Федеративные земли германии и их столицы на карте, список по алфавиту. Немецкий федерализм

Федеральный канцлер ФРГ. Федеральное правительство ФРГ.

Важнейшую роль в жизни германского государства играет Федеральное правительство; особое положение занимает его глава – федеральный канцлер . Германию вследствие этого нередко именуют "канцлерской республикой".

Федеральное правительство, согласно основному закону, состоит из федерального канцлера и федеральных министров . Федеральный канцлер избирается Бундестагом по предложению федерального президента. Избраным считается получивший большинство голосов депутатов Бундестага. Если предложенное лицо не избрано, то в течение 14 дней после выборов Бундестаг может избрать федерального канцлера абсолютным большинством голосов. Если в течение этого срока избрание не состоялось, незамедлительно проводится новый тур голосования, где избранным считается тот, кто получил наибольшее число голосов. Если это лицо собрало голоса большинства депутатов, федеральный президент в течение 7 дней после выборов должен его назначить. Если оно не получило такого большинства, то федеральный президент должен в течение 7 дней либо назначить его, либо распустить Бундестаг.

Федеральные министры назначаются федеральным президентом по предложению федерального канцлера . Они увольняются в том же порядке.

Основной закон ФРГ устанавливает принцип несовместимости должностей . Федеральный канцлер и федеральные министры не могут занимать никакие другие оплачиваемые должности, работать по профессии, иметь занятие или входить в состав руководства, а без согласия Бундестага – в состав наблюдательного совета какого-либо предприятия, имеющего целью получение прибыли.

Как уже говорилось, роль федерального канцлера в руководстве страной очень велика. Он в соответствии с конституцией определяет основные направления политики и несет за них ответственность; в рамках этих основных направлений каждый федеральный министр ведет дела своей отрасли самостоятельно под свою ответственность; при расхождении мнений между федеральными министрами вопрос решается правительством. В основном законе подчеркивается особая роль федерального министра обороны , который наделен правом издавать приказы и командовать вооруженными силами в мирное время; при объявлении состояния обороны командование вооруженными силами переходит к федеральному канцлеру.

Федеральное правительство принимает свой регламент , который нуждается в одобрении федерального президента. В настоящее время действует регламент 1951 г. в редакции 1987 г. В этом акте урегулированы вопросы о полномочиях федерального канцлера и порядке его замещения, о правах и обязанностях федеральных министров, о порядке работы правительства.



Уже упоминалось, что в ФРГ установлены юридические правила для обеспечения устойчивого положения федерального канцлера: он может быть смещен только в результате вынесения ему конструктивного вотума недоверия . Ответственность за деятельность правительства целиком несет канцлер; оно уходит в отставку со сменой федерального канцлера .


Согласно основному закону Германия является демократическим и социальным федеративным государством. Федерация построена по территориальному принципу, ее возникновение не было результатом договора ее субъектов, а скорее следствием указаний западных оккупационных держав.

Первоначально конституция закрепила федеративное устройство государства в составе 11 земель (включая города Бремен и Гамбург); позднее (в 1952 г.) три земли объединились в одну, а в 1957 г. в состав ФРГ была включена Саарская область . Наконец, при объединении двух германских государств на территории ГДР было образовано 5 новых федеральных земель.

В настоящее время в составе ФРГ 16 земель (включая город Берлин). Каждая из федеральных земель отличается величиной территории и численностью населения, уровнем экономического развития, историческими традициями, языковыми диалектами и т.д. Так, крупнейшей по территории является земля Бавария, наименьшей – город Бремен, крупнейшей по количеству населения – земля Северный Рейн – Вестфалия, наименьшей – город Бремен. В Гамбурге находится самый крупный в мире морской порт.

Согласно основному закону земли (субъекты федерации) обладают особым правовым статусом (они имеют свои конституции, законодательство, представительный орган земли – парламент, исполнительную власть земли – правительство и т.д.), однако они не суверенны ; суверенитетом обладает только федерация в целом.

Особенностью основного закона ФРГ является отсутствие в нем специального раздела, регулирующего вопросы федеративного устройства государства. Однако положения, касающиеся этой проблемы, содержатся практически в каждом из разделов конституции.

Основное внимание в основном законе уделено определению принципов взаимоотношений центра (федерации) и земель (ее субъектов), а также земель между собой. Федеральное право имеет преимущество перед правом земель, Основной закон допускает возможность применения федерального принуждения. Земля также может в случае стихийного бедствия или особо тяжкой катастрофы просить о направлении ей для оказания помощи полицейских сил другой земли, подразделений федеральной пограничной охраны и вооруженных сил.

Гарантии равного статуса земель получили отражение в основном законе. Каждый немец имеет в любой земле равные права и обязанности; в высших учреждениях федерации должны использоваться в надлежащем соотношении чиновники всех земель, а в других учреждениях федерации набор сотрудников производится, как правило, из жителей той земли, где эти учреждения действуют. Основной закон говорит об обеспечении единого уровня жизни на всей территории федерации.

К исключительной компетенции федерации отнесено 11 основополагающих направлений, важнейшие из которых: внешние сношения и оборона; гражданство федерации; валюта, денежное обращение, чеканка монеты, режим мер и весов; федеральные железные дороги и воздушное сообщение, почта, телесвязь; сотрудничество федерации и земель, в частности, в охране основ свободного демократического строя, существования и безопасности федерации и земель. Исключительная компетенция земель в основном законе не оговорена и носит остаточный характер. Конкурирующая компетенция включает свыше 25 вопросов, и прежде всего: гражданское право, уголовное право и исполнение приговоров, судоустройство, судопроизводство, адвокатура, нотариат; право союзов и собраний, охрана немецкого культурного достояния от вывоза за границу, гражданство в землях…

В основном законе достаточно подробно урегулированы вопросы, касающиеся финансовых взаимоотношений федерации и земель. Федерация может предоставлять землям финансовую помощь для особо важных инвестиций, как и для инвестиций общин и объединений общин в случаях необходимости предотвращения нарушений общего экономического равновесия, для выравнивания экономических различий на территории федерации или для оказания помощи в экономическом развитии.

Высшим законодательным органом земли является представительный орган (ландтаг ), формируемый путем всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Ландтаги избираются на четыре или пять лет. Мандат депутата ландтага является свободным ; на депутата распространяется иммунитет и индемнитет . В большинстве земель действуют однопалатные ландтаги; в Баварии парламент имеет две палаты. Ландтаги принимают законы и осуществляют надзор за их исполнением, контроль за деятельностью исполнительной власти; они избирают премьер-министра. В землях законодательство может приниматься и путем референдума . Большинство ландтагов могут принимать решения о самороспуске ; основной закон ФРГ не предусматривает такого права в отношении Бундестага.

Правительство земли (нередко именуемое кабинетом) состоит из премьер-министра и министров. В городах Берлин, Гамбург и Бремен министры называются сенаторами . Премьер-министр определяет направления правительственной политики; в рамках этой политики каждый министр самостоятельно руководит доверенной ему отраслью. Важной сферой деятельности земельных правительств является подготовка законопроектов, назначение чиновников в органы земли, а также проведение в жизнь федеральных законов (например, в области налогообложения). Премьер-министр руководит деятельностью правительства, осуществляет право помилования, представляет землю во внешних отношениях и др.

Страны:
В данном материале представлены Земли и самые крупные по численности (более 100 000 человек) города Германии.

Федеральная земля Баден-Вюртемберг (Baden-Württemberg)

Земля Германии. Столица - Штутгарт. Население 10,7 млн. чел.


Города:
Штутгарт - один из важнейших промышленных центров Германии, а также важный культурный центр. В Штутгарте проживает около 613 тысяч человек, город занимает по этому показателю шестое место в стране.
Мангейм - второй (после Штутгарта) по величине город в земле Баден-Вюртемберг, центр 2.5 миллионной агломерации треугольник Рейн-Неккар. Население 313 174 человек.
Карлсруэ - расположен в окрестностях реки Рейн недалеко от французско-германской границы. Население 294 761 человек.
- четвёртый по величине в земле Баден-Вюртемберг. Население 224 191 человек.
Гейдельберг - город в Германии, на северо-западе земли Баден-Вюртемберг. Население 147 312 жителей (пятый по величине город в Баден-Вюртемберге).
Хайльбронн - население - 122 879 жителей. Занимает 6-е место по населению в земле Баден-Вюртемберг.
Ульм - город с населением 123 672 человек составляет городской округ и является административным центром района Альб-Дунай.
Пфорцхайм - город на западе германской земли Баден-Вюртемберг. Население 119 781 человек.
Ройтлинген - районный центр, расположен в земле Баден-Вюртемберг. Население 112 484 человек.

Свободное государство Бавария (Freistaat Bayern)

Земля на юге и юго-востоке Федеративной Республики Германия (ФРГ), является самой большой по площади землёй в составе ФРГ. Население 12,525 млн. человек.


Города:
Мюнхен - город на реке Изар на юге Германии, в федеральной земле Бавария. Внерайонный город, одновременно являющийся столицей Баварии и административного округа Верхняя Бавария. Население 1 449 703 человек.
Нюрнберг - расположен в центральной части Баварии, на реке Пегниц. Является вторым по численности городом Баварии (после Мюнхена) и 14-м по Германии. Население 518 015 человек.
Аугсбург - университетский город на юго-западе Баварии, считается наиболее древним городом Германии после Трира. Не входит в состав какого-либо района, а является столицей Швабии. Аугсбург с населением 264 708 жителей - третий по величине город в Баварии.
Вюрцбург - город на реке Майн на юге Германии в федеральной земле Бавария. Имеет статус «свободного города», является центром административного округа Нижняя Франкония. Население 133 799 человек.
Регенсбург - расположен на слиянии Дуная и Регена, в самом северном изгибе Дуная. Население 135520 человек.
Ингольштадт - население 125 088 жителей. Второй по величине город Верхней Баварии после Мюнхена.
Фюрт - вместе с Нюрнбергом, Эрлангеном и несколькими малыми городами составляет Среднефранконскую агломерацию. Население составляет 121 418 жителей.
Эрланген - город на реке Регниц. Вместе с Нюрнбергом, Фюртом и несколькими малыми городами составляет Среднефранконскую агломерацию. Население 107 103 человек.

Берлин (Berlin)

Столица Германии, самый крупный и самый населённый город Германии. Берлин - второй по населению (после Лондона) и пятый по площади город Евросоюза. Берлин - одна из 16 земель в составе ФРГ. Город расположен на берегах рек Шпрее и Хафель в центре федеральной земли Бранденбург, частью которой он не является. Население 3 479 740 человек.

Бранденбург (Brandenburg)

Земля ФРГ. Столица - Потсдам. Население 2 541 950 человек.


Города:
Потсдам - город на востоке Германии с населением 156 906 человек. Столица федеральной земли Бранденбург. Расположен на реке Хафель и на берегах нескольких соединённых между собой озёр.
Котбус - город на востоке Германии, второй по величине город земли Бранденбург после Потсдама. Население 102 091 человек.

Свободный ганзейский город Бремен (Freie Hansestadt Bremen)

Самая маленькая (и по площади, и по населению) земля в Германии, состоящая из двух городов - Бремена и Бремерхафена, расположенных примерно в 60 км друг от друга и разделённых территорией другой земли - Нижней Саксонии. Население 660 180 человек.


Города:
Бремен - входит вместе с Бремерхафеном в состав земли Бремен. Бремен с населением 547 685 жителей является десятым по величине городом Германии.
Бремерхафен - город-государство, точнее - государство из двух городов), поскольку оно состоит из двух территориально обособленных городов Бремена и Бремерхафена на северо-западе Германии. Население 113 366 человек.

Свободный ганзейский город Гамбург (Freie und Hansestadt Hamburg)

Как город-государство является одной из 16 земель Федеративной Республики Германия. Это второй по величине город в Германии (после Берлина), седьмой по величине в Европейском союзе и самый населённый город в Европейском союзе из не являющихся столицами государств. Численность населения составляет 1 794 453 человекю

Гессен (Hessen)

Земля Германии. Столица - Висбаден. Население 6 070 425 человек.


Города:
Франкфурт-на-Майне - часто называемый просто Франкфурт - крупнейший город земли Гессен и пятый по величине в Германии с населением в 691 518 человек.
Висбаден - столица федеральной земли Гессен. Население 278 919 человек.
Кассель - город на реке Фульда. Население 195 530 человек.
Дармштадт - город расположен в южной части федеральной земли Гессен. В 1997 году Дармштадт получил официальный статус «Города наук». Население 144 402 человека.
Оффенбах - важный сервисный центр центр региона Рейн-Майн. Население 120 435 человек.

Мекленбург-Передняя Померания (Mecklenburg-Vorpommern)

Земля ФРГ. Столица - Шверин. Включает исторические области Мекленбург и Западную (Переднюю) Померанию. Население 1 697 800 человек.


Города:
Росток - крупнейший на территории федеральной земли Мекленбург - Передняя Померания. Население 202 887 человек.
Шверин - административный центр федеральной земли Мекленбург - Передняя Померания. Располагается среди системы озёр, главным из которых является Шверинер-Зе. Население 95 220 человек.

Нижняя Саксония (Niedersachsen)

Земля Германии. Столица - Ганновер. Нижняя Саксония занимает в Германии второе место по площади после Баварии. Население 7 776 млн. человек.


Города:
Ганновер - административный центр земли Нижняя Саксония в Федеративной Республике Германия. Население 522 686 человек.
Брауншвейг - крупный город в Северной Германии на юго-востоке федеральной земли Нижняя Саксония. Население 248 867 жителей, является вторым по величине городом Нижней Саксонии.
Оснабрюк - город земельного подчинения в Германии, третий по величине город в земле Нижняя Саксония. Население 164 119 человек.
Ольденбург - один из крупных городов Нижней Саксонии, Германия, на судоходной реке Гунте, соединённой Кюстен-каналом с Эмсом и Везером. Население 162 173 человека.
Вольфсбург - в городе располагается штаб-квартира концерна Фольксваген. Вольфсбург вместе с городами Брауншвейг и Зальцгиттер образует один из девяти центров высокого уровня земли Нижняя Саксония. Население 123 144 человек.
Гёттинген - университетский город на юге земли. После Ганновера, Брауншвейга, Оснабрюка и Ольденбурга Гёттинген является пятым по величине городом Нижней Саксонии. Население 121 060 человек.
Хильдесхайм - центр одноимённого района Хильдесхайм земли Нижняя Саксония. Расположен в 25 километрах юго-восточнее Ганновера. Население - 102 794 жителей.
Зальцгиттер - с 102 394 жителями и 223.94 км², его область является самой большой в Нижней Саксонии и один из самых больших в Германии. Зальцгиттер произошел как скопление нескольких малых городов и деревень, и сегодня составлен из 31 городка.

Северный Рейн-Вестфалия (Nordrhein-Westfalen)

Земля Федеративной Республики Германия. Столица - Дюссельдорф. Население 17 878 000 человек.


Города:
Кёльн - является четвёртым по населению и третьим по площади городом Германии, а также одним из крупнейших экономических и культурных центров страны. Население 1 017 155 человек.
Дюссельдорф - резиденция земельного правительства округа Дюссельдорф. Население 592 393 человек.
Дортмунд - город земельного подчинения на западе Германии, в федеральной земле Северный Рейн - Вестфалия. Население 580 444 человека.
Эссен - город с населением 574 635 человек и площадью 210,32 км².
Дуйсбург - город окружного подчинения рядом с Дюссельдорфом. Население 489 599 человек.
Бохум - Центр региона Средний Рур с городами Хаттинген, Херне и Виттен. Население 375 187 человек.
Вупперталь - подчинён административному округу Дюссельдорф. Входит в состав района город земельного подчинения. Население 349 721 человек.
Бонн - город на реке Рейн. Население 324 899 человек, занимает 19-е место по количеству жителей в стране.
Билефельд - крупнейший город региона Оствестфален-Липе и его экономический центр. Население 323 270 человек.
Мюнстер - в Мюнстере расположены важные судебные и административные учреждения земли Северный Рейн - Вестфалия, в том числе Конституционный суд и Высший административный суд. Население города 279 803 человека.
Ахен - расположен в месте, где смыкаются три страны: Германия, Бельгия и Нидерланды. К югу от города начинается национальный парк Эйфель. Центр каменноугольного бассейна. Население 260 454 человек.
Мёнхенгладбах - город с населением 257 993 человека.
Гельзенкирхен - расположен в северной части Рурской области, входит в административный округ Мюнстер. Население 257 981 человек.
Крефельд - город с населением 235 076 человек.
Оберхаузен - город в западной части Рурского региона на реке Эмшер. Население 212 568 человек.
Хаген - этот город часто называют воротами Зауэрланда поскольку он граничит с северо-западной частью этого региона. Население 188 529 человек.
Хамм - разделен на семь районов общей численностью 181 783 человека.
Мюльхайм-на-Руре - город с населением 167 344 человека.
Херне - находится между городами Бохум и Гельзенкирхен. Население 164 762 человека.
Леверкузен - в этом городе находится штаб-квартира фармацевтической компании «Байер» и одноименный футбольный клуб. Население 160 772 человек.
Золинген - иногда называют городом лезвий, потому что в Золингене имеется старая традиция производства высококачественных ножей и лезвий. Население 159 927 человек.
Нойс - столица и крупнейший город района Рейн-Нойс. Расположен на западном берегу р. Рейн, напротив Дюссельдорфа. Лежит на пересечении исторических и современных торговых путей. Нойс один из самых древних городов Германии. Население 151 388 человек.
Падерборн - самый большой город и районный центр общины Падерборн. Расположен в центре региона Восточная Вестфалия-Липпе административного округа Детмольд, со статусом города окружного подчинения. Население составляет 146 283 человека.
Реклингхаузен - расположен на северной окраине Рурской области на северо-западе федеральной земли Северный Рейн - Вестфалия в Германии и является центром одноименного округа. Население 118 365 человек.
Ботроп - находится в Рурском регионе рядом с городами Эссен, Оберхаузен, Гладбек и Дорстен. Население 116 771 человек.
Ремшайд - население города 110 563 жителя.
Бергиш-Гладбах - находится на противоположном от Кёльна берегу Рейна.
Население 105 723 человека.

Мёрс - подчинён административному округу Дюссельдорф. Входит в состав района Везель. Население составляет 105 506 человек.
Зиген - центр района Зиген-Виттгенштайн административного округа Арнсберг. Население 103 555 человек.

Рейнланд-Пфальц (Rheinland-Pfalz)

Земля Германии. Столица - Майнц. Население 4 046 860 человек.


Города:
Майнц - город в Германии, столица земли Рейнланд-Пфальц. Население 199 237 человек.
Людвигсхафен-на-Рейне - второй по величине в земле Рейнланд-Пфальц, важный индустриальный и экономический центр земли. Население 164 351 человек.
Кобленц - третий по населённости город в федеральной земле. Население 106 417 человек.
Трир - «Северный Рим», старейший город Германии. Расположен на западе земли Рейнланд-Пфальц. Население 105 260 человек.
Кайзерслаутерн - город на краю Пфальцского леса.Расположен в 459 километрах от Парижа, 117 километрах от Франкфурта-на-Майне, и 159 километрах от Люксембурга. Население 99 790 человек.

Саар (Saarland)

Земля Германии, граничащая с Францией и Люксембургом, названная по реке Саар. Столица - Саарбрюккен. Население 1 030 324 человек.


Города:
Саарбрюккен - город на западе Германии, столица земли Саар и одноимённого района. Население составляет 175 536 человек.

Свободное государство Саксония (Freistaat Sachsen)

Земля ФРГ. Столица - Дрезден. Население 4 205 131 человек.


Города:
Дрезден - административный центр Саксонии, на реке Эльбе примерно в сорока километрах от границы с Чехией. Является одним из крупнейших центров промышленности, транспорта и культуры Германии. Население 535 910 человек.
Лейпциг - самый большой город земли Саксония. Население 531 809 человек.
Хемниц - город на берегах реки Хемниц. Население 242 971 человек.

Саксония-Анхальт (Sachsen-Anhalt)

Земля Германии, одна из новых земель, вошедших в ФРГ после присоединения ГДР. Столица - город Магдебург. Население 2 523 000 человек.


Города:
Галле - стоит на реке Зале. Самый населённый город земли Саксония-Анхальт. Население 232 963 человек.
Магдебург - столица земли Саксония-Анхальт, Германия. Расположен на средней Эльбе, у восточного края Магдебургской бёрды. Население 231 525 человек.

Шлезвиг-Гольштейн (Schleswig-Holstein)

Земля ФРГ, расположенная на севере страны. Столица - город Киль. На севере граничит с Данией, на юге - со свободным городом Гамбургом, а также с землями Мекленбург - Передняя Померания и Нижняя Саксония. Население 2 820 000 человек.


Города:
Киль - расположен на берегу Кильской бухты Балтийского моря. Каналом связан с Северным морем, крупный порт. Население Киля составляет 239 526 человек.
Любек - порт на Балтийском море вблизи устья реки Траве. Население 210 577 человек.

Свободное государство Тюрингия (Freistaat Thüringen)

Федеральная земля Германии. Земля известна как «Зелёное сердце Германии». Столица - Эрфурт. Наряду c Саксонией является одной из наиболее экономически развитых федеральных земель на востоке Германии. Население 2 378 000 человек.


Города:
Эрфурт - административный центр федеральной земли Тюрингия. Население 204 014 человек. Город является университетским центром и резиденцией католического епископа.
Йена - университетский город Германии на реке Зале, второй по величине после Эрфурта город в земле Тюрингия. Население города - 106 915 человек. Германия - это федеральная республика, состоящая из 16 земель (называемых «федеральными землями» («Bundesländer») или просто «землями». Несмотря на все разрушения Второй мировой войны, Германия считается одной из самых богатых на достопримечательности стран Европы. Речь здесь идет не только об архитектурных шедеврах немецких городов и знаменитых «фахверковых» домах, но и о многочисленных замках и дворцах, а также природных красотах страны.

Северные земли

Бремен официально называется Свободный ганзейский город Бремен. Он является самой маленькой провинцией Германии и обладает особенным статусом, представляя собой город-провинцию. Бремен состоит из двух городов - собственно Бремена и Бремерхафена, разделенных землями Нижней Саксонии. Город Бремен был в свое время одним из важнейших центров торговли в средневековой Европе, поэтому в нем сохранилось немало достопримечательностей.

Гамбург - вольный и ганзейский город на севере Германии и второй по величине город страны в целом. Своим особым статусом он (равно как и Бремен) обязан богатой торговой истории, в ходе которой Гамбург превратился в один из крупнейших портов Европы (вместе с Антверпеном и Роттердамом). Кроме того, город может похвастаться различными достопримечательностями, включая музей Кунстхалле.

Мекленбург-Передняя Померания - самая северо-восточная провинция Германии со столицей в городе Шверин. Это самая малонаселенная федеральная земля, постоянно испытывающая экономические проблемы. С другой стороны. многие немцы едут сюда ради пляжей на побережье Балтийского моря, так что для туристов провинция представляет определенный интерес.

Нижняя Саксония находится на северо-западе страны. Эти земли играли важную роль в истории Средневековой Европы, особенно если говорить о торговой сфере. Это вторая по площади федеральная земля Германии (после Баварии), столица - город Ганновер. Также в Нижней Саксонии расположен город Вольфсбург, где производят знаменитые «Фольксвагены».

Шлезвиг-Гольштейн - это самая северная федеральная земля, граничащая с Данией. Столица - город Киль, известный своим крупным портом. Всего в провинции проживает 2 820 000 человек; ее нельзя назвать популярным местом среди туристов, хотя, к примеру, город Любек славится своим средневековым центром.

Западные земли

Северный Рейн-Вестфалия - самая густонаселенная и экономически развитая федеральная земля Германии, где расположена так называемая Рейн-рурская агломерация, включающая Дюссельдорф (столица земли), Гельзенкирхен, Кёльн, Дортмунд, Бонн, Бохум и другие города. Всего на территории Северного Рейна - Вестфалии проживает около 18 миллионов человек. Особой туристической значимостью обладают Кёльн с его впечатляющим собором и Дюссельдорф.

Рейнланд-Пфальц федеральная земля, расположенная на западе страны. Столица - город Майнц, в котором в свое время изобрели книгопечатание. Одна из главных достопримечательностей Рейнланд-Пфальца - Шпайерский собор XI века, входящий в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Саар - небольшая немецкая провинция прямо на границе с Францией. Столицей является город Саарбрюкен. Этот регион часто был предметом спора между двумя странам; он вошел в состав ФРГ только в 1957 году. На территории этой федеральной земли сохранилось немало средневековых замков и церквей.

Центральные земли

Гессен можно назвать центром Германии, просто взглянув на карту. Как минимум, именно в этой провинции расположен Франкфурт-на-Майне - финансовое сердце страны и всей Европы в целом со своими знаменитыми небоскребами и Набережной музеев. Среди других интересных городов Гессена - Кассель, Висбаден, Дармштадт и другие.

Тюрингия , или Свободное государство Тюрингия, достойна называться центром страны даже в большей степени, чем Гессен. Столица земли - Эрфурт. В прошлом входившая в состав ГДР, сегодня Тюрингия является одной из самых развитых восточных провинций. Именно на территории Тюрингии находится Веймар - город Баха, Гёте и Шиллера.

Восточные земли

Берлин - это одна из федеральных земель и одновременно столица Германии. Он является вторым по величине городо Евросоюза с населением в 3 с половиной миллиона человек. Этот город является одной из самых популярных среди туристов европейских столиц, которая славится своими музеями (Музейный остров), улицей Унтен ден Линден, великолепным зоопарком и многим другим.

Бранденбург - федеральная земля, расположенная вокруг Берлина со столицей в городе Потсдам и населением в 2 с половиной миллиона человек. Крупнейшими городами помимо Потсдама являются Котбус, Бранденбург и Франкфурт-на-Одере. Особенный интерес представляют входящие в список ЮНЕСКО достопримечательности Потсдама, в первую очередь, вдорец Сан-Суси.

Саксония - федеральная земля на востоке Германии, полное название - Свободно государство Саксония. Два самых знаменитых города региона - Дрезден с его известной на весь мир Дрезденской галереей и Лейпциг, в котором расположен университет, где учились Гёте, Вагнер, Ницше, Лейбниц и многие другие выдающиеся люди. На территории Саксонии сохранилос немало интересных дворцов и парков.

Саксония-Анхальт - провинция к западу от Бранденбурга, также входившая в состав ГДР. Столицей земли является город Магдебург, расположенный на Эльбе. Туристов наверняка впечатлят фахверковые дома таких городов как Кведлинбург (Всемирное наследие ЮНЕСКО), Гальберштадт, Вернигероде и других.

Южные земли

Баден-Вюртемберг - одна из самых богатых немецких земель, расположенная на юго-западе страны. К примеру, в столице региона Штутгарте расположены штаб-квартиры Mercedes Benz и Porsche, в соседнем Герлингене - Bosch. Славится провинция и своими старыми университетскими городами - Гейдельбергом и Тюбингеном, а также знаменитым курортом Баден-Баден.

Бавария - самая большая и одна из самых развитых провинций Германии со столицей в Мюнхене - одном из самых популярных туристических городов Центральной Европы. Также в Баварии находятся знаменитые средневековые города Нюрнберг и Аугсбург, также привлекающие немало туристов. Именно в Баварии расположен великолепный замок Нойшвайнштайн.


  • Введение
  • 1. Федеральные земли Германии
  • 2. Правовое положение федеральных земель
  • Заключение
  • Список литературы
  • Введение
  • федеральный земля германия правовой
  • Германия -- это красивая и величественная страна. Ее насыщенная история до сих пор поражает многих историков. Германия -это родина многих самых выдающихся и гениальных людей. Достаточно вспомнить такие известные всем имена, как Гёте, Бетховен, Бах и многие другие знаменитые на весь мир имена. Германию можно по праву назвать великим местом на земле, где рождаются великие люди.
  • Если говорить об особенностях положения Германии в мире, то стоит отметить, что именно эта страна является одним из самых активный и деятельных участников Европейского Союза. На мировой арене Германию давно зарекомендовала себя, как одна из самых стабильных стран, и завоевала всеобщее уважение.
  • Германия является крупнейшим производителем автомобилей. Именно в Германии находится крупнейший рынок автомобилей в Европе. Адреса автомобильных сайтов можно найти на нашем сайте.
  • Территория Германии поделена на 16 Федеративных земель, среди которых 3 города, получивших статус Земли. Каждая земля имеет столицу. В свою очередь, каждая Земля поделена на районы, которые по-немецки называются Kreis. Районы состоят из общин - Gemeinde.
  • Целью данной работы является проведение исследования федеральных земель и их правового положения на примере Германии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
  • 1) рассмотреть федеральные земли Германии,
  • 2) проанализировать правовое положение федеральных земель Германии.
  • Для написания данной работы и решения поставленных задач использовалась литература многих авторов.
  • 1. Федеральные земли Германии
  • Первоначально (1949-1952) Федеративная Республика состояла сначала из 11 земель, позднее после объединения в 1952 г. Бадена, Вюртемберг-Бадена и Вюртемберг-Гогенцоллерна в единую землю Баден-Вюртемберг их число составило 9 и после возвращения Саара в состав ФРГ и до объединения Германии состояла из 10 земель, которые были образованы в оккупационных зонах США, Великобритании и Франции .
  • Западный Берлин согласно четырёхстороннему соглашению был особым политическим образованием и не являлся землёй ФРГ.
  • После войны в советской оккупационной зоне, на территории будущей ГДР, также образованы пять земель, которые, однако, в 1952 г. были преобразованы в 14 округов. После первых свободных выборов 18 марта 1990 г. было принято решение восстановить прежние земли на территории ГДР вместо округов, практически в тех же границах, что были до 1952 г.
  • 3 октября 1990 г. произошло присоединение ГДР и новых земель Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония, Саксония-Анхальт и Тюрингия к Федеративной Республике. Одновременно восточная часть Берлина объединилась с западной и образовала 16-ю землю.
  • Современная Германия является федеративной республикой. В ее составе - 16 равноправных субъектов, федеральных земель. Каждая из них имеет свой экономический профиль, о котором немаловажно знать для оптимального выбора места обучения, работы или налаживания деловых связей.
  • 16 федеральных земель Германии несут государственную ответственность. Исторически Германия до середины XIX века была разделённой на отдельные мелкие государства, в течение веков её географическая карта значительно менялась. Федеральные земли в их нынешнем виде сформировались после 1945 г., при этом частично учитывались как традиционная общность землячеств, так и исторически сложившиеся границы.
  • Три города Берлин, Гамбург и Бремен приравнены по своему статусу к федеральной земле.
  • В пяти землях существуют Административные округа, объединяющие несколько районов.
  • Федеральные земли Германии делятся на районы (нем. Landkreis или нем. Kreis).
  • В федеральных землях существуют также города земельного подчинения (нем. kreisfreie Stдdte), не входящие в районы. К ним как правило относятся достаточно крупные города. Города земельного подчинения по статусу приравниваются районам.
  • Районы, в свою очередь, состоят из общин (нем. Gemeinde). Община характеризуется наличием общинного Управления. Обычно города и посёлки подчиняются непосредственно району.
  • В некоторых землях несколько коммун (общин) имеют общее управление нем. Amt). В таких землях различают населённые пункты районного подчинения (нем. amtsfreie Gemeinde или нем. kreisangehцrige Gemeinde) и населённые пункты, подчинённые Управлению.
  • Баден-Вюртемберг (Baden-Wьrttemberg)
  • Эта федеральная земля отличается от других своей высокой технологичностью. Она лидирует на европейском рынке по концентрации высокотехнологических предприятий. А южный климат земли, очевидно, способствует изобретательной мысли населения: активность местных жителей в регистрации патентов намного превышает средний уровень по стране. Нигде в Германии не регистрируется столько патентов, как здесь. Экономическую стабильность обеспечивают Баден-Вюртембергу в частности такие крупные компании как Daimler, Boss, Bosch, Porsche .
  • Бавария (Bayern)
  • Альпы, пиво и сосиски - три вещи, с которыми мир ассоциирует Баварию и которые привлекают туристов со всего мира в эту федеральную землю. Бавария традиционно славится сильным экономическим развитием. Экономика Баварии сильна в основном засчет процветания сельскохозяйственного, технологического и туристического секторов. В баварской столице - Мюнхене - расположены такие мировые брэнды как BMW, Audi, Siemens, MAN.
  • Берлин (Berlin)
  • Столица Германии - Берлин - носит статус федеральной земли. Здесь развит как традиционный, так и деловой туризм: ежегодно сюда приезжает около 7 миллионов человек для участия во всевозможных конгрессах и конференциях. Сила экономики этой федеральной земли кроется в секторе услуг: свыше 80 % предприятий живут засчет оказания всевозможного сервиса. Кроме того, столица Германии усиливает свои позиции в области науки и исследований: недаром на ее территории действуют 20 вузов. Здесь имеют свои центральные офисы такие предприятия как Gazprom Germania, Bayer Schering Pharma, Philip Morris, Coca Cola Deutschland и др.
  • Бранденбург (Brandenburg)
  • Бранденбург во многом получает свои дивиденты от соседства со столицей Германии.
  • Но есть у земли и свои козыри: всемирно известный замок Сан-Суси, входящий в список всемирного наследия ЮНЕСКО, элегантная архитектура Потсдама, столицы Бранденбурга и развитое кинопроизводство. В районе Потсдама Баббельсберге находится самая крупная киностудия Германии. Здесь снимаются фильмы не только для немецкой киноиндустрии, но и для Голливуда.
  • Бремен (Bremen)
  • Эта федеральная земля состоит всего из двух городов - Бремена и Бремерхафена. Особое место в экономике земли занимает внешняя торговля, что объясняется выгодным расположением: каждый тень из порта Bremerhaven в отрытое Северное море отправляются грузовые суда. Удобная возможность транспортировать грузы морским путем привлекает в Бремен многие предприятия. Так, крупнейшим работодателем является Daimler, который отправляет свою продукцию из местного порта во все страны мира.
  • Гамбург (Hamburg)
  • Город Гамбург носит статус федеральной земли. Он является одним из самых значительных промышленных центров Германии. Благодаря наличию крупного морского порта здесь процветает торговля, экспорт и туризм. Славу городу-земле приносят и крупные издательства, которые имеют в Гамбурге свои штаб-квартиры. К важнейшим работодателям относятся такие фирмы как Airbus, Otto Versand, Nivea, Lufthansa и др.
  • Гессен (Hessen)
  • Эта федеральная земля расположена в центре Германии. Гессен славится финансовой активностью благодаря своему самому крупному городу - Франкфурту-на-Майне. Здесь находится наибольшее количество банков на европейском континенте. Франкфурт-на-Майне мог бы по праву называться столицей земли, однако ею является скромный Висбаден, где расположена штаб-квартира Ferrari Deutschland. Автомобильная промышленость вносит значительный вклад в экономику: в этой федеральной земле работают заводы Opel и VW .
  • Мекленбург-Передняя Померания (Mecklenburg-Vorpommern)
  • Главным источником дохода земли является туризм, благо что здесь расположены более 2.000 живописных озер, множество рек и - главный козырь региона - Балтийское побережье. Кроме туризма, важными отраслями этой земли являются судостроение и сельское хозяйство.
  • Нижняя Саксония (Niedersachsen)
  • Ведущая отрасль региона - автомобильная промышленность с ее главными участниками: Volkswagen в Вольфсбурге и Continental в Ганновере. Столица земли - Ганновер известна международными выставками. Здесь расположен самый крупный выставочный центр мира. Ежегодно он принимает около 2 миллионов посетителей со всего мира.
  • Северный Рейн-Вестфалия (Nordrhein-Westfalen)
  • Самая густонаселенная федеральная земля Германии обладает большим промышленным потенциалом. Машиностроение, сталеварная, автомобильная и химическая промышленость наиболее развиты в этом регионе. Особенно привлекательна земля для ученых: здесь имеется самая плотная научно-исследовательская сеть в Европе. Главными работодателями для жителей земли Северный Рейн-Весталия являются, например, Deutsche Telekom, Bayer AG, E.ON AG и др.
  • Рейнланд-Пфальц (Rheinland-Pfalz)
  • Прежде всего эта федеральная земля известна своим виноделием. Но не только это делает Рейнланд-Пфальц привлекательным: в Людвигсхафене находится химический гигант BASF, в Верте Daimler расположил самый крупный в мире завод по производству грузовых машин.
  • Саар Saarland
  • Граничащая с Францией земля некогда славилась своей угольной промышленностью. Но теперь темп набирают новые отрасли: например, информационные технологии. Кроме того, сильны в Сааре автомобильная, сталеварная промышленность. Самая известная марка региона - международный фарфоровый концерн Villeroy & Boch.
  • Саксония (Sachsen)
  • Саксония с ее столицей - Дрезденом - относится сегодня к одному из самых динамично развивающихся регионов страны. Саксония делает ставку на новые технологии, автомобилестроение, туризм, точную механику. Выставочный центр в Лейпциге проводит такие значительные международные выставки как Лейпцигская книжная ярмарка, выставка развлекательной электроники и компьютерных игр Games Convention, автомобильная выставка Auto Mobil International.
  • Саксония-Анхальт (Sachsen-Anhalt)
  • Традиционно эта федеральная земля делает акцент на химической и нефтеперерабатывающей промышленности. Здесь обосновали производства такие гиганты отрасли как Bayer, Total, Dow Chemical. Наряду с этой традицонной отраслью местной экономики развиваются и новые: солярная энергетика, биотехнологии, деревообрабатывающая промышленность.
  • Шлезвиг-Гольштейн (Schleswig-Holstein)
  • Регион граничит на севере Германии сразу с двумя морями: Северным и Балтийским. Поэтому море - один из главных источников дохода в Шлезвиг-Гольштейне. Рыболовство, судостроение, туризм - традиционные прибыльные отрасли региона. Любек, Путтгарден и столица земли Киль являются важнейшими паромными портами земли .
  • Тюрингия (Thьringen)
  • В Тюрингии производятся прежде всего стекло, керамика, текстиль и изделия из металла. Мировое признание получила оптика, производимая в Йене. Некогда здесь основал производство точных оптических приборов Карл Цейс. Сегодня его дело продолжает крупнейший работодатель региона - Jenoptik.
  • 2. Правовое положение федеральных земель
  • Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством.
  • Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосований, а также через специальные органы законодательства, исполнительной власти и правосудия.
  • Законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие -- законом и правом.
  • Все немцы имеют право оказывать сопротивление всякому, кто попытается устранить этот строй, если иные средства не могут быть использованы.
  • Государство, сознавая ответственность за будущие поколения, осуществляет охрану природных основ жизни в рамках конституционного строя и в соответствии с законом и правом посредством исполнительной власти и правосудия.
  • В целях осуществления идеи Объединенной Европы Федеративная Республика Германия участвует в развитии Европейского Союза, который обязуется сохранять принципы демократического, правового, социального и федеративного государства и принцип субсидиарноеT, а также гарантирует защиту основных прав, по существу совпадающих с основными правами, содержащимися в Основном законе. В этих целях Федерация может передавать свои суверенные права на основании закона, одобренного Бундесратом.
  • Насколько земли являются компетентными в осуществлении государственных полномочий и выполнении государственных задач, они могут переносить с одобрения Федерального правительства суверенные права на приграничные учреждения по соседским делам.
  • Для обеспечения мира Федерация может включиться в систему взаимной коллективной безопасности; при этом она согласится на такие ограничения своих суверенных прав, которые должны привести к установлению и обеспечению мирного и устойчивого порядка в Европе и в отношениях между народами всего мира.
  • Для регулирования межгосударственных споров Федерация присоединится к соглашениям об общем, всеобъемлющем, обязательном международном арбитраже.
  • Общепризнанные нормы международного права являются составной частью федерального права. Они имеют преимущество перед законами и порождают права и обязанности непосредственно для лиц, проживающих на территории Федерации .
  • Конституционное устройство в землях должно соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства в духе настоящего Основного закона. В землях, округах и общинах народ должен иметь представительство, созданное в результате всеобщих, прямых, свободных, равных и тайных выборов. На выборах в округах и общинах обладают правом избирать и быть избранными согласно праву Европейского Сообщества также лица, которые имеют гражданство государства -- члена Европейского Сообщества. В общинах выборный орган может быть заменен общинным собранием.
  • Территория Федерации может быть изменена таким образом, чтобы земли могли эффективно выполнять возложенные на них задачи соответственно их величине и возможностям. При этом должны приниматься во внимание земляческие связи, исторические и культурные особенности, хозяйственная целесообразность, а также требования, касающиеся организации территории и планирования развития земель.
  • Мероприятия по новому делению федеральной территории осуществляются посредством федерального закона, утверждаемого на референдуме. Мнение заинтересованных земель должно учитываться.
  • Референдум проводится в землях, из территорий или частей территорий которых должна быть образована новая земля или земля с новыми границами (заинтересованные земли). Голосование проводится по вопросу: должны ли заинтересованные земли оставаться в прежних границах или должна быть образована новая земля или земля с новыми границами. Результат референдума об образовании новой земли или земли с новыми границами считается положительным, если на будущей территории, а также на всех территориях или частях территорий заинтересованной земли, принадлежность которых должна соответственно измениться, большинство проголосует за эти изменения. Результат считается отрицательным, если на территории одной из заинтересованных земель большинство проголосует против изменений; однако отрицательный результат не принимается во внимание, если на части территории, принадлежность которой к заинтересованной земле должна измениться, большинство в две трети проголосует за изменение, кроме случая, когда на всей территории заинтересованной земли большинство в две трети отклонит предполагаемые изменения.
  • Если на ограниченной территории со взаимосвязанными населенными пунктами и экономикой, части которой находятся в нескольких землях, а население составляет не менее одного миллиона человек, десятая часть избирателей, имеющих право выбирать в Бундестаг, потребует путем народной инициативы решения вопроса о принадлежности этой территории к единой земле, то федеральный закон должен определить в течение двух лет, будет ли принадлежность к определенной земле изменена в соответствии с абзацем 2 или в заинтересованных землях будет проведен народный опрос.
  • Прочие изменения территориального статуса земель могут осуществляться на основе государственных договоров между заинтересованными землями либо по федеральному закону с согласия Бундесрата, если на территории, чья земельная принадлежность должна измениться, проживает не более 50 000 жителей. Подробности регулируются федеральным законом, который требует согласия Бундесрата и большинства членов Бундестага. Он должен предусмотреть обязанность выяснения мнений заинтересованных общин и округов .
  • В Германии поддерживается постоянный контроль за любыми изменениями собственности или аренды сельхозугодий. Переход прав на любые сельскохозяйственные угодья требует специального разрешения, которое необходимо в трех случаях: когда этот переход прав приводит к нежелательному распределению земель, например, перевод сельхозугодий на несельскохозяйственные виды пользования, что, как правило, считается нежелательным. При наличии нескольких лиц, желающих приобрести или арендовать землю, предпочтение отдается тому из них, который уже ведет сельскохозяйственное производство. Остальные две причины по ограничению распоряжением землей заключаются в том, чтобы избежать нежелательной фрагментации участков (ни один участок не должен быть меньше 1 га) или излишней концентрации земли (максимально от 400 до 500 га). Однако это не касается Восточных земель (бывшей ГДР). Что касается аренды земли, то на нее распространяются те же ограничения, что и на покупку.
  • В целом законодательство запрещает изъятие сельскохозяйственных земель на несельскохозяйственные цели, но имеется и закон о планировании землепользования, который дает властям права по отводу земель в определенных пределах для строительства дорог, общественных сооружений и т.д.
  • В Германии в наследственном земельном праве широко распространен принцип, что завещатель не в праве произвольно завещать свое земельное имущество, и оно, как правило, должно переходить лишь к одному из наследников, а все остальные должны получать соответствующие денежные или имущественные компенсации.
  • В особенности четко этот принцип прослеживается в законодательстве северных, протестантских землях ФРГ. Здесь после установленного факта смерти завещателя земля, а также и вся недвижимость и сельскохозяйственный инвентарь, поступает лишь к одному из наследников, обычно либо старшему в семье, либо в наибольшей степени связанному с ведением хозяйства. В случае споров такой наследник определяется судом. По закону требуется, чтобы этот человек имел бы соответствующую квалификацию, опыт работы и возможность эффективно вести хозяйство.
  • В других же землях Германии, на католическом юге, где господствуют иные традиции, Гражданский кодекс разрешает проводить раздел земли между всеми наследниками. Однако этот же кодекс разрешает оставлять землю только одному наследнику, с условием выплаты компенсации остальным со-наследникам. Вследствие такого различного подхода к принципу наследования, это сказывается и на аграрных структурах в ФРГ, между севером и югом - более крупными хозяйствами на севере и более мелкими на юге. Таким образом, в рамках одного кодекса существуют два подхода, которые регулируются законами земель. Вообще, даже исходя из общих принципов германского права, в каждой из стран этой группы осуществляется специфическая политика и применяются особые правовые нормы, чтобы отразить как местные реалии, так и аграрную, да и в целом экономическую политику .
  • В Германии имеется, пожалуй, одно из наиболее развитых законодательств по землепользованию, с учетом быстрого роста спроса на землю и желанием сохранить сельскохозяйственный потенциал страны.
  • Основой этой политики является федеральный акт по использованию земли, исходя из которого разработаны и приняты соответствующие акты по каждой из земель. Целью этого акта является поддержка традиционного сельскохозяйственного производителя и сохранения за ним его земель. При этом под производителем понимается крестьянское или фермерское хозяйство сельского типа, ориентированное на тщательную обработку почвы и содержание ограниченного поголовья скота, чтобы не нарушать экологический баланс. В целом сельское хозяйство рассматривается как одно из основных факторов по экологической безопасности страны. Федеральный и земельные акты резко ограничивают возможности перевода сельхозугодий на другие виды использования. В акте также заложены меры по борьбе с обезлюдиванием горных и неблагоприятных для сельского хозяйства районов.
  • В каждой из 16 земель, как уже говорилось, приняты свои акты по земле. Основной целью этих актов является практическое осуществление федерального законодательства.
  • Непосредственное составление планов землепользования и отвода земли идет уже на местном муниципальном уровне. Общие карты земель составляются на уровне земель, а конкретная привязка к местности - на муниципальном уровне. Устанавливаются отдельные зоны для сельского хозяйства, жилищного строительства, промышленной деятельности, зоны туризма и охоты. После выделения зон в течение пяти лет муниципалитет должен составить конкретную увязку на местности каждого землевладения, с указанием видов деятельности, типов построек и т.д. По обследованию в 1991 г. более половины из 8506 муниципалитетов в бывшей ФРГ уже провели такое зонирование и эта работа сейчас уже близка к завершению.
  • Что касается самого сельского хозяйства, то здесь центр тяжести законодательной и исполнительной деятельности лежит на властях земель, которые несут главную ответственность за консолидацию хозяйств и проведение структурной политики. Основное содержание этой политики заключается в ликвидации чересполосицы, создания более крупных по размерам хозяйств, по возможности с единым массивом земли, и в то же время препятствуя эрозии почв. Власти земель, как уже говорилось, в основном сосредоточивают свое внимание на определении сельскохозяйственных зон, а уже муниципалитеты ведут непосредственный землеотвод или точную фиксацию земель отдельных хозяйств. Что касается политики укрупнения хозяйств, то здесь власти земель играют лидирующую роль, а муниципалитеты в основном выполняют роль технических исполнителей. Отдельное законодательство предполагает все же изъятие части сельскохозяйственных земель для дорожного и прочего строительства. Налицо конфликт между различными законами. С целью его преодоления на уровне земель балансируются планы комплексного землепользования с расчетом на перспективу .
  • Заключение
  • Земля (нем. Land) в Федеративной Республике Германия является «государством-членом» (Gliedstaat) федерации.
  • Для отличия от «земли» в обычном значении слова часто употребляется термин Федеральная земля (Bundesland), но в юридических документах, таких как Основной закон ФРГ или конституциях земель, он не используется.
  • Исторически на территории Германии до середины XIX века существовало множество отдельных мелких государств, в течение веков её географическая карта значительно менялась. Земли в их нынешнем виде сформировались после 1945 года. При этом частично учитывались как традиционная общность землячеств, так и исторически сложившиеся границы. Земли, сформированные в американской, британской и французской зонах оккупации, вошли в состав ФРГ; земли в советской оккупационной зоне образовали ГДР и утратили статус земель вплоть до объединения Германии в 1990.
  • В конституционном праве Германии подчеркивается, что земли не являются административными единицами ФРГ (то есть производными от федерации), а наоборот, ФРГ является объединением земель. Земли считаются субъектами конституционного права, а также обладают ограниченной международной правосубъектностью. Земли несут «государственную ответственность». Три земли используют термин «свободное государство» (Баварии, Саксонии и Тюрингии), однако особые права по сравнению с другими землями с этим не связаны.
  • Список литературы
  • 1. Алебастрова И.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М., 2005.
  • 2. Жалинский А., Рерихт А. Введение в немецкое право. - М., 2004.
  • 3. Конституционное право зарубежных стран./под ред. О.В. Лучина, Г.А. Василевич. М., 2005.
  • 4. Очерки конституционного право современных государств. / под ред. Ульданова М.И. - М., 2005.
  • 5. Чудаков М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - Мн., 2007.
  • Размещено на сайт

Подобные документы

    Правовое регулирование и правовые основы деятельности, место Федеральной службы безопасности Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти. Организационно-правовые аспекты деятельности ФСБ, характеристика функций и полномочий.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2010

    Федеративная Республика Германия относится к числу высокоразвитых стран с демократическим политическим режимом. Характеристика Основного закона 1949г. и порядок его изменения. Федеральные государственные органы. Судебная власть. Местное самоуправление.

    реферат , добавлен 01.07.2008

    Понятия и особенности источников аграрного права. Конституционные основы АП. Правовое регулирование рынка земли. Выдел участников в счет земельной доли из земель сельхоз назначения. Правовое положение сельскохозяйственных потреб кооперативов.

    шпаргалка , добавлен 15.01.2003

    Легальное определение земель сельскохозяйственного назначения и их правовые признаки. Нарушение принципа комплексного подхода в использовании земель. Общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве зданий.

    контрольная работа , добавлен 13.11.2014

    Правовое регулирование прав городских земель в Республике Беларусь. Категории земель, которые можно включить в состав земель городов. Обязательность градостроительных проектов и их типы. Режим и структура городских земель. Земли общего пользования.

    реферат , добавлен 22.01.2009

    Характеристика правового развития раннефеодального государства "Священная Римская империя германской нации": общественный строй, экономическое и политическое развитие. Германия в период феодальной раздробленности (XIII-XIX вв.). Абсолютизм в Германии.

    реферат , добавлен 26.05.2010

    Ноябрьская революция в Германии. Учредительное собрание и Веймарская конституция. Полномочия президента. Приход фашистов (национал-социалистов) к власти. Поражение в войне. Потсдамская конференция. Последующее государственно-правовое развитие Германии.

    реферат , добавлен 27.05.2010

    Органы исполнительной власти: система и правовое положение. Классификация органов исполнительной власти, полномочия и регулирование их реализации. Система и структура федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и их правовое положение.

    курсовая работа , добавлен 18.01.2011

    Понятие и виды холдинговых компаний, их правовое положение. Состав (структура) холдинговой компании. Правовое регулирование деятельности холдинговых компаний. Нормы налогового и антимонопольного законодательства, гражданского и акционерного права.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2010

    Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства. Учредительные документы при создании КФХ. Общая характеристика права на землю. Основания его возникновения. Права и обязанности субъекта земельных отношений. Ограничения в использовании земель.

Введение

Федеральные земли Германии

Правовое положение федеральных земель

Заключение

Список литературы

Введение

федеральный земля германия правовой

Германия - это красивая и величественная страна. Ее насыщенная история до сих пор поражает многих историков. Германия -это родина многих самых выдающихся и гениальных людей. Достаточно вспомнить такие известные всем имена, как Гёте, Бетховен, Бах и многие другие знаменитые на весь мир имена. Германию можно по праву назвать великим местом на земле, где рождаются великие люди.

Если говорить об особенностях положения Германии в мире, то стоит отметить, что именно эта страна является одним из самых активный и деятельных участников Европейского Союза. На мировой арене Германию давно зарекомендовала себя, как одна из самых стабильных стран, и завоевала всеобщее уважение.

Германия является крупнейшим производителем автомобилей. Именно в Германии находится крупнейший рынок автомобилей в Европе. Адреса автомобильных сайтов можно найти на нашем сайте.

Территория Германии поделена на 16 Федеративных земель, среди которых 3 города, получивших статус Земли. Каждая земля имеет столицу. В свою очередь, каждая Земля поделена на районы, которые по-немецки называются Kreis. Районы состоят из общин - Gemeinde.

Целью данной работы является проведение исследования федеральных земель и их правового положения на примере Германии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

) рассмотреть федеральные земли Германии,

) проанализировать правовое положение федеральных земель Германии.

Для написания данной работы и решения поставленных задач использовалась литература многих авторов.

1. Федеральные земли Германии

Первоначально (1949-1952) Федеративная Республика состояла сначала из 11 земель, позднее после объединения в 1952 г. Бадена, Вюртемберг-Бадена и Вюртемберг-Гогенцоллерна в единую землю Баден-Вюртемберг их число составило 9 и после возвращения Саара в состав ФРГ и до объединения Германии состояла из 10 земель, которые были образованы в оккупационных зонах США, Великобритании и Франции .

Западный Берлин согласно четырёхстороннему соглашению был особым политическим образованием и не являлся землёй ФРГ.

После войны в советской оккупационной зоне, на территории будущей ГДР, также образованы пять земель, которые, однако, в 1952 г. были преобразованы в 14 округов. После первых свободных выборов 18 марта 1990 г. было принято решение восстановить прежние земли на территории ГДР вместо округов, практически в тех же границах, что были до 1952 г.

октября 1990 г. произошло присоединение ГДР и новых земель Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания, Саксония, Саксония-Анхальт и Тюрингия к Федеративной Республике. Одновременно восточная часть Берлина объединилась с западной и образовала 16-ю землю.

Современная Германия является федеративной республикой. В ее составе - 16 равноправных субъектов, федеральных земель. Каждая из них имеет свой экономический профиль, о котором немаловажно знать для оптимального выбора места обучения, работы или налаживания деловых связей.

федеральных земель Германии несут государственную ответственность. Исторически Германия до середины XIX века была разделённой на отдельные мелкие государства, в течение веков её географическая карта значительно менялась. Федеральные земли в их нынешнем виде сформировались после 1945 г., при этом частично учитывались как традиционная общность землячеств, так и исторически сложившиеся границы.

Три города Берлин, Гамбург и Бремен приравнены по своему статусу к федеральной земле.

В пяти землях существуют Административные округа, объединяющие несколько районов.

Федеральные земли Германии делятся на районы (нем. Landkreis или нем. Kreis).

В федеральных землях существуют также города земельного подчинения (нем. kreisfreie Städte), не входящие в районы. К ним как правило относятся достаточно крупные города. Города земельного подчинения по статусу приравниваются районам.

Районы, в свою очередь, состоят из общин (нем. Gemeinde). Община характеризуется наличием общинного Управления. Обычно города и посёлки подчиняются непосредственно району.

В некоторых землях несколько коммун (общин) имеют общее управление нем. Amt). В таких землях различают населённые пункты районного подчинения (нем. amtsfreie Gemeinde или нем. kreisangehörige Gemeinde) и населённые пункты, подчинённые Управлению.

Баден-Вюртемберг (Baden-Württemberg)

Эта федеральная земля отличается от других своей высокой технологичностью. Она лидирует на европейском рынке по концентрации высокотехнологических предприятий. А южный климат земли, очевидно, способствует изобретательной мысли населения: активность местных жителей в регистрации патентов намного превышает средний уровень по стране. Нигде в Германии не регистрируется столько патентов, как здесь. Экономическую стабильность обеспечивают Баден-Вюртембергу в частности такие крупные компании как Daimler, Boss, Bosch, Porsche .

Бавария (Bayern)

Альпы, пиво и сосиски - три вещи, с которыми мир ассоциирует Баварию и которые привлекают туристов со всего мира в эту федеральную землю. Бавария традиционно славится сильным экономическим развитием. Экономика Баварии сильна в основном засчет процветания сельскохозяйственного, технологического и туристического секторов. В баварской столице - Мюнхене - расположены такие мировые брэнды как BMW, Audi, Siemens, MAN.

Берлин (Berlin)

Столица Германии - Берлин - носит статус федеральной земли. Здесь развит как традиционный, так и деловой туризм: ежегодно сюда приезжает около 7 миллионов человек для участия во всевозможных конгрессах и конференциях. Сила экономики этой федеральной земли кроется в секторе услуг: свыше 80 % предприятий живут засчет оказания всевозможного сервиса. Кроме того, столица Германии усиливает свои позиции в области науки и исследований: недаром на ее территории действуют 20 вузов. Здесь имеют свои центральные офисы такие предприятия как Gazprom Germania, Bayer Schering Pharma, Philip Morris, Coca Cola Deutschland и др.

Бранденбург (Brandenburg)

Бранденбург во многом получает свои дивиденты от соседства со столицей Германии.

Но есть у земли и свои козыри: всемирно известный замок Сан-Суси, входящий в список всемирного наследия ЮНЕСКО, элегантная архитектура Потсдама, столицы Бранденбурга и развитое кинопроизводство. В районе Потсдама Баббельсберге находится самая крупная киностудия Германии. Здесь снимаются фильмы не только для немецкой киноиндустрии, но и для Голливуда.

Бремен (Bremen)

Эта федеральная земля состоит всего из двух городов - Бремена и Бремерхафена. Особое место в экономике земли занимает внешняя торговля, что объясняется выгодным расположением: каждый тень из порта Bremerhaven в отрытое Северное море отправляются грузовые суда. Удобная возможность транспортировать грузы морским путем привлекает в Бремен многие предприятия. Так, крупнейшим работодателем является Daimler, который отправляет свою продукцию из местного порта во все страны мира.

Гамбург (Hamburg)

Город Гамбург носит статус федеральной земли. Он является одним из самых значительных промышленных центров Германии. Благодаря наличию крупного морского порта здесь процветает торговля, экспорт и туризм. Славу городу-земле приносят и крупные издательства, которые имеют в Гамбурге свои штаб-квартиры. К важнейшим работодателям относятся такие фирмы как Airbus, Otto Versand, Nivea, Lufthansa и др.

Гессен (Hessen)

Эта федеральная земля расположена в центре Германии. Гессен славится финансовой активностью благодаря своему самому крупному городу - Франкфурту-на-Майне. Здесь находится наибольшее количество банков на европейском континенте. Франкфурт-на-Майне мог бы по праву называться столицей земли, однако ею является скромный Висбаден, где расположена штаб-квартира Ferrari Deutschland. Автомобильная промышленость вносит значительный вклад в экономику: в этой федеральной земле работают заводы Opel и VW .

Мекленбург-Передняя Померания (Mecklenburg-Vorpommern)

Главным источником дохода земли является туризм, благо что здесь расположены более 2.000 живописных озер, множество рек и - главный козырь региона - Балтийское побережье. Кроме туризма, важными отраслями этой земли являются судостроение и сельское хозяйство.

Нижняя Саксония (Niedersachsen)

Ведущая отрасль региона - автомобильная промышленность с ее главными участниками: Volkswagen в Вольфсбурге и Continental в Ганновере. Столица земли - Ганновер известна международными выставками. Здесь расположен самый крупный выставочный центр мира. Ежегодно он принимает около 2 миллионов посетителей со всего мира.

Северный Рейн-Вестфалия (Nordrhein-Westfalen)

Самая густонаселенная федеральная земля Германии обладает большим промышленным потенциалом. Машиностроение, сталеварная, автомобильная и химическая промышленость наиболее развиты в этом регионе. Особенно привлекательна земля для ученых: здесь имеется самая плотная научно-исследовательская сеть в Европе. Главными работодателями для жителей земли Северный Рейн-Весталия являются, например, Deutsche Telekom, Bayer AG, E.ON AG и др.

Рейнланд-Пфальц (Rheinland-Pfalz)

Прежде всего эта федеральная земля известна своим виноделием. Но не только это делает Рейнланд-Пфальц привлекательным: в Людвигсхафене находится химический гигант BASF, в Верте Daimler расположил самый крупный в мире завод по производству грузовых машин.

Саар Saarland

Граничащая с Францией земля некогда славилась своей угольной промышленностью. Но теперь темп набирают новые отрасли: например, информационные технологии. Кроме того, сильны в Сааре автомобильная, сталеварная промышленность. Самая известная марка региона - международный фарфоровый концерн Villeroy & Boch.

Саксония (Sachsen)

Саксония с ее столицей - Дрезденом - относится сегодня к одному из самых динамично развивающихся регионов страны. Саксония делает ставку на новые технологии, автомобилестроение, туризм, точную механику. Выставочный центр в Лейпциге проводит такие значительные международные выставки как Лейпцигская книжная ярмарка, выставка развлекательной электроники и компьютерных игр Games Convention, автомобильная выставка Auto Mobil International.

Саксония-Анхальт (Sachsen-Anhalt)

Традиционно эта федеральная земля делает акцент на химической и нефтеперерабатывающей промышленности. Здесь обосновали производства такие гиганты отрасли как Bayer, Total, Dow Chemical. Наряду с этой традицонной отраслью местной экономики развиваются и новые: солярная энергетика, биотехнологии, деревообрабатывающая промышленность.

Шлезвиг-Гольштейн (Schleswig-Holstein)

Регион граничит на севере Германии сразу с двумя морями: Северным и Балтийским. Поэтому море - один из главных источников дохода в Шлезвиг-Гольштейне. Рыболовство, судостроение, туризм - традиционные прибыльные отрасли региона. Любек, Путтгарден и столица земли Киль являются важнейшими паромными портами земли .

Тюрингия (Thüringen)

В Тюрингии производятся прежде всего стекло, керамика, текстиль и изделия из металла. Мировое признание получила оптика, производимая в Йене. Некогда здесь основал производство точных оптических приборов Карл Цейс. Сегодня его дело продолжает крупнейший работодатель региона - Jenoptik.

2. Правовое положение федеральных земель

Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством.

Вся государственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборов и голосований, а также через специальные органы законодательства, исполнительной власти и правосудия.

Законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие - законом и правом.

Все немцы имеют право оказывать сопротивление всякому, кто попытается устранить этот строй, если иные средства не могут быть использованы.

Государство, сознавая ответственность за будущие поколения, осуществляет охрану природных основ жизни в рамках конституционного строя и в соответствии с законом и правом посредством исполнительной власти и правосудия.

В целях осуществления идеи Объединенной Европы Федеративная Республика Германия участвует в развитии Европейского Союза, который обязуется сохранять принципы демократического, правового, социального и федеративного государства и принцип субсидиарноеT, а также гарантирует защиту основных прав, по существу совпадающих с основными правами, содержащимися в Основном законе. В этих целях Федерация может передавать свои суверенные права на основании закона, одобренного Бундесратом.

Насколько земли являются компетентными в осуществлении государственных полномочий и выполнении государственных задач, они могут переносить с одобрения Федерального правительства суверенные права на приграничные учреждения по соседским делам.

Для регулирования межгосударственных споров Федерация присоединится к соглашениям об общем, всеобъемлющем, обязательном международном арбитраже.

Общепризнанные нормы международного права являются составной частью федерального права. Они имеют преимущество перед законами и порождают права и обязанности непосредственно для лиц, проживающих на территории Федерации .

Конституционное устройство в землях должно соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства в духе настоящего Основного закона. В землях, округах и общинах народ должен иметь представительство, созданное в результате всеобщих, прямых, свободных, равных и тайных выборов. На выборах в округах и общинах обладают правом избирать и быть избранными согласно праву Европейского Сообщества также лица, которые имеют гражданство государства - члена Европейского Сообщества. В общинах выборный орган может быть заменен общинным собранием.

Территория Федерации может быть изменена таким образом, чтобы земли могли эффективно выполнять возложенные на них задачи соответственно их величине и возможностям. При этом должны приниматься во внимание земляческие связи, исторические и культурные особенности, хозяйственная целесообразность, а также требования, касающиеся организации территории и планирования развития земель.

Мероприятия по новому делению федеральной территории осуществляются посредством федерального закона, утверждаемого на референдуме. Мнение заинтересованных земель должно учитываться.

Референдум проводится в землях, из территорий или частей территорий которых должна быть образована новая земля или земля с новыми границами (заинтересованные земли). Голосование проводится по вопросу: должны ли заинтересованные земли оставаться в прежних границах или должна быть образована новая земля или земля с новыми границами. Результат референдума об образовании новой земли или земли с новыми границами считается положительным, если на будущей территории, а также на всех территориях или частях территорий заинтересованной земли, принадлежность которых должна соответственно измениться, большинство проголосует за эти изменения. Результат считается отрицательным, если на территории одной из заинтересованных земель большинство проголосует против изменений; однако отрицательный результат не принимается во внимание, если на части территории, принадлежность которой к заинтересованной земле должна измениться, большинство в две трети проголосует за изменение, кроме случая, когда на всей территории заинтересованной земли большинство в две трети отклонит предполагаемые изменения.

Если на ограниченной территории со взаимосвязанными населенными пунктами и экономикой, части которой находятся в нескольких землях, а население составляет не менее одного миллиона человек, десятая часть избирателей, имеющих право выбирать в Бундестаг, потребует путем народной инициативы решения вопроса о принадлежности этой территории к единой земле, то федеральный закон должен определить в течение двух лет, будет ли принадлежность к определенной земле изменена в соответствии с абзацем 2 или в заинтересованных землях будет проведен народный опрос.

Прочие изменения территориального статуса земель могут осуществляться на основе государственных договоров между заинтересованными землями либо по федеральному закону с согласия Бундесрата, если на территории, чья земельная принадлежность должна измениться, проживает не более 50 000 жителей. Подробности регулируются федеральным законом, который требует согласия Бундесрата и большинства членов Бундестага. Он должен предусмотреть обязанность выяснения мнений заинтересованных общин и округов .

В Германии поддерживается постоянный контроль за любыми изменениями собственности или аренды сельхозугодий. Переход прав на любые сельскохозяйственные угодья требует специального разрешения, которое необходимо в трех случаях: когда этот переход прав приводит к нежелательному распределению земель, например, перевод сельхозугодий на несельскохозяйственные виды пользования, что, как правило, считается нежелательным. При наличии нескольких лиц, желающих приобрести или арендовать землю, предпочтение отдается тому из них, который уже ведет сельскохозяйственное производство. Остальные две причины по ограничению распоряжением землей заключаются в том, чтобы избежать нежелательной фрагментации участков (ни один участок не должен быть меньше 1 га) или излишней концентрации земли (максимально от 400 до 500 га). Однако это не касается Восточных земель (бывшей ГДР). Что касается аренды земли, то на нее распространяются те же ограничения, что и на покупку.

В целом законодательство запрещает изъятие сельскохозяйственных земель на несельскохозяйственные цели, но имеется и закон о планировании землепользования, который дает властям права по отводу земель в определенных пределах для строительства дорог, общественных сооружений и т.д.

В Германии в наследственном земельном праве широко распространен принцип, что завещатель не в праве произвольно завещать свое земельное имущество, и оно, как правило, должно переходить лишь к одному из наследников, а все остальные должны получать соответствующие денежные или имущественные компенсации.

В особенности четко этот принцип прослеживается в законодательстве северных, протестантских землях ФРГ. Здесь после установленного факта смерти завещателя земля, а также и вся недвижимость и сельскохозяйственный инвентарь, поступает лишь к одному из наследников, обычно либо старшему в семье, либо в наибольшей степени связанному с ведением хозяйства. В случае споров такой наследник определяется судом. По закону требуется, чтобы этот человек имел бы соответствующую квалификацию, опыт работы и возможность эффективно вести хозяйство.

В других же землях Германии, на католическом юге, где господствуют иные традиции, Гражданский кодекс разрешает проводить раздел земли между всеми наследниками. Однако этот же кодекс разрешает оставлять землю только одному наследнику, с условием выплаты компенсации остальным со-наследникам. Вследствие такого различного подхода к принципу наследования, это сказывается и на аграрных структурах в ФРГ, между севером и югом - более крупными хозяйствами на севере и более мелкими на юге. Таким образом, в рамках одного кодекса существуют два подхода, которые регулируются законами земель. Вообще, даже исходя из общих принципов германского права, в каждой из стран этой группы осуществляется специфическая политика и применяются особые правовые нормы, чтобы отразить как местные реалии, так и аграрную, да и в целом экономическую политику .

В Германии имеется, пожалуй, одно из наиболее развитых законодательств по землепользованию, с учетом быстрого роста спроса на землю и желанием сохранить сельскохозяйственный потенциал страны.

Основой этой политики является федеральный акт по использованию земли, исходя из которого разработаны и приняты соответствующие акты по каждой из земель. Целью этого акта является поддержка традиционного сельскохозяйственного производителя и сохранения за ним его земель. При этом под производителем понимается крестьянское или фермерское хозяйство сельского типа, ориентированное на тщательную обработку почвы и содержание ограниченного поголовья скота, чтобы не нарушать экологический баланс. В целом сельское хозяйство рассматривается как одно из основных факторов по экологической безопасности страны. Федеральный и земельные акты резко ограничивают возможности перевода сельхозугодий на другие виды использования. В акте также заложены меры по борьбе с обезлюдиванием горных и неблагоприятных для сельского хозяйства районов.

В каждой из 16 земель, как уже говорилось, приняты свои акты по земле. Основной целью этих актов является практическое осуществление федерального законодательства.

Непосредственное составление планов землепользования и отвода земли идет уже на местном муниципальном уровне. Общие карты земель составляются на уровне земель, а конкретная привязка к местности - на муниципальном уровне. Устанавливаются отдельные зоны для сельского хозяйства, жилищного строительства, промышленной деятельности, зоны туризма и охоты. После выделения зон в течение пяти лет муниципалитет должен составить конкретную увязку на местности каждого землевладения, с указанием видов деятельности, типов построек и т.д. По обследованию в 1991 г. более половины из 8506 муниципалитетов в бывшей ФРГ уже провели такое зонирование и эта работа сейчас уже близка к завершению.

Что касается самого сельского хозяйства, то здесь центр тяжести законодательной и исполнительной деятельности лежит на властях земель, которые несут главную ответственность за консолидацию хозяйств и проведение структурной политики. Основное содержание этой политики заключается в ликвидации чересполосицы, создания более крупных по размерам хозяйств, по возможности с единым массивом земли, и в то же время препятствуя эрозии почв. Власти земель, как уже говорилось, в основном сосредоточивают свое внимание на определении сельскохозяйственных зон, а уже муниципалитеты ведут непосредственный землеотвод или точную фиксацию земель отдельных хозяйств. Что касается политики укрупнения хозяйств, то здесь власти земель играют лидирующую роль, а муниципалитеты в основном выполняют роль технических исполнителей. Отдельное законодательство предполагает все же изъятие части сельскохозяйственных земель для дорожного и прочего строительства. Налицо конфликт между различными законами. С целью его преодоления на уровне земель балансируются планы комплексного землепользования с расчетом на перспективу .

Заключение

Земля (нем. Land) в Федеративной Республике Германия является «государством-членом» (Gliedstaat) федерации.

Для отличия от «земли» в обычном значении слова часто употребляется термин Федеральная земля (Bundesland), но в юридических документах, таких как Основной закон ФРГ или конституциях земель, он не используется.

Исторически на территории Германии до середины XIX века существовало множество отдельных мелких государств, в течение веков её географическая карта значительно менялась. Земли в их нынешнем виде сформировались после 1945 года. При этом частично учитывались как традиционная общность землячеств, так и исторически сложившиеся границы. Земли, сформированные в американской, британской и французской зонах оккупации, вошли в состав ФРГ; земли в советской оккупационной зоне образовали ГДР и утратили статус земель вплоть до объединения Германии в 1990.

В конституционном праве Германии подчеркивается, что земли не являются административными единицами ФРГ (то есть производными от федерации), а наоборот, ФРГ является объединением земель. Земли считаются субъектами конституционного права, а также обладают ограниченной международной правосубъектностью. Земли несут «государственную ответственность». Три земли используют термин «свободное государство» (Баварии, Саксонии и Тюрингии), однако особые права по сравнению с другими землями с этим не связаны.

Список литературы

1.Алебастрова И.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М., 2005.

2.Жалинский А., Рерихт А. Введение в немецкое право. - М., 2004.

Конституционное право зарубежных стран./под ред. О.В. Лучина, Г.А. Василевич. М., 2005.

Очерки конституционного право современных государств. / под ред. Ульданова М.И. - М., 2005.

Чудаков М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - Мн., 2007.