактрийская. Существенную роль в экономике играл «Шелковый путь ». Однако все вышесказанное не подтверждается для владения Яда, что говорит против ассоциации этого владения с державой эфталитов.

Эфталитский царь.

На монетах цари эфталитов имеют ярко выраженный европеоидный облик : у них выступающие прямые носы и большие глаза. Они изображаются с усами и выбритыми подбородками. Женщины носили косы. Современники описывают эфталитов как кочевников , живущих в войлочных юртах и одевающихся в шелковые одежды. Неотъемлемым элементом интерьера был ковёр.

Считается, что эфталиты практиковали полиандрию , причем «братья имели одну жену ». Однако это сообщение опять-таки относится исключительно к Яда. Китайские феодальные историки единодушно сообщают, что женщина носит меховую шапку с деревянным рогом, если муж у неё один. Длина рога в разных сообщениях варьируется от 1 до 3 чи (32-96 см.). Если у мужа есть братья, которые также являются её мужьями, то добавляется столько дополнительных рогов, сколько у неё мужей. Aналогичный головной убор обнаружен у женщин Кафиристана и в Северо-Западной Индии. Однако отмеченный в 640-х года буддийским монахом Сюань Цзаном аналогичный головной убор у женщин во владении Сы-мо-да-ло (небольшое владение, находилось в горном массиве в пределах горной страны от Каракорума до Гиндукуша) имел совершенно иное значение - рог обозначал здравствующих свекра и свекровь. На нём было 2 отростка - один выше, другой - ниже. Верхний отросток обозначал свекра, нижний - свекровь. После смерти свекра или свекрови удалялся соответствующий отросток, а после смерти обоих - шапка больше не носилась.

Религия [ | ]

Известно, что среди эфталитов распространялось христианство несторианского толка . В 549 году эфталиты получили своего собственного епископа . О силе влияния христианства среди эфталитов свидетельствует тот факт, что они руководствовались идеей христианской солидарности в борьбе против поборника зороастризма персидского шаха Йездигерда II (V век) . К местной (кушанской) греко-буддийской культуре они относились весьма враждебно.

Потомки [ | ]

Наиболее вероятными потомками эфталитов считаются современные пуштуны и таджики - жители Хатлонской области Таджикистана откуда берут свой истоки Эфталиты.

Правители [ | ]

Эфталиты (белые гунны) (ок. 450–565)

Средняя Азия, Афганистан, Сев.-Зап. Индия. Стол. Бадиан .

Примечания [ | ]

    • Denis Sinor. The Cambridge History of Early Inner Asia, Том 1 (англ.) . Cambridge University Press (1990). Проверено 19 августа 2017.
      "The relative abundance of data norwithstanding, we have but a very fragmentary picture of Hephthalite civilization.There is no consensus con- cerning the Hephthalite language, though most scholars seem to think that it was Iranian .The Pei shih at least clearly states that the language of the Hephthalites differs from those of the High Chariots, of the Juan-juan and of the "various Hu a rather vague term which, in this context, probably refers to some Iranian peoples... According to the Liang shu the Hephthalites worshiped Heaven and also fire a clear reference to Zoroastrianism ."
    • Университет штата Индиана. Asia Major, Том 4,Часть 1 (англ.) . Institute of History and Philology of the Academia Sinica (1954). Проверено 19 августа 2017.
    • Robert L. Canfield. Turko-Persia in Historical Perspective (англ.) . Cambridge University Press P. 272.pp.49 (2002). Проверено 19 августа 2017.
      "One cannot go into details here about that dark period of Central Asian history from the time of the Kushans down the coming of the Arabs, but one may suggest that the beginning of this period saw the last waves of Iranian-speaking nomads moving to the south, to be replaced by the Turkic-speaking nomads beginning in the late fourth century.... but our information about them, known in Classical and Islamic sources as the Chionites and Hephthalites, is so meager that much confusion has reigned regarding their origins and nature.Just as later nomadic empires were confederations of many peoples, we may tentatively propose that the ruling groups of these were, or at least included, Turkic-speaking tribesmen from the east and north, although most probably the bulk of the people in the confederation ofChionites and then Hephthalites spoke an Iranian language .In this case, as normal, the nomads adopted the written language, institutions, and culture of the settled folk.To call them "Iranian Huns" as Gobl has done is not infelicitous, for surely the bulk of the population ruled by the Chionites and Hephthalites was lranian (Gobl 1967:ix). But this was the last time in the history ofCentral Asia that Iranian-speaking nomads played any role; hereafter all nomads would speak Turkic languages and the millennium-old division between settled Tajik and nomadic Turk would obtain ."

До конца четвертого века, все, кто вторгался в Гандхару после Ахеменидов, за исключением разве что самого Александра, были иранскими народами. То были либо пришельцы из Персидской метрополии, либо кочевники, такие как парфяне, саки или кушане, пришедшие с окраин иранского мира. Даже греко-бактрийцы были иранцами, покрытыми "эллинистическим налетом". Но тут началось великое переселение диких варварских племен из самого сердца Азиатского континента. Это так называемые белые гунны, которых греческие и римские авторы называли эфталитами или хионитами. Эти "вторые имена" они получили от греческой транскрипции китайского названия йе-ти-и-ли-до и среднеперсидского слово хион , означавшего гунн. Арабские и персидские летописцы и географы называли этот народ хайтал или хайатила .

Сначала с этим новым народом встретились китайцы, и только после того, как они пересекли Гиндукуш в ходе своего движения на юг, их "заметили" классические арабские и персидские писатели. Некоторые историки ставят знак равенства между ними и гуннами Аттилы, хотя китайские источники четко отделяют йе-ти-и-ли-до (белых гуннов) от хиунг-ну (собственно гуннов). Современник тех событий Прокопий писал, что они совершенно отличались от тех гуннов, которые были известны римлянам, тем, что были единственными гуннами с белой кожей и "правильными чертами". Китайские источники вообще предполагают, что они не говорили ни на монгольских, ни на тюркских языках, отличаясь и в языковом смысле от собственно гуннов. Один китайский летописец даже описывает из как родственников юэджей (кушан), что, впрочем, сомнительно.

Наиболее очевидным представляется такой вывод из всех этих противоречий: белые гунны жили настолько близко к собственно гуннам тюркского происхождения, что это привело к значительным этническим и языковым смешениям, и даже могло подтолкнуть их к тому, чтобы с гордостью начать причислять себя к великой гуннской семье. В то же время, их расположение в северном Туркестане, на краю Турана и Ирана, могло так повлиять на это кочевое племя, что они даже стали двуязычными. Это более чем вероятно в тюрко-иранском сплаве. Бухара и Самарканд "дороссийского" периода – один и примеров такого явления. В истории, такого рода выводы чаще оказываются близкими к истине, чем легенды о расовой чистоте. К подобному же выводу мы неизбежно придем, рассуждая и о афганцах или пуштунах.

Об эфталитах, белых гуннах, впервые упоминается как о вассалах аваров, создавших империю в центре Монголии в четвертом веке. На данный момент в историографии существуют три основные точки зрения на этногенез авар:

Что это монголоязычный этнос - сяньби или жужани ;

Что это преимущественно ираноязычный этнос - хиониты , живший в Приаралье и объединившийся с уграми . Упоминаются Аммианом Марцеллином в IV в. н. э.;

При этом все теории допускают возможное влияние разных этнических элементов и согласны в том, что авары, в любом случае, не представляли собой однородное племя и по мере продвижения к Европе испытывали сильное влияние тюркоязычных племён.

Правители аваров носили титул кагана или хана. Этот же титул принесли с собой и белые гунны во время своих походов по Центральной Азии. И хотя они позаимствовали многие традиции племенной организации у своих аварских сюзеренов, все же они представляли собой отдельный народ, со своим языком и культурой, и их переселение было связано, в том числе, и с желанием избавиться от слишком навязчивого аварского доминирования. Покорив попутно некоторые народы, около 360 года они повернули на юг, чтобы атаковать кушан Бактрии. Кушанские правители безнадежно пытались противостоять им, но, получив отказ в поддержке от сасанидской Персии, вынуждены были уйти на юг, в Гандхару. Их даже иногда ошибочно принимают за первую волну самих белых гуннов, хотя это как раз те кушаны, которых белые гунны выгнали. Сбежавшие кушаны еще какое-то время правили в Гандхаре и прилегающих районах (согласно нумизматическим свидетельствам, около ста лет). Но, в конечном итоге, весь регион захлестнула неудержимая волна белых гуннов. Эти белые гунны на востоке прошлись по всей северной Индии, а на западе чуть было не уничтожили саму Персидскую Империю Сасанидов.

Белые гунны окончательно заняли Бактрию около 425 года, и начали совершать оттуда грозные набеги в строну Персии, Кабульской долины и Гандхары. Их первые набеги на Персию удалось в 427 году остановить известному сасанидскому правителю Бахраму V по прозвищу Гур, большому любителю охоты, женщин и музыки. Бахрам Гур сделал вид, что хочет откупиться от них золотом, а сам устроил засаду и уничтожил армию белых гуннов до последнего воина. Белые гунны не могли оправиться от этого "шаха", пока не сменилось целое поколение. Но во второй половине 5-го века, при внуке Бахрама, Фирузе, ситуация кардинально изменилась. Фируз сам призвал эфталитов как наемников, чтобы те помогли ему сбросить с трона его младшего брата. Возникшее впоследствии взаимное недовольство между персами и гуннами привело к войне. В результате череды тяжелых сражений Фируз успел побывать в плену, и в конечном итоге, в 484 году, встретил свою смерть. Гордость сасанидской Персии была разрушена, и она с тех пор довольствовалась положением вассала белых гуннов вплоть до 6-го века. Но эфталиты не сделали "контрольный выстрел" в голову Персии. Они отвлеклись. На восток.

Им пришлось ослабить давление на Сасанидов во многом потому, что они очень увлеклись "Индийским направлением", которое представлялось им гораздо более выгодным предприятием. Для начала они вторглись в Гандхару, где посадили своего наместника, который формально подчинялся верховному правителю в Бактрии. Этим наместником (или, может быть, его преемником) был упоминаемый в индийских надписях Торамана. Вскоре Торамана и его сын Микиракула (о кровожадности которых ходили легенды) покорили Пенджаб, уничтожили индийскую Империю Гупта, и стали властелинами всей северной и центральной Индии. Своей столицей они сделали город Сакала (современный Сиялкот).

И жестокостях Михиракулы упоминали не только индусы, но и китайский буддистский странствующий монах Сон Юн, и один из византийских монахов, посетивших в то время этот район. В итоге, все его жестокости привели к восстанию и поражению эфталитов, которым удалось зацепиться только за небольшую территорию на севере. Микиракула нашел убежище в Кашмире, где снова взошел на трон и царствовал и зверствовал до самой своей смерти в 542 году. Говорят, он любил сталкивать слонов со скалы и наслаждаться их предсмертными мучениями. Впрочем, подобные вещи рассказывают про разных правителей, желая проиллюстрировать их нечеловеческую жестокость. Вспомним, хотя бы, слухи о том, что русский царь Иван Грозный тоже любил сбрасывать с колокольни собак и кошек и смотреть как они мучаются. Слонов-то у него не было. Да и не затащишь слона на колокольню.

Основная масса эфталитов, оставшихся в Бактрии, не смогла долго удерживать власть в долине Инда. Примерно в середине 6-го века, тюрки, занявшие место вассалов аваров после ухода эфталитов, подняли восстание против своих сюзеренов и сделались хозяевами северного Туркестана. Отношения между тюрками и бактрийскими эфталитами стали натянутыми, что привело к военным действиям. В конечном итоге, тюрки и сасаниды совместно атаковали царство белых гуннов и уничтожили его в результате решающей битвы в Согдиане, в 568 году. А Сасаниды снова простерли свою длань до Инда, над всем восточным Ираном (современным Афганистаном).

Но сами белые гунны не исчезли вместе с вместе со своей империей. Среди оставленных ими наследий – титул хана, который стал "визитной карточкой" не только у пуштунов, но и в Пенджабе, и за его пределами. Также вероятно, что некоторые понятия, родившись в Монголии, были принесены вместе с тюркской миграцией на земли пуштунов, и используются последними с тех самых пор.

Например, слово улус , означающее племя; барамта – набег на людей или стадо врага, чтобы отомстить за обиду; хашар – помощь дружественной стороне во время сбора урожая. Все эти слова используются в языке пушту, но не являются иранскими про своему происхождению.

Общеизвестно, что вместе с белыми гуннами пришли гуджары . Держава эфталитов пала, а народ гуджаров остался. Выяснено, что пенджабские джаты , из которых в основном происходят сельские сикхи, и даже многие гордые кланы раджпутов , происходят от этих самых завоевателей – белых гуннов. Том более вряд ли можно допустить, что белые гунны никак не повлияли на население Пешаварской равнины.

Происхождение раджпутов может заинтересовать и нас. Британский историк Винсент Артур Смит утверждал, что до мусульманского вторжения эти земли пережили три основные волны иностранных нашествий – саков, кушан и белых гуннов. В какой-то момент индийской истории старые обычаи были сломаны. Фактически, не существует обычаев, связанных с древним периодом. Маурьи, саки, кушаны – все они относятся к мертвому и погребенному прошлому, о котором говорят только надписи на стенах и монетах. Обычаи же кланов раджпутов сохранились. По мнению Винсента Артура Смита, прежние обычаи были сломаны именно во время третьей волны – волны белых гуннов. Их нашествие было таким ошеломительным, что стерло всю память о первых двух ордах – саках и кушанах. Оно было подобно англо-саксонскому завоеванию Британии. По-видимому, когда иностранный клан подвергался "индуинизации", тех, кто принадлежал к правящим фамилиям, признавали Кшатриями или Раджпутами, прочие становились Гуджарами, и так далее по нисходящей.

Как это относится к пуштунам? Гандхара, Пешаварская долина, была опорной точкой белых гуннов или эфталитов во время их завоевания северной Индии. Буквально тысячи гуджаров проживают в деревнях Свата, Дира и Мардана. Одна из крупнейших деревень юсуфзаев называется Гуджар Гархи. Многие деревни под северными холмами Судхума, которые отделяют Самах от Бунера, полностью населены гуджарами, за исключением того, что Хан и его семья – пуштуны, а гуджары находятся под ними, как арендаторы, точно так же, как их предки когда-то служили эфталитам (белым гуннам) . На наименование "хан" претендует каждый пуштун как на свое неотъемлемое право. Не может быть, чтобы народ-завоеватель, такой как белые гунны, от которых пошли их индийские предки – раджпуты, не влил часть своей крови и в кровь людей Гандхары, которая была одной из их опорных точек. Не следует забывать и о том, что после падения белых гуннов, и до пришествия на эти земли ислама, Гандхара и ее окрестности где-то на четыре столетия оказались под индийской властью. В течение столь долгого периода больше не было нашествий с северо-запада, и у народа было время "успокоиться, обосноваться и устроиться". Также не следует забывать и о том, что эти самые белые гунны, по словам Прокопия, были красивыми людьми с белой кожей и правильным чертами.

Еще задолго до того, как все эти знания о белых гуннах и гуджарах были как-то систематизированы, отмечалось удивительное сходство между национальными характерами и обычаями пуштунов и раджпутов. Здесь и строгий закон гостеприимства, предоставление крова и защиты для беженцев, ревностное отношение к женской чести, воинственный дух, неприятие власти над собой, гордость за свой род, ревностное отношение к национальной чести и личностное достоинство, властный характер. Схожесть наблюдается и в чертах лица, с чем согласятся те, кому доводилось видеть и тех, и других. Историк Беллью и вовсе полагал, что эти два народа, пуштунов и раджпутов, больше разделяли ислам и брахманизм, чем географические расстояния или склады характеров. Вот одна из его цитат:

"Во многих отношениях раджпут сильно похож на горцев Шотландии, которых мы видим, когда читаем истории Вальтера Скотта, только лишь с малозначащими различиями в именах и костюмах. У них такая же безрассудная отвага, такая же преданность вождю которому они доверяют, та же любовь к состязаниям, склонность обижаться и ссориться между собой, когда им не удается найти врага, которым можно заняться. После всех этих столетий поведение раджпута остается таким же, каким оно было в их героическую эпоху, и это то, что отличает его от всех других народов; даже беднейший из них – с рождения господин, и потому равен богатейшим". Замените здесь раджпута пуштуном, и ничего не изменится.

Мы можем увидеть прототипы названий пуштунских кланов, которые появились за сотни лет до нашествия белых гуннов. Мы также знаем, что лучшие лингвисты уверены в том, что язык пушту (пухту) появился не позднее, чем при саках, за четыре века до появления здесь белых гуннов. Достаточно уверенно можно сказать, что в какие бы глубины не уходили корни этого народа, белые гунны влили дополнительные соки в его ствол. Как и гуджаров, некогда слуг белых гуннов, до сих пор можно видеть в этих краях, так и их господа, эфталиты, должны быть среди ханов. Наверняка многие ханы таких племен, будь то афганцы равнин или пуштуны гор, могут претендовать на то, что их предками были эфталиты.

При этом вовсе не удивительно, что, за исключением нескольких слов, язык пуштунов не имеет признаков родства с тюркскими языками и остается восточно-иранским языком, с заимствованиями из индийской группы. Что касается культурных вопросов, в том числе и языка, гуннские завоеватели наверняка приняли все это от завоеванных, ведь это было богатое наследие, накопленное за сотни лет существования иранской цивилизации. Для воинов-бродяг всегда было естественным со временем перенимать язык, культуру, традиции, иногда и имена более цивилизованного оседлого народа. Как здесь не вспомнить о потомках варягов, пришедших на Русь…

И Гандхара (северная Индия). О гуннах -эфталитах, также называя их «белыми гуннами », писал Прокопий , тогда как другие, в том числе и более ранние авторы, такие как Аммиан Марцеллин , называют их гуннами-хионитами . Некоторые исследователи полагают , что у гуннов-хионитов произошла смена этнонима с «хиониты» на «эфталиты». Эфталиты представляли вторую волну иранских гуннов (то есть народов, называвшихся гуннами, но бывших в действительности иранского происхождения).

Сирийские авторы, в частности Иешу Стилит , называют воевавших с Перозом эфталитов «хионитами, которые суть гунны » . С его слов, Пероз дважды попадал в плен к хионитам, причём оба раза был выкуплен Зеноном , который и примирил стороны. Пероз, пообещав за спасение своей жизни тридцать мулов, нагруженных серебряными монетами, оставил в заложниках гуннам своего сына Кавада и во второй раз дал обещание с ними не воевать, которое, после того как выкупил сына, снова нарушил и погиб в последнем своём походе .

Китайские сведения - Яда́

Происхождение и антропология

Восточно-иранская версия

И судя по надписям на монетах эфталитов, выполненным греческими буквами на бактрийском языке, самоназванием эфталитов было «хион» («OIONO») . Данный этноним имеет параллели в иранском лексиконе - haena- (авест. язык) и haina- (др. иран. авест. язык) означая «войско» , «армия» . Историк Агусти Алемань указывает, что надписи эфталитов, как и предшествовавших им кушанцев , были выполнены на иранском языке .

Подобно тому, как более поздние кочевые империи были конфедерациями многих народов, мы можем предположить, что правящие группы из них были или, по крайней мере, включали тюркоязычных племен с востока и севера. Хотя, несомненно, основная масса людей в конфедерации хионитов, а затем и эфталитов говорили на иранском языке ... это был последний раз в истории Центральной Азии, когда ираноязычные кочевники играли какую-либо роль; в дальнейшем все кочевники будут говорить на тюркских языках, и получится тысячелетнее разделение между оседлыми таджиками и кочевыми тюрками.

Прокопий Кесарийский, называвший эфталитов «белыми гуннами», выводит гуннов от ираноязычных массагетов , сообщая, что среди командиров в византийской коннице был Эган, «из народа массагетов, ныне называемых уннами». В то же время Прокопий отделяет эфталитов от других гуннов, с которыми эфталиты не имеют общих границ, а потому не смешиваются с ними, добавляя, что

Хотя эфталиты народ гуннский и [так] называется, они однако не смешиваются и не общаются с теми гуннами, которых мы знаем, так как не имеют с ними пограничной области и не живут вблизи них…, они не кочевники, как прочие гуннские народы, но издавна обосновались на плодородной земле. Они одни из гуннов белы телом и не безобразны видом, не имеют и образа жизни, подобного им, и не живут какой-то звериной жизнью, как те, но управляются одним царем и имеют законную государственность, соблюдая между собой и соседями справедливость ничуть не хуже ромеев и персов .

- Прокопий Кесарийский .

Существуют также мнения, что в этногенезе эфталитов приняли участие как мигрировавшие племена тохаров , так и согдийское население .

Центр государства эфталитов располагался в северном Афганистане (Бактрия, Кундуз). Удельные княжества во главе с тегинами располагались в южном Афганистане и Гандхаре (Пенджаб). Само государство было конфедеративным и состояло из множества полунезависимых владений со своими наследственными династиями под верховной властью царя. Каждое владение выпускало свою серебряную или медную монету. В этом государстве было несколько видов письменности: согдийская, бактрийская, брахми и др. Государственной письменностью была бактрийская. Существенную роль в экономике играл «Шелковый путь».

На монетах цари эфталитов имеют ярко выраженный европеоидный облик: у них выступающие прямые носы и большие глаза. Они изображаются с усами и выбритыми подбородками. Женщины носили косы. Современники описывают эфталитов как кочевников, живущих в войлочных юртах и одевающихся в шелковые одежды. Неотъемлемым элементом интерьера был ковер.

Тюркская версия

Согласно точке зрения, которую высказывает Паркер, эфталиты - это «юэбань », последние из которых, по его мнению, были «прототюркским» народом . Аналогичной точки зрения придерживаются исследователи Блоше и советский исследователь С. П. Толстов считал первоначальным ареалом древних эфталитов берега Сырдарьи в связи с описываемым им «общим подъёмом варварских племен в IV веке » . Давид Кристиан (D. Christian) также считает эфталитов «прототюркским» народом . Однако это мнение разбивается о прямое указание раннесредневекового китайского источника «Бэй-ши»(«История Севера», или «История Северных династий», VII в.), что «язык эфталитов не тюркский » . Ли Янь-шоу (ок. 596- ок. 678) в «Бэй ши» пишет, что «их (Яда) язык не одинаков с языком жужаней и гаочэ, а также всех [других] хусцев (то есть кочевых народов)». Более того, в цз. 54 династийной истории «Лян шу» указывается, что для общения китайцев с представителями владения Яда «их язык следует переводить на язык [жителей владения] Хэнань (зд. Туюйхунь), только тогда можно понять».

Некоторые исследователи предполагают, что китайский буддийский монах Сун Юнь видел эфталитов и оставил их описание. Однако Сун Юнь посетил зимой 519/520 гг. владение Яда, которое некоторыми исследователями соотносится с державой эфталитов. Поэтому ссылки на Сун Юня, якобы «наблюдавшего эфталитов в Индии в 520 г.», и «описывавшего их как народ, обитающий в шатрах, носящий одежды из кожи и не знающий грамоты, что в равной степени говорит как в пользу хионитской, так тюркской версий происхождения эфталитов», недостаточно валидны без проведения углубленного исследования по данному вопросу. Тем более, что в цз. 54 «СИ Юй чжу жун» (Все варвары Западного Края) династийной истории «Лян шу» (VI в.) прямо указывается на использование Яда письменности: «Нет письменности, делают зарубки на дереве. Общаются с соседними владениями, при этом, если соседнее владение варварское, то используют варварские письмена, заменяя кожей барана бумагу ». Это сведение повторено в сунской энциклопедии конца Х в. «Тайпин юйлань»: «Нет письменности, используют зарубки на дереве, при сношениях с соседними государствами используют варварское (ху) письмо и кожу барана (пергамент) вместо бумаги». Городов, кроме укрепленной царской ставки Бадиян, застроенной зданиями храмов и дворцового комплекса, согласно китайским источникам, Яда не знали.

Канадский синолог Эдвин Пуллиблэнк считал эфталитов, как и родственных им хионитов , тюркским племенем, подвергшемуся влиянию оседлых ираноязычных народов: «Что в их империи должны были присутствовать иранские элементы лишь ожидаемо поскольку подчиненное население было преимущественно иранским. Куда более значительны доказательства алтайских связей в самих правивших эфталитах ».

Управление и культура

Центр государства располагался в северном Афганистане (Бактрия , Кундуз). Удельные княжества во главе с тегинами располагались в южном Афганистане и Гандхаре (Пенджаб). Само государство было конфедеративным и состояло из множества полунезависимых владений со своими наследственными династиями под верховной властью царя. Каждое владение выпускало свою серебряную или медную монету (при том, что Яда не имело своей монеты - китайские источники фиксируют использование монет только юэчжи и тохарами). В этом государстве было несколько видов письменности: согдийская , бактрийская, брахми и др. Государственной письменностью была бактрийская. Существенную роль в экономике играл «Шелковый путь ». Однако все вышесказанное не подтверждается для владения Яда, что говорит против ассоциации этого владения с державой эфталитов.

Эфталитский царь.

На монетах цари эфталитов имеют ярко выраженный европеоидный облик : у них выступающие прямые носы и большие глаза. Они изображаются с усами и выбритыми подбородками. Женщины носили косы. Современники описывают эфталитов как кочевников , живущих в войлочных юртах и одевающихся в шелковые одежды. Неотъемлемым элементом интерьера был ковёр.

Считается, что эфталиты практиковали полиандрию , причем «братья имели одну жену ». Однако это сообщение опять-таки относится исключительно к Яда. Китайские феодальные историки единодушно сообщают, что женщина носит меховую шапку с деревянным рогом, если муж у неё один. Длина рога в разных сообщениях варьируется от 1 до 3 чи (32-96 см.). Если у мужа есть братья, которые также являются её мужьями, то добавляется столько дополнительных рогов, сколько у неё мужей. Aналогичный головной убор обнаружен у женщин Кафиристана и в Северо-Западной Индии. Однако отмеченный в 640-х года буддийским монахом Сюань Цзаном аналогичный головной убор у женщин во владении Сы-мо-да-ло (небольшое владение, находилось в горном массиве в пределах горной страны от Каракорума до Гиндукуша) имел совершенно иное значение - рог обозначал здравствующих свекра и свекровь. На нём было 2 отростка - один выше, другой - ниже. Верхний отросток обозначал свекра, нижний - свекровь. После смерти свекра или свекрови удалялся соответствующий отросток, а после смерти обоих - шапка больше не носилась.

Религия

Известно, что среди эфталитов распространялось христианство несторианского толка . В 549 году эфталиты получили своего собственного епископа . О силе влияния христианства среди эфталитов свидетельствует тот факт, что они руководствовались идеей христианской солидарности в борьбе против поборника зороастризма персидского шаха Йездигерда II (V век) . К местной (кушанской) греко-буддийской культуре они относились весьма враждебно.

Потомки

Наиболее вероятными потомками эфталитов считаются современные пуштуны .

Правители

Эфталиты (белые гунны) (ок. 450–565)

Средняя Азия, Афганистан, Сев.-Зап. Индия. Стол. Бадиан .

  1. Вахшунвар (Эфталан) (ок. 450-90).
  2. Торамана (ок. 490–515).
  3. Михиракула , сын (ок. 515-45)*
  4. Готфар (Вараз) (ок. 545-65)*

Примечания

    • Denis Sinor. The Cambridge History of Early Inner Asia, Том 1 (англ.) . Cambridge University Press (1990). Дата обращения 19 августа 2017.
      "The relative abundance of data norwithstanding, we have but a very fragmentary picture of Hephthalite civilization.There is no consensus con- cerning the Hephthalite language, though most scholars seem to think that it was Iranian .The Pei shih at least clearly states that the language of the Hephthalites differs from those of the High Chariots, of the Juan-juan and of the "various Hu a rather vague term which, in this context, probably refers to some Iranian peoples... According to the Liang shu the Hephthalites worshiped Heaven and also fire a clear reference to Zoroastrianism ."
    • Университет штата Индиана. Asia Major, Том 4,Часть 1 (англ.) . Institute of History and Philology of the Academia Sinica (1954). Дата обращения 19 августа 2017.
    • Robert L. Canfield. Turko-Persia in Historical Perspective (англ.) . Cambridge University Press P. 272.pp.49 (2002). Дата обращения 19 августа 2017.
      "One cannot go into details here about that dark period of Central Asian history from the time of the Kushans down the coming of the Arabs, but one may suggest that the beginning of this period saw the last waves of Iranian-speaking nomads moving to the south, to be replaced by the Turkic-speaking nomads beginning in the late fourth century.... but our information about them, known in Classical and Islamic sources as the Chionites and Hephthalites, is so meager that much confusion has reigned regarding their origins and nature.Just as later nomadic empires were confederations of many peoples, we may tentatively propose that the ruling groups of these were, or at least included, Turkic-speaking tribesmen from the east and north, although most probably the bulk of the people in the confederation ofChionites and then Hephthalites spoke an Iranian language .In this case, as normal, the nomads adopted the written language, institutions, and culture of the settled folk.To call them "Iranian Huns" as Gobl has done is not infelicitous, for surely the bulk of the population ruled by the Chionites and Hephthalites was lranian (Gobl 1967:ix). But this was the last time in the history ofCentral Asia that Iranian-speaking nomads played any role; hereafter all nomads would speak Turkic languages and the millennium-old division between settled Tajik and nomadic Turk would obtain ."
  1. M. A. Shaban, «Khurasan at the Time of the Arab Conquest», in Iran and Islam, in memory of Vlademir Minorsky, Edinburgh University Press, (1971), p481; ISBN 0-85224-200-X .
  2. «The White Huns - The Hephthalites» Silk Road
  3. Enoki Kazuo, «On the nationality of White Huns», 1955
Тайны Великой Скифии. Записки исторического следопыта Коломийцев Игорь Павлович

Странные «белые гунны»

Странные «белые гунны»

Об эфталитах сейчас знают только специалисты по средневековой истории Евразии да еще небольшое число энтузиастов, увлеченных изучением прошлого древних этносов. А между тем некогда это был народ, создавший огромное государство в самом центре Азии. Его правителям принадлежали все земли от сибирской реки Иртыш до восточных рубежей Ирана и от оазисов речных долин Сырдарьи и Амударьи до провинций Северной Индии. И все же большая часть этой страны лежала в области Афганского нагорья, Памира и Тянь-Шаня, посему в историю азиатского континента эфталиты вошли, как загадочные белые горцы.

Действительно, внешний вид выделял их среди всех народов Востока. По описанию соседей они отличались светлыми, часто рыжими волосами, глазами небесно-голубого цвета и настолько бледной кожей, что от южного солнца она казалась красноватой. За свою блондинистость они и получили прозвище «белые гунны». Хотя сейчас это имя никому ничего не говорит, некогда почти вся Азия содрогалась при его упоминании. Как писал один персидский историк того времени: «Даже в мирное время никто не мог мужественно и без страха смотреть на эфталита или даже слышать о нем, не то что идти на него войной открыто» {66} .

О происхождении эфталитов ученые спорят до сих пор. Большинство полагает их потомками сарматских племен Средней Азии, ссылаясь при этом на то обстоятельство, что их язык, насколько он науке известен, возможно, родственен древнеперсидскому. Гумилев, напротив, считает этих горцев выходцами из Тибета. Между тем хотя сарматские племена азиатских степей и некоторые обитатели Тибетского высокогорья и были рыжеволосыми, надо признать, что вряд ли они подходят на роль прародителей «белых гуннов». И те и другие давно перемешались с более темнокожим и кареглазым монголоидным населением Азии и их облик не вызывал удивления у соседей, как это постоянно происходило в отношении эфталитов.

Столь ярко выраженный североевропейский тип внешности не так часто встречается даже на территории Старого Света, не то, что так далеко в горах Востока. Кем же были эти блондины на самом деле, и каким ветром занесло их в самое сердце азиатского материка? Думаю, что без собственного расследования нам здесь никак не обойтись.

Известный византийский историк Прокопий Кессарийский, подчеркнувший, что эфталиты - народ «уннского племени», сообщал о них: «Из всех уннов они одни белы телом и не безобразны лицом» и еще, что «они не кочевники, подобно другим уннским племенам, но издревле занимают плодоносную страну» {165} .

Хотя термин «гунны» никогда не использовался античными писателями столь же широко, как «скифы», тем не менее, иногда его употребляли в расширенном толковании, в значении «кочевники» вообще. (Подобно тому, как китайцы именовали «ху» любого жителя северной степи.) Но, как видим, в данном конкретном случае это отнюдь не объясняет того, почему их причисляли к «уннам». Ибо тот же Прокопий специально подчеркивает их оседлый образ жизни, да и расовый тип эфталитов, очевидно, ничего общего с монголоидностью гуннов не имеет.

Более того, страна обитания эфталитов находилась за тысячи километров от Северного Причерноморья, где древние авторы локализуют степную державу царя Аттилы. Данное обстоятельство византийский историк также не преминул подчеркнуть: «Хотя эфталиты народ Уннского племени, но они не смешаны и не сносятся с известными нам Уннами, ибо ни смежной области у них нет, ни вблизи от них те не живут». Более того, обычаи эфталитов также не имели ничего общего с привычной дикостью «сотрясателей Вселенной». По замечанию Прокопия: «Образом жизни они не похожи на других уннов и не живут как те по-скотски, но состоят под управлением одного царя, составляют благоустроенное гражданство, наблюдая между собою и с соседями справедливость не хуже римлян или кого другого» {165} . Для сравнения приведу слова Аммиана Марцеллина о характере и привычках настоящих, то есть этнических гуннов: «…в перемириях они не верны и непостоянны, быстро увлекаются всяким дуновением новой надежды и во всем полагаются на свою необузданную храбрость. Подобно неразумным животным, они не имеют никакого понятия о чести и бесчестии… и до такой степени непостоянны и вспыльчивы, что в один и тот же день, безо всякого подстрекательства изменяют своим союзникам и снова примиряются с ними без всякого посредничества» {7} . Кажется, трудно представить себе народ с нравом, более контрастным гуннским традициям, чем описанные Прокопием «справедливые» по отношению к соседям и «благоустроенные» эфталиты.

Но почему же тогда этих оседлых блондинов, «белых телом и не безобразных лицом», обитающих издавна «в плодоносной стране», живущих «не по-скотски» и соблюдающих «справедливость», древние историки, тем не менее, упорно называют «уннами», то есть именем ярко выраженных монголоидов, диких кочевников, населявших противоположный угол евразийского континента?

Очевидно, разгадка данного феномена должна корениться в обшей судьбе двух этих внешне непохожих этносов. Современникам, видимо, было известно об эфталитах нечто такое, что делало их стопроцентными «уннами», хотя и «белыми». Поскольку антропологический тип, язык и повадки горцев явно отличаются от наблюдаемого у степных кочевников, остается, с моей точки зрения, единственно возможная версия - единство исторического прошлого. Проще говоря, византийские историки, вероятно, прекрасно были осведомлены о том, что эфталиты некогда входили в состав государства Аттилы, то есть вместе с этническими гуннами составляли костяк его державы. Это и делало их «уннами». Действительно, многие германские и сарматские племена Северного Причерноморья добровольно присоединились к могущественной орде кочевников и сохраняли верность потомкам Аттилы вплоть до полного развала этой степной империи. Значит, называя их «белыми гуннами», византийский историк и его коллеги, наверняка, тем самым подчеркивали именно факт истории этого этноса, его тесную связь в прошлом с бывшей державой грозного кочевого царя.

Только этим можно объяснить попадание эфталитов в число «уннских» племен. Надо заметить, что от других народов они, кроме того, отличались уникальными брачными обычаями, поскольку практиковали не многоженство, как иные восточные племена, а многомужество и, по свидетельству древних историков, «братья имели одну жену» {66} . Поэтому эфталитки, по сообщениям китайских летописцев, носили меховые шапки с торчащими из них рогами, причем, сколько имелось у женщины мужей, столько и роговых отростков было на головном уборе. Не отсюда ли, кстати, пришло общеевропейское выражение «рогатый муж»?

Немаловажно и то, что воевали «белые гунны», в основном, в пешем строю, вооруженные боевыми секирами и кинжалами.

Кем же в принципе могли быть эти странные горцы? Давайте, подытожим собранные сведения. Итак, выходцы из державы Аттилы, но не этнические гунны. Их женщины занимают привилегированное положение в обществе. Подобное нам встречалось у сарматов, роль слабого пола у которых порой вполне отвечала древней легенде о воинственных амазонках. Да и язык эфталитов, возможно, был иранского круга. С другой стороны, они оседлы, предпочитают воевать в пешем строю. Их любимое оружие характерно более для германцев. И главное, внешний облик тоже, скорее, соответствует нашим представлениям об антропологии древних германских племен, чем давних обитателей Азии сарматов.

Попробуем зайти с другой стороны - проверим имена эфталитов, известные науке из летописных хроник по драматическим событиям VI века. В принципе, историки не очень охотно принимают во внимание фактор родства имен собственных, поскольку полагается, что они зачастую заимствуются у соседей, особенно членами правящих династий. Однако быть может и на этом пути нам встретится нечто интересное.

Высокопоставленный эфталитский вельможа, лидер проперсидской группировки, звался несколько неожиданно для Востока - Катульф {165} . Между тем корень «ульф» по-восточногермански означает «волк». И употреблялось это прозвище в именах древних германцев чрезвычайно часто. Например, одним из первых готских епископов был знаменитый Ульфила - Волчонок. Он перевел Библию на язык этого народа. В именах современных западных германцев до сих пор слышатся грозные отзвуки звериной темы - Вольф, Рудольф, Адольф - в переводе: «волк», «рыжий волк», «благородный волк». Впрочем, и корень «кат», вполне возможно, родом из древнегерманского прошлого. По крайней мере, один из германских вождей времен войны с маркоманами носил прозвище Катуальда. Уальд - означает «дикий». Значит, «кат» тоже несло некую смысловую нагрузку. Между тем, что если мы правильно определили корни слова «Катульф», то специфическое произношение выдает его восточногерманское происхождение. Но может быть, родство эфталитов с готами нам просто померещилось?

Ищем далее. Царь эфталитов, напавший на Индию, носил имя Тораман. Как известно, «Тор» - это бог-громовержец у скандинавов и восточных германцев, «ман» - просто человек; сравните «аллеманы», «маркоманы» - названия германских племен. Возможно, данное прозвище переводится как «человек, посвященный богу грозы».

И, наконец, последний правитель государства «белых гуннов» именовался Готфар. Живший от него за многие тысячи километров, фактически на противоположной окраине континента - в нынешней Испании, царь восточногерманского племени вандалов, предшественник хромого Гизериха, звался почти так же - Готфарий. Иначе говоря, все три известных науке эфталитских имени оказались не только, что само по себе почти невероятно, германскими, но именно восточногерманскими. Заимствовать их у соседей эфталиты никак не могли, ближайшие носители данной речи в это время жили на территории Крымского и Апеннинского полуостровов - то есть за многие тысячи километров от эфталитских пределов.

Таким образом, единственным вариантом, объясняющим попадание восточногерманских имен собственных в горы Афганистана и Памира, представляется безусловное признание эфталитов выходцами с территории Готского царства, захваченного в середине IV столетия грозными гуннами. После распада державы Аттилы и сокрушительных поражений кочевников в Европе, некие германские воинские контингента, отступая вместе с гуннами на Восток, могли оказаться в Средней Азии. Испытывая недостаток в женщинах (на последнее обстоятельство явно намекает обычай многомужества), они должны были породниться с местными сарматскими племенами (амазонками Средневековья). Возможно, именно так возникло племя эфталитов. По крайней мере, только эта версия снимает все противоречия и объясняет все загадки «белых гуннов». Но не поторопились ли мы со своими выводами, есть ли у науки хоть какие-то сведения о восточных германцах в глубинах Азии, не считая, конечно, нашего вольного перевода эфталитских имен и смелых предположений по поводу их антропологии? Оказывается, есть. Археологи обнаружили кое-какие следы черняховской культуры, той самой, что осталась от блистательного Готского царства времен Гермонариха, не только на Западе, где пребывание восточных германцев фиксируется многочисленными средневековыми хрониками, но и в прямо противоположном направлении. Исследователи Щукин и Шаров пишут по этому поводу: «Заметим также попутно, что некоторые вещи горизонта Виллафонтана, в частности двухпластинчатые фибулы оказываются не только в Италии, но и далеко на Востоке. Целая серия таких фибул и часто сочетающихся с ними на Западе пряжек, обнаружена в погребениях так называемой Джетыасарской культуры в Восточном Приаралье и низовьях Сырдарьи вплоть до Байконура в Казахстане» {225} . Разъясню, что горизонтом Виллафонтана ученые называют Черняховские памятники позднего периода, датируемые примерно рубежом IV–V столетий. То есть временем, когда оставшиеся в Восточной Европе готы и прочие германские племена уже попали в зависимость от свирепых кочевников. Что касается фибул, то это застежки для одежды, широко распространенные в мире германцев. Проще говоря, в лице Джетыасарской археологической культуры исследователи обнаружили пребывание восточногерманских племен на территории современных Узбекистана и Казахстана, очень удивились этому обстоятельству и теперь не ведают, с каким народом связать эти памятники. Между тем от низовьев Сырдарьи и Восточного Приаралья уже рукой подать до тех мест, где письменные источники следующего века фиксируют пребывание эфталитов. Похоже, мы дали правильный ответ на вопрос, кто такие «белые гунны».

Но вернемся к прерванному повествованию. В любом случае беглецам-телесцам от встречи с эфталитами не поздоровилось. В 495 году «белые гунны» громят южную часть молодого государства Гаогюй и убивают наследного государя, а через год уничтожают и северную часть государства кочевников-неудачников. Часть телесцев после восьми лет независимости возвращается назад, под защиту привычных хозяев - жужаней. Оставшимся эфталиты назначают вождя Мивоту из числа плененных князей и определяют размер ежегодной дани {56} .

По-видимому, эфталитское иго было не столь тяжким, как жужаньское, ибо вскоре телесцы смелеют, и при поддержке регулярных китайских войск их новый вождь Мивоту наносит поражение жуань-жуаньскому кагану Футу (в монгольской транскрипции - Богду). Скальп Футу победитель Мивоту отправляет в Китай и в награду получает ценные дары: набор китайских музыкальных инструментов, 80 музыкантов и 70 кусков шелковых тканей.

Но уже через восемь лет новый каган Чеуну (Чуну у монголов) отомстил за смерть отца. Он наголову разбивает телесцев, захватывает в плен Мивоту, которого казнят, привязав его за ноги к животу лошади и пустив ее вскачь. Из черепа Мивоту, по обычаю жужаней, сделали чашу для застолий, покрыв ее лаком.

Каган Чеуну заключил союз с эфталитами, скрепленный родственным браком. Жужане, как и эфталиты, были, видимо, европеоидами, окруженными со всех сторон чуждыми им в расовом отношении племенами, и поэтому охотно пошли на сближение друг с другом.

Примерно в это же время в эту орду из Западного Китая начинает проникать буддизм. Но у жуань-жуаней он сталкивается с сильным сопротивлением традиционной религии. Жрецы здесь пользуются таким авторитетом, что один из них - некто Хунсюан - даже возглавил посольство в Китай. Пожалуй, это первый подобный случай в истории кочевых государств, когда духовное лицо исполняет посольские функции. В подарок императору жрец привез «идола, жемчугом обложенного», что свидетельствует как о развитии ювелирного искусства у жужаней, так и о сложности их религиозной системы {56} .

Но еще большее влияние у кагана Чеуну приобрела жрица по имени Деухунь. Прозвище ее было Дивань, и это одно из немногих слов на жужаньском языке, которое нам достоверно известно. Имена, как и титулы царей, народы иногда заимствуют у соседей, а вот прозвища всегда звучат на родном языке. Что интересно, данное жужаньское слово оказалось иранским. «Дивань» по-персидски означает «одержимая духами». Дивы были богами у древних иранцев до тех пор, пока пророк Заратуштра не ввел поклонение одному лишь Ахуромазде. После этого их перевели в разряд демонических персонажей. Люди всегда неблагодарны по отношению к старым, забытым богам и поселяют их в Преисподнюю.

Жрица Деухунь, по свидетельству современников, умела волховать и лечить от разных болезней, к тому же обладала неограниченным влиянием на кагана Чеуну. Как передал китайский летописец: «Чеуну очень уважал и любил ее, и, поступая по ее советам, привел государственное управление в запутанность» {56} . Это вызвало раскол в орде, и когда Чеуну находился в очередном набеге на соседей, по приказу его матери «одержимую» задушили. Вернувшийся из похода каган был убит заговорщиками, а престол занял младший брат Чеуну Анагуй (Амгай в монгольской транскрипции).

Против нового кагана выступил Тефа (Шифу) - видимо, некий родственник убитого Чеуну. Анагуй бежал в Китай, заговорщица-мать и другие ее сыновья были убиты. Но к этому времени жужаньский каганат уже был разделен на две части: Запад и Восток. Западный правитель, вождь младшей орды Поломэнь - дядя Анагуя, собрав армию, разбил мятежника Тефу, бежавшего к соседям.

По свидетельству китайских летописцев, жуань-жуаньское государство после этого «пришло в большое волнение, каждый род отдельно живет, и попеременно грабят друг друга» {56} . В это время вновь восстали телесцы. Воспользовавшись беспорядками в каганате, брат замученного вождя Мивоту - некто Ифу - восстановил независимость государства Гаогюй. Армия «Высокой телеги» напала на армию Поломэна и разбила ее.

Но уже в 523 году сбежавший из Китая в Степь Анагуй снова возродил каганат. В следующем году по просьбе китайского императора он подавил народное восстание на северной границе империи. И снова разбил несчастных телесцев, которые, несмотря на свою многочисленность, так и не научились побеждать опытных в военном деле жуань-жуаней. Позже телесцы еще несколько раз поднимали бунты, но каждый раз их подавляли в крови.

Весной 550 года Великая степь снова пришла в движение. Неукротимые неудачники телесцы предприняли очередную попытку освободиться от своих угнетателей. От верховьев Иртыша на своих высоких кибитках эти племена двинулись к сердцу жужаньской державы - Хангайским горам в Монголии, где в это время располагались центральные становища жуань-жуаней. Восстание вспыхнуло, видимо, стихийно, ибо никакого серьезного плана действия у бунтарей не было, да и имена организаторов мятежа до нас не дошли. Не были скоординированы действия телесцев и с потенциальными союзниками - китайской державой Тоба-Вэй. Короче, не было ничего, кроме страстного желания отомстить обидчикам и стремления свергнуть ненавистное иго. Без сомнения, многочисленных, но плохо вооруженных повстанцев ждала участь их предшественников.

Но когда обреченные на заклание добрались почти до середины пути, навстречу им из урочищ и ущелий южного гобийского Алтая вдруг выехали стройными рядами закованные с ног до головы в железо всадники с длинными копьями в руках на высоких и красивых жужаньских конях. Их шлемы и пластинчатые панцири переливались на южном солнце, острия копий сулили смерть, а над всем диковинным войском развевалось невиданное знамя - черное с золотой волчьей головой посередине. Это были тюрки.

Из книги Этногенез и биосфера Земли [Л/Ф] автора Гумилев Лев Николаевич

Гунны в III–V вв. н. э Весьма распространено мнение, что Великое переселение народов в Европе произошло вследствие наступления на них кочевых гуннов из Заволжья. Однако ознакомление с датами событий позволяет это мнение отвергнуть полностью.Хунну - кочевая держава,

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Гунны виноваты? Гунны начали свой многовековой поход на Запад с территории современного Северного Китая. Согласно китайским источникам, союз кочевых монголоидных племен «хунну», или «сюнну», образовался в III веке до н. э. Восточные скифы вольно или невольно обучили

Из книги От Руси к России [Очерки этнической истории] автора Гумилев Лев Николаевич

Из книги Черное солнце Третьего рейха. Битва за «оружие возмездия» автора Фаррелл Джозеф

ГЛАВА ПЯТАЯ СТРАННЫЕ КАРТЫ, СТРАННЫЕ ПОЛЕТЫ И ТАИНСТВЕННЫЙ ГРУЗ ________________________________________________________________________ Далее Герлах объясняет, что нацистская партия, похоже, полагала, что они работают над бомбой, и рассказывает, как 27 или 28 апреля прошлого года партийные функционеры

Из книги Падение Римской империи автора Хизер Питер

Гунны и Рим Глубокое воздействие, оказанное на римский мир возникновением Гуннской державы, можно разделить на три фазы. Первая (как мы видели в IV и V главах) породила два серьезных кризиса на границе Римской империи, в 376–380 и 405–408 гг., вынудив последнюю смириться с

Из книги История Древнего мира [с иллюстрациями] автора Нефедов Сергей Александрович

ГУННЫ ИДУТ! Судьба Востока вновь затрубила в страшную трубу, возвещая об ужасных опасностях… Аммиан Марцеллин. Иисус Христос призывал к всеобщей любви посреди мира, объятого войной и ненавистью. Босые монахи с крестом и Библией шли к одетым в шкуры варварам, призывая их

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Гунны-эфталиты Гунны-эфталиты являлись тюрко-монгольской ордой, и скорее, они были монголами, нежели тюрками, выходцами, как об этом свидетельствует Сюнь Юн, с предгорий Киньшаня, т.е. Алтая, пришедшие затем в степи нынешнего русского Туркестана. Византийские историки

Из книги Запрещенная Русь. 10 тысяч лет нашей истории – от Потопа до Рюрика автора Павлищева Наталья Павловна

Гунны Еще более загадочны ГУННЫ. Что же тут загадочного, если мы так много читали об их правителе Аттиле? Кошмар западной цивилизации, нашедший свою гибель на брачном ложе. Сколько о нем сказано, написано и даже снято фильмов!И все же я утверждаю, что о гуннах мы практически

Из книги Варварские нашествия на Европу: германский натиск автора Мюссе Люсьен

А) Гунны Было бы неверным полагать, что гунны, даже сыграв решающую роль в начале великой миграционной волны конца IV в., при первом же появлении предстали в качестве непременных и непримиримых врагов Рима. Первый тревожный сигнал, грянувший в 375 г. - нападение на

Из книги История боевого фехтования: Развитие тактики ближнего боя от древности до начала XIX века автора

Из книги История боевого фехтования автора Тараторин Валентин Вадимович

15. ГУННЫ Этот кочевой народ пришел в Европу из Внутренней Азии, после того, как китайцы, с которыми до тех пор воевали гунны, сумели их разгромить. Гунны (хунну) продвигались на запад, смешиваясь с другими кочевыми племенами. В 375 г. они разбили аустроготов, дав толчок к

Из книги От Гипербореи к Руси. Нетрадиционная история славян автора Марков Герман

Гунны. IV–V век По традиционной истории во II веке из глубины восточно-азиатских степей к Уралу перекочевали предки гуннов – племена хуннов. Хунны были небольшим народом, жившим в IV веке до н. э. на территории теперешней Монголии. В китайских источниках утверждается, что

Из книги История человечества. Восток автора Згурская Мария Павловна

Гунны в Европе Пройдя сквозь якобы неприступную Стену, гунны овладели всем Китаем, однако, каменный дракон переварил их в своей утробе. Но та часть гуннов, что откочевала на запад еще в I веке и слилась с угорскими племенами Приуралья и Приволжья, сыграла важную роль в

Из книги Исторические судьбы крымских татар. автора Возгрин Валерий Евгеньевич

ГУННЫ Во второй половине IV в. на Крым обрушивается один за другим ряд ударов полчищ, нахлынувших из степей Средней Азии. Это были гунны, центрально-азиатские тюркские племена, но с сильной примесью монголотунгусской крови. Поэтому даже чисто внешне они сильно отличались

Из книги Гунны автора Ивик Олег

Поздние гунны Согласно письменным источникам, основная масса гуннов ушла из Подунавья в конце 50?х – 60?х годах V века. В степях Северного Причерноморья гунны удержались несколько дольше, но и отсюда они были довольно быстро вытеснены новыми пришельцами с востока –

Из книги Исторический очерк о буддизме и исламе в Афганистане автора Берзин Александр Белые гунны, или эфталиты, упоминаются в китайских источниках под названием «Хуа» и «Хуадунь» в истории династии Лян (502-556 гг.). Один из их вождей носил имя «Едаилидо»; китайские источники сокращенно называют его «Еда» как и сами племена. При династии Вэй и Чжоу (VI- вв.) еда упоминаются в области Хуа, которая была под властью жуаньжуаней. Уже в V в. еда дошли до Ирана, распространив также свою власть, с одной стороны, в Индию, с другой - в Восточный Туркестан (на Кашгар, Карашар, Хотан и т. д.). По китайским источникам, еда составляли отдельную ветвь юечжей.
Вот что о них сообщают китайские источники. По одной версии, эфталиты (у китайцев - еда) происходят от юечжей, по другой - от уйгуров (гаогюй). Их первоначальное местообитание было у Алтая. Впоследствии они заняли Среднюю Азию, будучи увлеченными туда движением уйгурских племен. Ставка их предводителя называлась Бадиянь (Бамиан в Афганистане), и имела в окружности около 10 ли (5 км). Эфталиты были скорей всего шаманистами, хотя при них про- должали существовать местные культы, зороастризм и буддизм. Буддизм они заимствовали от кушанов. С кушанами их роднят (равно как и с массагетами) явления пережитков группового брака. «Братья имеют одну жену. Жена мужа, не имеющего братьев, т. е. одномужняя, носит шляпу с одним углом; многомужняя же умножает число углов по числу фатьев, на одеянии нашивает такое же число кистей. Остригают волосы на голове. Язык жителей совершенно отличен от языка жуаньжуаньского, гаогюйского и согдийского».
Далее китайская история сообщает, что эфталиты не имеют городов. Это противоречит сообщениям византийских
авторов (Прокопий, Менандр). Последние пишут, что эфта- литы - кочевники, разводят лошадей и верблюдов. Весьма важно указание, что власть не передается по наследству, а ее получает «способнейший из родственников». Судя по сообщениям о формах захоронений, эфталиты знали уже расслоение на бедных и богатых. Первых хоронили в грунтовых могилах, вторых ~(в каменных склепах. Название эфталит (греческих писателей), по мнению некоторых исследователей, есть соединение термина Хуа с именем их предводителя Еда или Етаилидо, в произношении византийских авторов эфталиты. Так во всяком случае их называли Прокопий, Агафий, Менандр, Феофан,’ Феофилакт Симокатта, Кедрин и др. Византийские авторы путали (подобно китайцам) имя легендарного предводителя Эфталана с названием племен эфталитов. Упоминаемый ими предводитель Эфталан известен по другим источникам под именем «Кушнаваз», или в древней форме «Кушнавар». С этим именем связан разгром войск сасанид- ского царя Пероза.
Племена эфталитов отмечаются в Средней Азии, главным образом в Закаспии и в верховьях Аму-дарьи, арабо- и пер- соязычными авторами под именем хайтал (Табари, Масуди, Фердоуси и др.). Неоднократно упоминают эфталитов и армянские историки, транскрибируя их название идалян, идал или хайтал. У Вардапета есть термин хайлан тюрк. Лазарь Парпский (конец V в.) употребляет для их обозначения термин Хептал; Михаил Сирийский (IX в.) -тедал и тедалтзи. Маркварт отметил также армянский термин Катиск - каду- сии, как одно из названий эфталитов.
Моисей Хоренский, как отмечает Друэн,- не энает термина эфталит, и для обозначения всех кочующих «тюркских» народов Туркестана употребляет слово «кушан». «Они
"{армяне,-А. Б.) употребляют слово «кушан» для обозначения всех тюркских народов Туркестана с эпохи арса- кидов».
Под различными названиями упоминаются эфталитские племена в греческих и сирийских источниках. Среди греческих названий следует отметить термин гунны-кидариты- Греческие источники употребляют также для названия эфталитов шфтал (Феофан), абдел (Феофилакт Симокатта) и его разновидности (ефталь, епталь, абдаль). В сирийской хронике Иещу Стилита они выступают под именем хионитов как, впрочем, и у некоторых других авторов.
Именем «эфталиты» назывались не сами гунны. Из приведенного перечня названий очевидно, что, первые отличны от вторых и что название «эфталиты» относилось лишь к части гуннского племенного союза. В описаниях китайских и греческих авторов эфталиты отличаются и от восточных и от западных гуннов. Прокопий прямо указывает на эти отличия и выделяет эфталитов из всей массы гуннских племен не только по антропологическим признакам (эфталиты названы «белыми гуннами»), но и по образу жизни. Есть свидетельства древних авторов (Менандр), что эфталиты живут уже в городах. Однако отмеченный Прокопием образ жизни эфталитов, методы их войны и т. д. указывают на многие черты сходства с кочевыми народами. Указание, что эфталиты живут в городах, связано, как мы покажем ниже, с овладением ими городами Средней Азии и созданием местных политических центров. Справедливо, как нам кажется, мнение И. Марквар- та, что под именем «эфталит» следует понимать только правящий род нового политического образования в то время, как этническая масса, составляющая эфталитское государство, была разнообразна. В него входили, по Маркварту, кидариты, кушаны, хиониты, гунны и чоль. В. Бартольд считал эфталитов иранцами, хионитов - гуннами. "С. Толстов предполагает, что эфталиты суть - смесь населения Приаралья с гуннами Семиречья и что эфталиты были тюрками по языку.
История эфталитов известна нам благодаря столкновениям их с сасанидским Ираном, которые отразились в разнообразных источниках (византийских, армянских, сирийских, арабских, персидских и других). На основании этих источников

Друэн устанавливает следующую хронологию истории эфта-
ЛИТОВ:
420-425 гг. - появление эфталитов в Средней Азии.
427 г. - первая война их с сасанидским Ираном (с Бахрам Гуром). 442-449 гг. - вторая война с Иездегердом II.
450-451 гг. - третья война.
454 г. - четвертая война.
473 г. - сасанидский царь Пероз пытается заключить с афталитам» союз против Хормизда III.
474-476 гг. - выступления эфталитов совместно с Перозом против Хормизда III.
4S2-484 гг. - победа эфталитов над Перозом.
484-485 гг. - борьба с Сохраем.
486 г. - выступления эфталитов в союзе с Кавадом.
497-499 гг. - второе выступление Кавада в союзе с эфталитами.
503-513 гг. - борьба Кавада с эфталитами.
556-558 гг. - борьба Хосроя Ануширвана с эфталитами и падение их. под натиском тюрок.
Выступая все время в качестве силы, направленной против сасанидского Ирана, само эфталитское государство гибнет под ударом тюрок в 567 г.
Начиная с 455 г., эфталиты имеют самостоятельную связь, с Китаем, обмениваясь с последним посольствами. Проникновение эфталитов в Афганистан и Северную Индию в конце в. приводит к образованию самостоятельной ветви индийских эфталитов. Эфталиты распространяют свою власть, правда, не надолго, и на Восточный Туркестан и Среднюю Азию.
Прежде чем перейти к описанию их военных столкновений: с Ираном во времена Кавада, отметим основные даты сношений эфталитов и сасанидского Ирана.
Первое столкновение сасанидского Ирана с гуннами-эфта- литами произошло при Бахрам V Гуре, сыне Иездегерда" (420-438). Сообщая об этом событии, Табари называет эфталитов тюрками. В 427 г. каган эфталитов со значительным войском (по Табари - 250 тысяч) перешел Оксус у Термеза, разрушил города Хорасана и проник до центра сасакид- ского царства. Один из подчиненных Бахрам Гура, Мобед, с армией бежал к эфталитам. За большой выкуп каган освободил занятые им районы Ирана и отошел к Мерву. Бахрам; Гуру удалось разбить эфталитов, убить их кагана и взять себе в жены его «хатун» (жена кагана). Вскоре был установлен союз сасанидов и эфталитов. С этим политическим1 актом П. Лерх связывал тот факт, что Бахрам Гур чеканил)

монеты типа бухархудатов, являвшиеся денежной единицей для обращения между Ираном и Средней Азией.
Преемником Бахрам Гура явился Иездегерд II, который царствовал в 438-457 гг. С 442 до 449 гг. Иездегерд ежегодно отправлялся на борьбу с эфталитами. В 442 г. он захватил область Арач; здесь находилась его резиденция - штаб и отсюда он вел борьбу е эфталитами. Мобед возвратился к Иездегерду после смерти Бахрама и стал его советником.
После Иездегерда II, в период Пероза и Кавада, эфталиты спорадически состояли в союзе с -сасанидским Ираном. Позднее, в 513 г., Кавад разбил эфталитов, и они попали под влияние тюрок. Это был самый важный, решающий этап борьбы эфталитов с сасанидским Ираном.
Для характеристики белых гуннов или эфталитов (которых Вивьен де-Сен-Мартэн отождествляет с юечжами, до того как их разбили восточные гунны в Восточном Туркестане, а позднее передвинувшиеся в Среднюю Азию и Бактрию), следует привести одно место из Прокопия Кесарийского:
«Хотя Эфталиты народ Уннского племени, но они не смешаны и не сносятся с известными нам Уннами, ибо ни смежной с ними области у них нет, ни вблизи от них не живут: но они соседят с Персами на севере, там, где город, называемый Горго, у самой Персидской окраины; тут между ними и Персами часто происходит война за границы. Ибо они не кочевники подобно другим Уннским племенам, но издревле населяют плодоносную страну, посему-то они никогда не нападали на римские земли иначе, как вместе с войском Мидийским. Изо всех Уннов они одни белы телом и не безобразны лицом. Образом жизни они также не похожи на других Уннов и не живут как те, по-скотски, но состоят под управлением одного царя, составляют благоустроенное гражданство, наблюдая между собою и соседями справедливость не хуже Римлян илиlt; кого другого. Самые богатые из них приобретают себе друзей, человек, пожалуй, до двадцати и более; друзья всегда обедают вместе с ними, разделяют достаток, имея на него общее с ними право. Когда же тот, кто приобрел друзей, умрет, то по закону, и они должны быть положены в гроб вместе с ним живые.

По описанию Прокопия у эфталитов имели место отноше- ния, характерные для раннеклассового общества, в котором военачальник, окруженный своей дружиной, живет еще в первобытно-общинных условиях. Указание на положение в гроб после смерти «друзей его», вероятно, вызвано обычаем захоронения рабов вместе с их владельцем, встречающимся в бо- . лее древнее время, например, у скифов.
По армянским источникам, в частности по сообщению Лазаря Парпского, известны военные столкновения между сасаиндским Ираном, Перозом и эфталитами («царством кушан-
ским», «царь ОКушнавар»). Эти столкновения относятся, примерно, к 484 г. По сведениям Лазаря Парпского, Пероз был исключительно свирепым правителем, в частности «в Армении распространилось страшное восстание против жестоких правителей, назначенных Перозом».
Моисей Каганкатуйский (автор X в.), Иоанн Католикос (X в.), Киракос Гандзакский (XIII в), Вардан Барцрбердаци (XIII в.) единодушно отмечают, что Пероз «свой народ угнетал сильно», что «господь поднял на него народ эфталь- ский» и что «все войско персидское, вельможи и сам царь со
всеми детьми своими погибли в последней битве своей;с ними».
Таким образом, эфталитское нашествие, отвлекшее силы Ирана от Кавказа, рассматривается армянскими историками как благо, принесшее освобождение армянскому народу.
Чрезвычайно характерно, что нападение белых гуннов на сасанидский Иран происходило, в то время, когда внутри него, как следует понимать армянские тексты, достигла наивысшего подъема борьба угнетенных народов. Эфталитское движение по своим результатам было освободительным для народов, закабаленных сасанидской Персией. Из этого можно сделать вывод о «варварском» строе белых гуннов и прогрессивном характере их движения против сасанидского Ирана.
Как известно, непосредственным продолжением восстаний, возникших при Перозе и связанных с эфталитским движением, является движение маздакитов, выдвигавших лозунги восстановления первобытно-общинных порядков (в частности
известен их лозунг об общности жен) , Их поддержал царь Кавад, младший сын Пероза. По свидетельству Прокопия,

«это многим не понравилось», причем по контексту под словом «многим» надо понимать: большинству персидской,
знати.
Кавад был заключен в «замок забвения», из которого ему удалось бежать, и он продолжал поддерживать движение, эфталитов и маздакитов. Каваду удалось взять Ктезифон и Амиду, причем он «запретил персам убивать жителей, но позволил грабить их имущество и обращать их самих в невольников, приказав отобрать для себя отличнейших из них». Судя по приведенному свидетельству источника, обращение покоренных в рабство было одним из способов удовлетворения восставших.
Убийство представителей сасанидской династии характерно для первого периода восстания, и в этот первый период союзниками Кавада являлись эфталиты. Не случайно историк называет «варварами» иранцев (войска Кавада), «ведших войну с римлянами». При дальнейшем продвижении «римляне», т. е. византийцы, столкнулись с «восемьюстами эфталитов, представлявших передовой отряд персидского войска». В дальнейшем Кавад пытался изменить характер движения, и перешел на сторону господствующего класса Ирана. Это привело к конфликту с гуннами, составлявшими часть иранского войска, вместе с которым он вел «в северных областях своего государства... долговременную войну».
История взаимоотношений с сасанидским Ираном, особенно во времена Кавада, наглядно рисует «варварский» характер эфталитского государства, во многом сходный с социальной сущностью и прогрессивной ролью восточных и западных гуннов. Эфталитское общество было проявлением «варваризации» среднеазиатских племен -после распада кушанского государства. Справедливо С. Толстов пишет, что «выступление эфталитов составляет одно из звеньев широкого наступления варварских племен на доживающий последние столетия рабовладельческий мир». Не менее важна роль эфталитов в

этногенезе, как связующего звена восточноевропейских племен с центральноазиатскими.
Надо отметить, что район обитания эфталитов в При- , аралье издавна был населен различными племенами. Возможно, "что дальнейшие исследования, в частности археологические раскопки, дадут материал, достаточный для ответа на вопрос о том, когда и от кого произошли эфталиты. Происхождение городищ этого района С. П. Толстов связывает с массагетами.
Эфталитское общество, павшее под напором тюрок в 567 г., интересно в том отношении, что оно, вероятно, ассимилировалось с остатками гуннских кочевнико-в, откатившихся с Ир- нахом и Денгизихом от Византии в Среднюю Азию. В собственном имени одного из их предводителей, как мы указали выше, следует видеть отражение скрещенного названия двух племенных образований, местного - кушан и пришлого - мвар Мы имеем в виду имя Кушнавар. Кушнавар, конечно, не собственное имя, а соединение племенных названий: кушан -f- авар.
По предположению древних авторов, и Эфталан был царем, который дал свое имя народу; на самом же деле в обоих случаях собственное имя вождя племени скорее возникло из "Племенного названия. Оба «собственных» имени, надо полагать,-племенные названия, причем первое из них-скрещенное.
На скрещение эфталитов с аварами указывают и сообщения китайцев, которые заявляют, что «Еда считается сильным государством и находится в брачном родстве с жужанцами» (т. е. аварами, - А. Б.). Таким образом, наш анализ термина Кушнавар, взятого из византийских и армянских источников, подтверждается и сообщением независимых от них китайских источников. Можно предполагать, что в среде эфта- лито-кушанского общества пережитки гуннского ллеменного союза продолжали свое существование. Надо только учесть, что объединение аваров с кушанами, несомненно, наложило определенный отпечаток на их племенное название.
Резюмируя наши соображения о происхождении эфталитов, можно сказать следующее.
Эфталиты являются частью кушанских (юечжийских) племен, в свою очередь связанных, как показал С. Толстов, с мас-
«сагето-аланским союзом, вошедшим в контакт с гуннскими.племенами Средней Азии. Политический подъем эфталитов был обязан откочевавшим в Закаспий гуннским племенам Ирнаха. Включение в среду гуннского союза осколков разбитого жуж а некого союза дает новое этническое имя кочевникам-«авар», сменяющее имя «гунн». Союз гунно-аварских племен с остатками кушанского союза в Средней Азии образует на краткий отрезок времени политическую коалицию кочевников, принявших на себя имя одного из кушанских племен - «эфта- лит», в другом случае скрещенное имя своих предшественников «кушнавар», в третьем по сходству с предшественниками их именуют «гуннами», отличая эпитетом «белые». Естественно, что в коалиции имели место и новые явления в социально-экономическом строе-большая, например, оседлость, связанная с распадением древних форм кочевого быта.
В этом свете следует отметить плодотворную гипотезу С. П. Толстова о том, что в серии «болотных городищ» ниж- йей Сыр-дарьи и Приаралья имеются гунно-эфталитские поселения, впоследствии города гузов.1 Находя возможным искать происхождение эфталитов на местной почве, С. П. Толстов не отрицает и факта связанности их с восточными элементами, в частности характеризующейся монгольским языковым вкладом.
Однако этот монгольский вклад, датируемый скорее всего -VI вв., - лишь добавление к местной этнической среде, восходящей к массагетской древности, amp; не изначальная этническая масса.
Не исключена возможность, как мы уже указали, что смена имени жужан, на авар и его дериваты - вархуни, кер- михионы - произошла в этих районах Сыр-дарьи и Приаралья. Здесь восточные жужанские этнические элементы попали в орбиту влияния «гуннов поселений», где приняли свои имена-прозвища. Несомненно, что аварский каганат возникает в явной связи с этническими массивами Средней Азии и Восточной Европы и его сложный состав отмечается двухэлементными именами племенных союзов этого времени.